05 ноября 2009 г. |
Дело N А65-21593/2009 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Усановой М.П.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион-транс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2009 года по делу N А65-21593/2009
(судья Воробьев Р.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орион-Транс", Республика Татарстан, Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, об оспаривании постановления от 28.07.2009 г. N 0112 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орион-Транс" (далее - заявитель, ООО "Орион-Транс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2009 г. N 0112 о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 01 сентября 2009 года в удовлетворении требований заявителя отказано по мотиву правомерности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе указывает, что суд необоснованно применил ст. 10.2 и ст. 25 Федерального закона РФ т 222.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55, поскольку необходимые документы были в наличии у Общества, но не были найдены в момент проверки барменом Давлетшиной Л.Д. Указанные документы были представлены административному органу до возбуждения дела об административном правонарушении. Считает, что отсутствие документов на момент проверки не образует состав данного административного правонарушения. Указывает также, что в силу ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ налоговые органы не вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 КоАП РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что 02.07.2009 г. при проведении ответчиком проверки соблюдении требований Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в закусочной "Бистро", расположенной по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Альметьевский тракт, поворот на ст. Круглое поле, установлен факт реализации алкогольной продукции, а именно вина специального красного "Земфира", емк. 0,7 л., крепость 17%, дата розлива 29.07.2008 г. УКП 02230581, спец. марка РФ 001881457427, Российского шампанского полусладкого "Светлое", емк. 0,75л., крепость 10,5-12,5%, дата розлива 11.07.2008 г., УКП 02202931, спец. марка РФ 001624005991, без товарно-транспортных накладных, справок к товарно-транспортным накладным, сертификатов качества, чем нарушены ст. 10.2, ст. 16 настоящего Федерального закона и п.п. 12, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55.
На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении от 03.07.2009 г. N 0100, Инспекцией вынесено оспариваемое постановление от 28.07.2009 г. N 0112 о назначении заявителю административного наказания по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 7).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 ст. 14.16 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота. Статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относятся следующие документы: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия установлен п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Согласно пункту 139 раздела ХIХ "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию, как покупателя, так и контролирующего органа.
В случае непредъявления в момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (которые фактически имелись) и представления их Обществом ко времени составления протокола об административном правонарушении его действия квалифицируются по ч. 3 ст. 14.16 КоАП.
В рассматриваемом случае факт вменяемого Обществу правонарушения и вина последнего в его совершении подтверждаются материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд правильно указал, что Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Штраф назначен заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд правомерно не усмотрел также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у Инспекции полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 КоАП РФ осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 статьи 14.16, ч. 14.17, статьями 14.19, 15.13 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Вместе с тем, в силу п. 8 постановления Правительства РФ "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" от 24.02.2009 г. N 154 настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением подпунктов 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и п. 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим Постановлением, вступающих в силу в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации такие решения еще не приняты, в связи с чем налоговый орган в соответствии со ст. 23 Федерального закона N 171-ФЗ и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 был вправе осуществлять контрольные функции в сфере оборота алкогольной продукции в период проведения проверки и, соответственно, составлять прокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 КоАП РФ. Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2009 года по делу N А65-21593/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21593/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Орион-Транс", г.Набережные Челны, Общество с ограниченной ответственностью "Орион-Транс", г.Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Татарстан, г.Набережные Челны
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9084/2009