г. Самара |
|
10 ноября 2009 г. |
Дело N А55-9025/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 ноября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 10 ноября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Липкинд Е.Я., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Журавлевой А.О.,
с участием:
- ФГУП ГОССМЭП МВД России - представитель Носиков П.Н., доверенность N 362 от 02.10.2009,
- ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, - представитель Воронов Д.В., доверенность N 203 от 21.01.2009,
- Администрации городского округа Самары, г.Самара, - представитель Голубкина О.А., доверенность N 01/14-326 от 18.03.2009.
Рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного апелляционного суда в зале N 7 апелляционную жалобу ФГУП ГОССМЭП МВД России на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2009 года (судья Разумов Ю.М.), принятое по делу N А55-9025/2008
по иску ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, к ФГУП ГОССМЭП МВД России
Администрации городского округа Самары, г.Самара, о взыскании 3 559 316 руб. 45 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к УП "Самараоблдорсигнал" ГОССМЭП МВД РФ о взыскании с учетом уточнения 359 6096 руб. 82 коп. неосновательного обогащения в результате потребленной электрической энергии в период с 13.02.2005г. по 30.04.2007г. светофорными объектами города Самары и административными зданиями.
Суд определением от 08.09.08г. заменил в порядке ст.47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненадлежащего ответчика на надлежащего - ФГУП "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации", г.Москва.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2008г. исковые требования были удовлетворены частично. С ФГУП "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" взыскано 36 780 руб. 37 коп., в остальной части исковых требований и во взыскании с Администрации городского округа Самары, г.Самара, отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2009г. решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. При новом рассмотрении дела и до принятия судом решения истец уменьшил размер исковых требований до суммы 3 559 316 руб. 45 коп. за счет исполнения ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" обязательства по оплате неосновательно потребленной электрической энергии административными зданиями в размере 36 780 руб. 37 коп. (суммы, признанной ответчиком и взысканной при первоначальном рассмотрении дела), при этом неосновательно потребленную электрическую энергию административными зданиями в размере 412 355 руб. 39 коп. просит взыскать с ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ", а потребленную электроэнергию светофорными объектами в размере 314 6961 руб. 05 коп. солидарно с ответчиков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2009 г. исковые требования удовлетворены. С ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" в пользу ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, взыскано 3 559 316 руб. 45 коп. неосновательного обогащения и расходы по госпошлине в сумме 1 000 руб. В иске к Администрации городского округа Самары, г.Самара, отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ФГУП ГОССМЭП МВД России обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФГУП ГОССМЭП МВД России апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, с апелляционной жалобой не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации городского округа Самары, г.Самара, апелляционную жалобу не поддержал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, светофорные объекты, указанные истцом в Перечне (л.д.78-85,т.1), являлись федеральной собственностью, находились в спорный период в хозяйственном ведении последнего и числились на балансе филиала ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" по Самарской области, что подтверждается письмом ГОССМЭП МВД России от 7 мая 2003 года N 01/0099 (л.д.22, т.1). В предшествующий период, до указанного в иске периода, истец поставлял данному ответчику электроэнергию в рамках договора N6483 от 18.11.1998г., срок действия которого истек 12.02.2005г. в связи с отказом потребителя от договора, что установлено решением Арбитражного суда Самарской области от 02.08.05г. по делу NА55-8531/2005.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в п.3 Информационного письма N 30 от 17.02.1998г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии с п.1. ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт потребления электроэнергии, порядок расчета и объем фактически потребленной электроэнергии ответчиками не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" как лицо, за которым на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, обязан был производить оплату за фактически потребляемую электрическую энергию. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что объем фактически потребленной ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" электрической энергии административными зданиями по адресу: г.Самара, ул.Фрунзе, 50, ул.Главная, 6, рассчитан истцом на основании контрольных показаний приборов учета электроэнергии и ответчиком не оспорен. Доказательства оплаты долга в материалы де не представлены.
Светофорные объекты, указанные истцом, являются федеральной собственностью и закреплены за филиалом ГОССМЭП МВД РФ по Самарской области, что подтверждается письмами руководителей ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" от 07.05.2003г. N 01/0099 (л.д.22, т.1), от 07.11.2008г. N 01-0379 (л.д.27, т.2), от 07.11. 2008 г. N 01-0340 (л.д.28-32, т.2).
В реестре муниципальной собственности г.о. Самара данные светофоры не числятся, за исключением 37 светофорных объектов (которые являются имуществом муниципальной казны с ноября 2007 года и с июня 2009 года), следовательно, за период с 13.02.05г. по 30.04.07г. у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность производить оплату за потребленную электроэнергию светофорными объектами.
Согласно представленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара выписки из реестра муниципального имущества от 25.05.2009 N 15-07-06/37433, до 28.11.2007 из представленного истцом списка светофорных объектов ни одного светофорного объекта не находилось в муниципальной собственности.
Судебной коллегией принимается во внимание, что в спорный период ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" являлось балансодержателем всех светофорных объектов расположенных на территории г.Самара.
С учетом изложенного, обязанность по уплате долга за потребленную электроэнергию за спорный период у органа местного самоуправления отсутствовала и правовых оснований для взыскания задолженности с Администрации городского округа Самары, г.Самара, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ЗАО "Самарские городские электрические сети", г.Самара, в сумме 3 559 316 руб. 45 коп., взыскав задолженность с первого ответчика - ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ". В иске к Администрации городского округа Самары, г.Самара, правомерно отказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления в силу закона должен содержать светофорные объекты, расположенные на территории городского округа Самара, является несостоятельный, поскольку противоречит действующему законодательству.
Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание, что и до настоящего времени ФГУП "ГОССМЭП МВД РФ" не предприняты меры по передаче светофорных объектов со своего баланса на баланс органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебной коллегией не установлено нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2009 года по делу N А55-9025/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ФГУП "ГОССМЭП" МВД России в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9025/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети"
Ответчик: ФГУП ГОССМЭП МВД РФ, ФГУП "Самараоблдорсигнал" ГОССМЭП МВД РФ, Унитарное предприятие "Самараоблдорсигнал", Администрация городского округа Самары
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6757/10
13.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6757/10
11.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-9025/2008
10.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9233/2009
09.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-9025/2008