г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2009 года |
Дело N А56-30484/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-12224/2009)
Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2009
по делу N А56-30484/2009 (судья Сайфуллина А.Г.),
принятое по заявлению ООО "РКС-энерго"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения и обязании возместить НДС
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 14.01.2009 N 210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принятое Инспекцией ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) и обязании налогового органа возвратить НДС за январь 2007 года в размере 667 268 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2009 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что бюджетные средства, перечисленные Обществу Комитетом социальной защиты населения не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений, а подлежат включению в облагаемую НДС базу, поскольку представляют собой часть выручки за оказанные услуги по отпуску электроэнергии населению.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их, по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.08.2008 Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за январь 2007 года.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 02.12.2008 на основании которого принято решение от 14.01.2009 N 210 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанным решением Обществу предложено в срок, указанный в требовании уплатить недоимку по НДС размере 667 268 руб.
Общество обжаловало решение инспекции в Управление ФНС России по Ленинградской области. Управление ФНС по Ленинградской области решением от 31.03.2009 N 15-26-14/СА13 отказало в удовлетворении жалобы Общества и утвердило решение инспекции.
25.05.2009 Общество обралось в налоговый орган с заявлением N 841 о возврате уплаченного НДС в размере 667 268 рублей за январь 2007 года.
В течение установленного НК РФ срока денежные средства в размере 667 268 рублей на расчетный счет не возвращены.
Считая решение инспекции N 210 от 14.01.2009 не соответствующим требованиям НК РФ и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного акта налогового органа и требованием об обязании возвратить налог.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что Общество в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ правильно определило налоговую базу по НДС исходя из государственных регулируемых цен реализации коммунальных услуг, исключив из нее суммы дотаций (субсидий), полученных из бюджета на покрытие понесенных убытков, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога. Так же судом установлена правомерность предъявления к возмещению НДС в размере 667 268 рублей по уточненной декларации, в связи с чем, на налоговый орган возложена обязанность по возврату налога.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что в спорном периоде Общество оказывало населению услуги по обеспечению электроэнергией по государственным регулируемым тарифам, в том числе льготным категориям.
Материалами дела подтверждено, что Обществом в первичной налоговой декларации по НДС за январь 2007 года налоговая база по НДС по ставке 18/118 указано 86 707 541, исчисленный НДС- 13 226 574 рублей.
В уточненной декларации за январь 2007 года Обществом уменьшена сумма реализации на 4 374 311 рублей, уменьшен исчисленный налог на 667 268 рублей.
Подача уточненной декларации обусловлена исключением налогоплательщиком из налогооблагаемой базы денежных средств (субвенций), полученных от Комитетов социальной защиты населения Ленинградской области, в качестве возмещения затрат от предоставления субсидий на оплату электроэнергии льготным категориям граждан.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абзац 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество оказывало услуги по электроснабжению населению, в том числе гражданам, имеющим предусмотренные законодательством льготы по оплате этих услуг.
Согласно материалам дела в период с января 2006 года по первый квартал 2008 года Общество реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным приказом Правительства Ленинградской области от 20.12.2005 N 100-п. Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
Как видно из материалов дела, на основании заключенных договоров Комитеты социальной защиты населения Лужского муниципального района, Киришского муниципального района, Кингисепского муниципального района, Ломоносовского муниципального района, города Сосновый Бор, Тосненского муниципального района, Волосовского муниципального района, Волховского муниципального района, Выборгского муниципального района, Бокситогорского муниципального района, Гатчинского муниципального района, Шлиссельбургского городского поселения Ленинградской области, в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи населению и в пределах выделенных ассигнований в спорном периоде перечисляли Обществу средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам услуг электроснабжения по установленным тарифам.
За январь 2007 года фактически перечислены денежные средства в размере 4 374 311 рублей.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Бюджетные средства, перечисленные Обществу для возмещения его расходов, не связаны с оплатой услуг электроснабжения.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг).
В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 154 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены.
В силу абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из Фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций при определении налоговой базы не учитываются.
Из анализа совокупности указанных норм НК РФ следует, что налоговая база по НДС определяется как цена реализованных услуг, указанная сторонами сделки купли-продажи этих услуг.
Сторонами сделки по предоставлению коммунальных услуг является Общество и гражданин-потребитель.
Общество предоставляет потребителям услуги электроснабжения, а потребители оплачивают их по льготным ценам.
Согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
При реализации услуг льготным категориям граждан пунктом 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлен специальный порядок расчета размера платы, согласно которому в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
При реализации коммунальных услуг по льготной цене Общество не получает полную оплату (цену) электроэнергии, в связи с чем у Общества возникает убыток.
Поэтому одновременно с установлением льготного порядка оплаты коммунальных услуг, государство предусмотрело и механизм компенсации организациям - исполнителям коммунальных услуг их расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан.
Компенсация данных расходов производится путем перечисления бюджетных средств в форме субвенций на расчетный счет исполнителя коммунальной услуги. Размер перечисляемых бюджетных средств утверждается законами об областном бюджете на соответствующий год.
Возмещение расходов (убытков) Обществу производилось путем из бюджетов денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе на расчетный счет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе, признаются субвенциями.
Выплачиваемые из бюджета денежные средства являются расходами бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
При перечислении бюджетных средств в платежных поручениях указываются сведения о направлении расхода в соответствии с бюджетной классификацией расходов в целях обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств.
Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных государственных функций и решение социально-экономических задач.
Согласно сведениям о назначении бюджетных средств, указанным в платежных поручениях, денежные средства предоставлялись Обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Обществом услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Следовательно, данные денежные средства не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Полученные Обществом денежные средства являются субсидиями на покрытие убытка, связанного с применением обществом государственных регулируемых цен на оказанные населению услуги и с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Следовательно, указанная денежная компенсация в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ не включается в налоговую базу по НДС.
Указанная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 17.02.2009 N ВАС-2563/09.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у налогового органа правовых оснований для включения полученных Обществом дотаций в облагаемую НДС базу и доначисления налога в сумме 667 268 рублей соответствует положениям налогового законодательства и судебно-арбитражной практике.
Довод инспекции о том, что получаемая дотация покрывает все расходы с учетом начисления НДС, подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания закона (ст. 154 НК РФ) суммы субвенций при определении налоговой базы не учитываются.
Материалами дела подтверждено, что Общество при подаче первоначальной декларации по НДС за январь 2007 года предъявило к возмещению НДС в размере 3 396 740 рублей (л.д. 15 т. 1).
По результатам представления уточненной декларации, в связи с исключением из налоговой базы сумм субсидий, налог к возмещению за январь 2007 года увеличен на сумму 667 268 рублей. Общая сумма НДС, подлежащий возмещению по уточненной налоговой декларации составил 4 064 008 рублей (л.д. 19 т. 1).
Согласно требованиям ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату). По окончании проверки в течение 7-ми дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.
Обществом в материалы дела представлено заявление о возврате НДС за 2006-2007 год, в том числе за январь 2007 в сумме 667 268 рублей (л.д. 12-13 т. 1). Указанное заявление получено инспекцией 25.05.2009. Камеральная проверка окончена инспекцией 14.01.2009. Однако в установленные сроки решение о возмещении НДС за январь 2007 года не принято, налог налогоплательщику не возвращен.
Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС в размере 667 268 рублей подтверждено материалами дела, наличие недоимки по иным налогам, препятствующей возврату налога материалами дела не подтверждено, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества об обязании инспекции осуществить возврат НДС в размере 667 268 рублей.
Довод налогового органа о том, что Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об обязании возвратить налог до истечения законом установленного срока, отклоняется апелляционным судом, поскольку резолютивная часть по настоящему делу объявлена 20.07.2009, то есть по истечению срока установленного законом для возврата налога.
Доказательств возврата заявленной суммы НДС на расчетный счет налогоплательщика до принятия решения судом первой инстанции налоговым органом не представлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2009 года по делу N А56-30484/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30484/2009
Истец: ООО "РКС-энерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12224/2009