Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 ноября 2006 г. N КА-А40/10055-06
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2006 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2006 года, признано недействительным как не соответствующее статье 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ, статьям 169, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение ИФНС России N 10 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 15 февраля 2006 года N 137 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 1, 2.1, 2.2 резолютивной части о доначислении налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную уплату налога и налоговых санкций. Признаны недействительным требование инспекции без номера от 15 февраля 2006 года об уплате налога как не соответствующее пункту 2 статьи 69 кодекса, требование без номера от 15 февраля 2006 года об уплате налоговой санкции как не соответствующее статье 122 Кодекса. Отклонен встречный иск инспекции о взыскании налоговой санкции, наложенной оспариваемым решением.
В кассационной жалобе инспекции содержится просьба об отмене судебных актов по мотивам необоснованности, нарушения норм материального права и несоответствия фактическим обстоятельствам по делу.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции, считая судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ, совещаясь на месте, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения и постановления, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, указанное решение принято налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация" (ООО "ВЭА", далее - заявитель), в ходе которой инспекция установила предъявление налога к вычету при отсутствии налоговой базы, а также по счетам-фактурам, выставленным поставщиком СПК "Агрокомбинат Снов" (Республика Беларусь), составленным с нарушением требований п.п. 5, 6 статьи 169 НК РФ: отсутствовали подписи руководителя предприятия. Инспекция посчитала указанные обстоятельства налоговыми правонарушениями и привлекла общество к налоговой ответственности за неполную уплату НДС, доначислила налог и пени, выставила требования о их уплате.
Не согласившись с решением, требованиями, Общество оспорило их в Арбитражном суде. Инспекция предъявила встречный иск о взыскании налоговой санкции.
Признавая решение недействительным, судебные инстанции исходили из того, что законодательством Республики Беларусь не предусмотрены требования к составлению счетов-фактур, аналогичные предусмотренным в Российской Федерации, поэтому налогоплательщик был вправе представить в обоснование права на налоговые вычеты счета-фактуры, составленные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, тем не менее, по просьбе заявителя поставщик представил счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Суд посчитал вывод налогового органа о неправомерном предъявлении НДС к вычету при отсутствии налоговой базы не основанным на положениях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", действовавшего в период 2002-2004 гг., при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Суммы налога на добавленную стоимость уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, подлежат вычету (возмещению, зачету) и порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 года N 3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции от 25.06.2001 г. N 42-3) счет-фактура составляется в произвольной форме. Основанием для учета расчетов с бюджетом по НДС по товарам являются товарные и товарно-транспортные накладные утвержденных форм, в которых выделен НДС. Счета-фактуры по форме СФ-1 выставляются только для НДС по услугам. При этом форма СФ-1 не соответствует требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ, так как регулируется законодательством Республики Беларусь.
Применив Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 г. N 384-О, постановление КС РФ от 20.02.2001 г. по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость", разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, данные в п. 29 Постановления Пленума от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверив и оценив представленные по делу доказательства, в том числе представленные в материалы дела счета-фактуры белорусского поставщика "Агрокомбинат Снов", составленные с соблюдением требований ст. 169 НК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении общества к налоговой ответственности.
Следует отметить, что, согласно справке выездной встречной проверки по вопросу взаимоотношений между ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация" и СПК "Агрокомбинат Снов" от 14.11.2005 г. (т. 1, л.д. 52-53), операции реализации товаров в адрес заявителя отражены в бухгалтерском учете агрокомбината, оплата за отгруженную продукцию осуществлена в полном объеме.
Согласно ст.ст. 143, 146 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ; услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений закона следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью их приобретения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, плательщик налога на добавленную стоимость обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Поскольку налоговым органом не оспаривается факт уплаты обществом НДС поставщикам в составе цены товаров (работ, услуг), отсутствие фактов реализации товаров (работ, услуг) не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов.
Этот вывод следует также из того обстоятельства, что глава 21 Налогового кодекса РФ не предусматривает возможность отсрочки возмещения НДС до возникновения обстоятельств, с которыми ИМНС связывает появление права на налоговые вычеты, то есть до исчисления НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг).
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 13.04.2006 г. по делу N А40-10118/06-35-101 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04.07.2006 г. N 09АП-6745/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2006 г. N КА-А40/10055-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании