05 ноября 2009 г. |
Дело N А66-9511/2009 |
г. Вологда |
|
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Кудина А.Г. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии
от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Ереминой Т.Х. по доверенности от 02.11.2009 N 06-13/269,
от общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Синицина А.В. по доверенности от 20.05.2009 N 109/09/ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области
на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2009 года по делу N А66-9511/2009
(судья Романова Е.В.),
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление, УФНС по Тверской области) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее - общество, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. УФНС по Тверской области с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на неправильную оценку имеющихся в деле доказательств, просит отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2009 и принять новый судебный акт. Считает, что в данном случае вина общества во вмененном ему правонарушении доказана.
ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, считает, что все документы им были представлены при составлении протокола об административном правонарушении. Просит оставить решение суда в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу в арбитражном суде - прекращению.
Из представленных документов усматривается, что на основании поручения от 15.09.2009 N 3 должностными лицами УФНС по Тверской области совместно с сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области и оперуполномоченным 3 отдела ОРЧ (по линии НП при УВД) 16.07.2009 произведена проверка соблюдения обществом законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по месту нахождения его филиала, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 122. По результатам проверки оформлены акт осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.07.2009 N 3, протоколы изъятия от 16.07.2009 N 3, от 29.07.2009 N 3/1. В ходе проверки установлено, что в названной торговой точке осуществлялась реализация алкогольной продукции: "Водка "Савинская мягкая" (объем 0,5 л, дата разлива 02.06.2009 и 03.07.2009, производство ЗАО "Раунд-М" (ИНН 5012015868), на которую представлены следующие сопроводительные документы: товарные накладные от 06.07.2009 N 00002089 и от 22.06.2009 N 00001930, удостоверения о качестве от 06.07.2009 N 00441 и от 22.06.2009 N 00334, разделы "А" и "Б" справок N 1/00002089 и N 1/00001930 прилагаемых к товарно-транспортным накладным от 06.07.2009 N 00002089 и от 22.06.2009 N 00001930 соответственно. Данные товарно-транспортные накладные в момент проверки не предъявлены. Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, по товарно-транспортной накладной от 22.06.2009 N 00001930 ЗАО "Раунд-М" в адрес обособленного подразделения ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" отгружена иная алкогольная продукция, а именно "Настойка горькая "Савинская пряная" (0,26 л, в количестве 96,85 дал (3725 штук). Товарно-транспортная накладная от 06.07.2009 N 00002089 в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) Управления федеральной налоговой службы по Московской области не зафиксирована. По результатам проведенного Экспертно-криминалистическим центром Управления внутренних дел по Тверской области химического исследования указанной водки выявлено отклонение от установленной ГОСТ Р 51255-99 нормы по крепости алкогольной продукции "Водка "Савинская мягкая", а также присутствие в исследуемой жидкости ацетона.
На основании части 1 статьи 28.3 КоАП РФ госналогинспектором контрольного отдела УФНС по Тверской области в присутствии управляющего торговым центром общества составлен протокол от 12.08.2009 N 11 об административном правонарушении, ответственность за которое определена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. При этом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 98, 99).
Считая факт вмененного ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" правонарушения доказанным, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к ответственности. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на отсутствие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно названной норме поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Абзацем шестнадцатым статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта и алкогольной продукции определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 26 названного Закона предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2). Форма справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации и к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Правила розничной продажи алкогольной продукции установлены в разделе 1 "Общие положения" и разделе XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80).
В соответствии с пунктом 12 названных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Согласно пункту 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УФНС по Тверской области пояснил, что в протоколе от 12.08.2009 N 11 об административном правонарушении обществу вменяется реализация алкогольной продукции ("Водка "Савинская мягкая", производство ЗАО "Раунд-М", объемом 0,5 л, дата разлива 02.06.2009 и 03.07.2009) без товарно-транспортных накладных, подтверждающих легальность ее производства, в связи с тем, что в ходе расследования установлено: по товарно-транспортной накладной от 22.06.2009 N 00001930 ЗАО "Раунд-М" в адрес обособленного подразделения ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" отгружена иная алкогольная продукция, товарно-транспортная накладная от 06.07.2009 N 00002089 в ЕГАИС не зафиксирована. Ссылка в протоколе на отклонение от установленной ГОСТ Р 51255-99 нормы по крепости алкогольной продукции "Водка "Савинская мягкая" сделана для информации, поскольку по данному правонарушению возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.14 КоАП РФ.
Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, составляет розничная продажа алкогольной продукции именно без надлежаще оформленных товаротранспортных документов. Реализация алкогольной продукции при наличии товарно-сопроводительных документов, не зарегистрированных в ЕГАИС, диспозицией названной нормы не охватывается.
Действующее законодательство не требует от покупателей алкогольной продукции проверки ценообразования и проведения какой-либо дополнительной проверки товаротранспортных документов на предмет установления достоверности содержащейся в них информации и не предусматривает обязанности покупателя контролировать внесение изготовителем необходимых сведений об алкогольной продукции в базу данных ЕГАИС.
При этом легальность данной продукции подтверждается материалами дела: представленными при проверке товарными накладными от 06.07.2009 N 00002089 и от 22.06.2009 N 00001930, удостоверениями о качестве от 06.07.2009 N 00441 и от 22.06.2009 N 00334, разделами "А" и "Б" справок N 1/00002089 и N 1/00001930, прилагаемых к товарно-транспортным накладным от 06.07.2009 N 00002089 и от 22.06.2009 N 00001930, сертификатом соответствия N РОСС RU.ПР48.ВОО949, а также предъявленными при составлении протокола об административном правонарушении товарно-транспортными накладными от 06.07.2009 N 00002089 и от 22.06.2009 N 00001930 (л.д. 11-16, 49-57). Следовательно, выявленные УФНС по Тверской области нарушения не свидетельствуют о нелегальности оборота алкогольной продукции, то есть не образуют состава правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств пришла к выводу, что в рассматриваемом случае Управлением не доказан состав вмененного обществу правонарушения, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, несостоятельны.
Общество не представило в ходе проверки на спорную алкогольную продукцию товарно-транспортные накладные.
Вместе с тем, данные документы, а именно товарно-транспортные накладные на указанную в протоколе об административном правонарушении алкогольную продукцию 12.08.2009 предъявлены обществом в Управление, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела и представителем подателя жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции. Таким образом, документы, свидетельствующие о легальности оборота спорной алкогольной продукции, имелись у общества в торговой точке, но не были представлены в момент проверки сотрудникам УФНС по Тверской области.
Особенность квалификации правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ - выявление предусмотренных в диспозиции указанной нормы признаков нарушения любых правил продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 данного Кодекса.
Часть 2 названной статьи в качестве оснований для привлечения к административной ответственности в числе нарушений правил продажи алкогольной продукции устанавливает фактическое отсутствие как таковых документов, свидетельствующих о легальности находящейся на реализации алкогольной продукции.
Сопоставляя указанную административно-правовую норму с усматривающимся из материалов дела дальнейшим представлением обществом необходимых документов и зафиксированным в материалах дела фактом непредъявления их лишь на момент осуществления такой проверки, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выявленное правонарушение относится к нарушению иных правил продажи алкогольной продукции, не связанных с теми, которые определены в диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Это свидетельствует о безусловной необходимости квалификации совершенного обществом правонарушения по части 3 статьи 14.16 указанного Кодекса.
Таким образом, Управление необоснованно квалифицировало совершенное обществом правонарушение по части 2 вышеназванной статьи. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В силу положений, установленных частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда. С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, производство по делу о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку производство по делу в арбитражном суде подлежит прекращению, вопрос о распоряжении изъятой алкогольной продукцией возлагается на УФНС по Тверской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2009 года по делу N А66-9511/2009 отменить.
Производство по делу N А66-9511/2009 в арбитражном суде прекратить.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9511/2009
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Тверской филиал, Общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри"