г.Москва |
Дело N А40-83671/09-12-606 |
16 ноября 2009 года |
N 09АП-20414/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Захарова С.Л., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Юнит" и Федеральной налоговой службы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2009
по делу N А40-83671/09-12-606 судьи Чадова А.С.,
по заявлению ООО "Юнит" к Федеральной налоговой службе
об оспаривании решения от 30.06.2009 N 2-6-17/00450@,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кузьмина А.А. по доверенности от 22.06.2009 N 04 паспорт 45 08 116664, представителя ответчика Решетниковой Н.Ю. по доверенности от 20.02.2009 N ММ-29-7/51, удостоверение ЦАN 1161,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юнит" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной налоговой службы от 30.06.2009 N 2-6-17/00450@ о запрете проведения стимулирующей лотереи "Юнит", бездействия по невнесению в государственный реестр всероссийских лотерей сведений о всероссийской стимулирующей лотерее "Юнит" на основании документов, представленных заявителем 10.06.2009, а также обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по внесению указанных сведений в государственный реестр и выдачи выписки из реестра, содержащей сведения о проводимой лотерее, заявителю на основании запроса.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.09.2009, принятым по данному делу, заявленные требования частично удовлетворены: признано незаконным решение Федеральной налоговой службы от 30.06.2009 N 2-6-17/00450@ о запрете проведения стимулирующей лотереи "Юнит", в удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконным решения ФНС России, суд первой инстанции исходил из того, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи подано Обществом в надлежащий уполномоченный орган с приложением пакета необходимых документов в установленный законом срок, при этом основание, по которому заявителю запрещено проводить лотерею, не предусмотрено п.3 ст.7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях". Помимо прочего суд первой инстанции исходил из того, что лицензирующим органом нарушена процедура рассмотрения поданного уведомления в установленный законом срок, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия ответчика по невнесению в государственный реестр всероссийских лотерей сведений о всероссийской стимулирующей лотерее "Юнит" на основании документов, представленных заявителем 10.06.2009, и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по внесению указанных сведений в реестр и выдачи выписки из реестра, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие фактически отсутствует при наличии оспариваемого решения о запрете проведения лотереи, а обязание совершить какое-либо действие является мерой ответственности, которую выбирает суд для устранения последствий, наступивших вследствие незаконных действий (бездействия) или решения, после признания их таковыми. Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Общество в своей апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ФНС России по невнесению в государственный реестр всероссийских лотерей сведений о всероссийской стимулирующей лотерее "Юнит", обязании внести сведения в соответствующий государственный реестр и выдаче выписки из реестра, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в данной части. При этом указывает, что все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 1.1.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", были представлены Обществом в ФНС России в установленный законом срок. Считает, что невнесение сведений о стимулирующей лотерее в соответствующий реестр является неисполнением ФНС России обязанностей, возложенных на нее законодательством РФ, и, как следствие, нарушает права заявителя на получение информации о внесении в соответствующий реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении лотерее государственного регистрационного номера, которая является подтверждением законности проведения стимулирующей лотереи.
Федеральной налоговой службой также подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой ответчик просит его отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований и принять в данной части новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. При этом податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что основания для вынесения решения о запрете проведения стимулирующей лотереи соответствует положениям Закона о лотереях. Кроме того, считает, что при пропуске уполномоченным органом пятнадцатидневного срока организатор лотереи не может автоматически получить право на ее проведение, если им не соблюдены требования Закона о лотереях. Апелляционный суд проверяет законность и обоснованность принятого по делу решения в полном объеме в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта в части, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Юнит" представило в Федеральную налоговую службу уведомление о проведении стимулирующей лотереи "Юнит" в период с 10.05.2010 по 09.09.2011 с приложением необходимого пакета документов, предусмотренных ч.2 ст.7 Федерального закона "О лотереях" от 11.11.2003 N 138-ФЗ (л.д.7).
Решением N 2-617/00450@ от 30.06.2009 ответчик запретил заявителю проводить стимулирующую лотерею "Юнит", мотивировав свой отказ тем, что в нарушение ч.3 ст.7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" уведомление о проведении стимулирующей лотереи "Юнит" направлено организатором лотереи не за двадцать дней до дня ее проведения (л.д.21).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования в части признания незаконным решения ФНС России, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого решения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О лотереях" виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
В силу ст.7 указанного Закона стимулирующая лотерея непосредственно связана с реализацией конкретного товара.
Согласно ч.1 ст.7 Закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений; 4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Таким образом, приведенные нормы устанавливают условия, которым должно соответствовать уведомление о проведении стимулирующей лотереи, предельный срок его направления в уполномоченный орган, а также основания для запрета проведения данного вида лотерей.
