г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2009 года |
Дело N А42-4240/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11337/2009) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2009
по делу N А42-4240/2009 (судья Варфоломеев С.Б.),
принятое по заявлению Войсковой части 36138
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Курянова Л.Р. по доверенности от 23.10.2009;
от ответчика: Блинов Е.И. по доверенности от 04.02.2009
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Войсковая часть 36138 (далее - войсковая часть 36138, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление, ответчик) от 26.05.2009 N 1177/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о признании незаконными действий государственного инспектора по охране природы на территории Мурманской области Валеева Фарита Рахимовича, вынесшего оспариваемое постановление.
Решением суда от 05.08.2009 требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил постановление от 26.05.2009 N 1177/13, в удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение в части удовлетворения заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом неправильно установлены обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя их отклонил, указав, что с решением суда в части отказа в удовлетворении требования об оспаривании действий государственного инспектора Валеева Ф.Р. согласен.
Законность и обоснованность решения суда от 05.08.2009 проверены в апелляционном порядке по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что постановлением от 26.05.2009, вынесенным государственным инспектором по охране природы на территории Мурманской области Валеевым Ф. Р., войсковая часть 36138 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 рублей. Заявителю вменяется неисполнение в подразделениях войсковой части 36138 - войсковых частях (далее - в/ч) 28278, в/ч 03733, в/ч 03734, в/ 03735, в/в 39882, в/ 96618, в/ 52418, в/ч 31478 обязанности по инвентаризации образующихся в процессе деятельности отходов производства и потребления, разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на опасные отходы. Кроме того, в постановлении указано, что в отношении имеющихся подразделениях в/ч 36138 стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха не произведена инвентаризация выбросов и их источников, отсутствуют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Оспаривая постановление в судебном порядке, заявитель указал, что не является субъектом административной ответственности, поскольку проверенные Управлением войсковые части не являются его структурными подразделениями, а здания, строения и сооружения на балансе в/ч 36138 не находятся.
Арбитражный суд Мурманской области согласился с доводами заявителя, и апелляционная инстанция считает решение суда правильным.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 23.03.2009 руководителем Управления издано распоряжение N 31-р о проведении в период с 01.04.2009 по 30.04.2009 плановой комплексной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в государственном учреждении "Войсковая часть 36138 (г. Североморск) и непосредственно подчиненных ей подразделениях: войсковой части 96618 (п. Африканда), войсковой части 96623 (г. Мончегорск), войсковой части 52415 (с. Ловозеро), войсковой части 03731 (п. Килпьяр).
Членами комиссии Управления: Зиминым Н.В., Чуниным С.А., и Ефименко Д.В. по результатам проведенных проверок составлены акты от 20.05.2009 N 3182/12 в отношении Государственного учреждения "Войсковая часть 96618", от 20.05.2009 N 3182/13 в отношении Государственного учреждения "Войсковая часть 52418", от 20.05.2009 N 3182/14 в отношении Государственного учреждения "Войсковая часть 96623", и от 20.05.2009 N 3182/15 в отношении Государственного учреждения "Войсковая часть 52415" (л.д. 22-37). В этот же день - 20.05.2009 комиссией Управления в составе шести государственных инспекторов составлен акт N 3182/16. Согласно данному акту комиссией в отношении в/ч 36138 проведена "выездная плановая проверка выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверки условий использования водного объекта от 22.10.2007 N 22/06" (л.д. 40). В акте отражены нарушения в сфере недропользования, охраны атмосферного воздуха, обращению с отходами производства и потребления. Нарушения выявлены, как следует из содержания акта, в деятельности "подчиненных" заявителю подразделений: в/ч 28278, 03733, 03731, 03734, 03735, 39882, 96618, 52415, 96623, 31487, 52418.
Согласно всем актам период проведения проверки - с 01.04.2009 по 24.04.2009 и с 19.05.2009 по 25.05.2009.
19.05.2009 государственным инспектором Валеевым Ф.Р. в отношении в/ч 36138 составлен протокол об административном правонарушении, а 26.05.2009 вынесено постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ (далее Закон N 96-ФЗ) юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" от 02.03.2000 N 183 (далее - постановление N 183) предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, положения приведенных норм обязанность по их соблюдению возлагают на лиц, имеющих источники выбросов вредных веществ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Статьей 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. Об осмотре составляется протокол.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что обстоятельства совершения правонарушений, вменяемых заявителю, выявлены Управлением в результате плановой проверки, проведенной 19.05.2009. Согласно протоколу в процессе деятельности войсковой части 36138 образуются отходы 1-5 классов опасности, в том числе отработанные ртутные лампы и аккумуляторные батареи, лом черных и цветных металлов, масла автомобильные отработанные, коммунальные отходы, пищевые отходы, ветошь промасленная и другие. Учет количества этих отходов не ведется.
Иные, отраженные в протоколе нарушения, касаются деятельности других войсковых частей (не произведена инвентаризация отходов, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не составлены паспорта на опасные отходы).
Кроме того, согласно протоколу, в отношении находящихся "в подразделениях войсковой части 36138" 15 единиц стационарных (гаражи, дизельные генератора, угольные котельные -) и 151 единицы передвижных (автомобильной карбюраторной и 118 единиц дизельной техники) источников загрязнения атмосферного воздуха не произведена инвентаризация выбросов и их источников, не разработаны проекты нормативов предельно допустимых выбросов, не получены разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вменяя заявителю нарушение статей 11, 14, 19 Федерального закона от 24.07.1998г. "Об отходах производства и потребления", а также статей 22, 30 и 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Управление не привело доказательств, которыми подтверждаются факты обнаружения на территории в/ч 36138 опасных отходов, наличия у в/ч 36138 источников загрязнения атмосферного воздуха.
Протокол осмотра территории в/ч 36138 в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ, не составлялся. Таким образом, выводы о наличии отходов 1-5 классов опасности, равно как и о наличии источников загрязнения атмосферного воздуха, бездоказательны.
По мнению апелляционной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств тому, что перечисленные в протоколе и постановлении войсковые части являются подчиненными заявителю структурными подразделениями, за организацию деятельности которых заявитель несет ответственность.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции дал правильную, соответствующую материалам дела, оценку приведенных Управлением доводов и представленных доказательств.
Довод Управления о нахождении войсковых частей "в непосредственном подчинении" в/ч 36138 не основаны ни на имеющихся в деле доказательствах, ни на нормах материального права.
При изложенных обстоятельствах решение суда от 05.08.2009 следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2009 по делу N А42-4240/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4240/2009
Истец: Войсковая часть 36138
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6345/10
05.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6345/10
01.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13545/2009
02.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11337/2009