При принятии оспариваемого заявителем решения ФНС России исходила из того, что организатором лотереи допущено нарушение требования ч.3 ст.7 Закона о лотереях, а именно, налоговый орган посчитал, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи "Юнит" направлено в ФНС России не за двадцать дней до дня ее проведения.
Между тем данный вывод налогового органа неправомерен. Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, подтвержденным материалами дела, о том, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи подано Обществом в надлежащий уполномоченный орган в установленный законом срок, при этом к уведомлению приложен полный пакет необходимых документов.
Довод ответчика о том, что представление уведомления ранее, чем за двадцать дней до проведения лотереи фактически свидетельствует о несоответствии представленных документов требованиям данного Закона, несостоятелен, так как нормы указанного Закона не содержат запрета на направление уведомления ранее чем за двадцать дней до проведения стимулирующей лотереи.
При этом Законом о лотереях установлен исчерпывающий перечень оснований для запрета проведения стимулирующей лотереи, и не содержит такого основания как направление уведомления о ее проведении ранее чем за двадцать дней до дня ее проведения. В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о недоказанности ответчиком наличия оснований для запрета проведения стимулирующей лотереи, и, как следствие, о незаконности оспариваемого решения от 30.06.2009, правомерен.
В данной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следует также согласиться с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия бездействия ответчика, выразившегося в невнесении в соответствующий государственный реестр сведений о проведении лотереи.
Учитывая, что ответчиком принято одно из двух предусмотренных Законом решений - решение о запрете проведения лотереи, соответственно, бездействие ответчика, выразившееся в невнесении в реестр сведений о лотерее, на момент вынесения решения от 30.06.2009 отсутствовало.
Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемое решение ФНС России, как указано выше, является незаконным, и у ответчика отсутствовали правовые основания для его принятия, требования заявителя об обязании ФНС России внести в государственный реестр всероссийских лотерей сведения о всероссийской стимулирующей лотерее ООО "Юнит" на основании документов, представленных ООО "Юнит" 10.06.2009, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.5 Закона о лотереях в едином государственном реестре лотерей содержатся сведения о всех проводимых на территории Российской Федерации лотереях.
Согласно п.2 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных Приказом Министерства финансов от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Информация о внесении в соответствующий реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера направляется (вручается) в письменной форме по просьбе организатора лотереи.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что в случае, если представленное уведомление о проведении стимулирующей лотереи и приложенные к нему документы удовлетворяют всем требованиям Закона, у налогового органа возникает обязанность по внесению в соответствующий реестр лотерей информации о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в настоящем случае заявителем в полном соответствии (и в установленные сроки) с нормами Федерального закона "О лотереях" в ФНС России были представлены уведомление о проведении лотереи и необходимые документы, апелляционный суд считает необходимым обязать налоговый орган внести в реестр информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера.
Принимая во внимание сказанное, нельзя признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования о внесении сведений о проведении стимулирующей лотереи в государственный реестр всероссийских лотерей.
Что касается требования Общества об обязании выдать ему выписку из реестра, содержащую сведения о проводимой лотерее, то оно обоснованно отклонено судом первой инстанции. Из содержания приведенного выше п.2 Правил проведения стимулирующей лотереи следует, что информация о внесении в соответствующий реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера направляется (вручается) в письменной форме по просьбе организатора лотереи.
Таким образом, выдача соответствующей выписки из реестра осуществляется по запросу организатора лотереи. Между тем в настоящем случае Общество с заявлением о выдаче выписки из реестра в уполномоченный орган не обращалось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления ООО "Юнит" об обязании Федеральной налоговой службы устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по внесению сведений о всероссийской стимулирующей лотерее ООО "Юнит" в государственный реестр всероссийских лотерей.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае, учитывая, что оспариваемое решение ФНС России является незаконным, апелляционный суд считает необходимым обязать Федеральную налоговую службу внести в государственный реестр всероссийских лотерей сведения о всероссийской стимулирующей лотерее ООО "Юнит" на основании документов, представленных ООО "Юнит" 10.06.2009.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, п.3 ч.1 ст.270, ст.271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2009 по делу N А40-83671/09-12-606 отменить в части отказа в удовлетворении заявления ООО "Юнит" об обязании Федеральной налоговой службы устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по внесению сведений о всероссийской стимулирующей лотерее ООО "Юнит" в государственный реестр всероссийских лотерей.
Обязать Федеральную налоговую службу внести в государственный реестр всероссийских лотерей сведения о всероссийской стимулирующей лотерее ООО "Юнит" на основании документов, представленных ООО "Юнит" 10.06.2009.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить ООО "Юнит" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83671/09-12-606
Истец: ООО "Юнит"
Ответчик: Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20332/2009