г. Челябинск |
18АП-2338/2007 |
05 ноября 2009 г. |
Дело N А07-18226/2006 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Арямова А.А., Ершовой С.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом
о признании недействительным Постановления Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005,
УСТАНОВИЛ
25.07.2006 в Высший Арбитражный суд Российской Федерации поступило заявление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) с требованиями к Республике Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан о признании недействительным Постановления Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 и о признании права федеральной собственности на 66 526 512 акций открытого акционерного общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "УМПО").
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "УМПО", открытое акционерное общество "Объединенные финансы" (далее - ОАО "Объединенные финансы") и открытое акционерное общество "Управляющая компания "Уфимские моторы" (далее - ОАО "УК "Уфимские моторы").
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2006 ОАО "УК "Уфимские моторы" было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика, дело передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан (т. 2, л.д. 134-136) и 27.07.2006 принято им к производству (т. 2, л.д. 139-140).
В дальнейшем требование об установлении права собственности на акции выделено в отдельное производство (т. 4, л.д. 10-11), а дело о признании недействительным ненормативного акта приостановлено производством до вступления в законную силу решения по спору о праве (т. 4, л.д. 12-13).
24.11.2006 производство по делу возобновлено в части оспаривания пункта 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 - дачи согласия на учреждение ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы" с участием Республики Башкортостан (т. 4, л.д. 18). Решением суда от 05.02.2007 в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 отказано (т. 5, л.д. 23-25).
Сведения о выделении в отдельное производство, о возобновлении производства по делу, о вынесении решения в части пунктов 2, 3 оспариваемого постановления после вступления в законную силу решения суде по делу N А07-22436/2006 в материалах дела отсутствуют.
ФАУФИ и ОАО "Объединенные финансы" обратились с апелляционными жалобами с просьбой отменить решение суда первой инстанции.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 производство по делу возобновлено (т. 5, л.д. 102).
Распоряжением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе суда в связи с нахождением в очередном отпуске, председательствующий судья Кузнецов Ю.А. заменен на судью Матвееву С.В. (т. 5, л.д. 103).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 рассмотрение требований истца назначено на 10.09.2009 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи со следующим. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А07-22436/2006 оставлено без изменения решение суда первой инстанции от 18.02.2009 об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права федеральной собственности на обыкновенный акции ОАО "УМПО" в количестве 66 526 512 штук. Таким образом, судебный акт вступил в законную силу, основания для приостановления производства по требованиям о признании недействительным постановления N 177 от 15.08.2005 в части 2 и 3 пунктов отпали. Вместе с тем, сведения о возобновлении производства по делу в указанной части отсутствуют, окончательный судебный акт по указанным пунктам не принят. Кроме того, вынесение двух решений по одному заявлению противоречит требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости повторного рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования. Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.09.2009 ходатайство ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы" об отложении судебного заседания удовлетворено, судебное заседание отложено на 01.10.2009.
Распоряжением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе суда, в связи с нахождением в очередном отпуске судьи Дмитриева Н.Н. и Тимохин О.Б. заменены на судей Арямова А.А. и Румянцева А.А.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 ходатайство ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы" об отложении судебного заседания удовлетворено, судебное заседание отложено на 29.10.2009.
Распоряжением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе суда, судья Румянцев А.А. заменен на судью Ершову С.А.
В судебном заседании 29.10.2009 объявлен перерыв до 05.11.2009.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения заявления.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. ФАУФИ в своем заявлении указывает, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.08.2005 N 177 учреждено ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы". Указанный ненормативный правовой акт был основан на Соглашении от 25.05.1994, заключенном между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан по разграничению полномочий по государственной собственности, в соответствии с которым ОАО "УМПО" было отнесено к объектам совместного ведения. ОАО "УМПО" является правопреемником государственного предприятия "УМПО" и относится к предприятиям оборонного производства. В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", все предприятия, производящие системы и элементы вооружений отнесены исключительно к федеральной собственности, крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 01.01.1992 более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 000 человек), также относятся к объектам федеральной собственности. Акции ОАО "УМПО" изначально находились в федеральной собственности и могут отчуждаться только по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им лица, т.е. - ФАУФИ. Росимущество, являющееся на момент издания оспариваемого ненормативного акта федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом согласия на передачу пакета акций не давало. Таким образом, постановление N 177 от 15.08.2005 противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, связанные с осуществлением ею правомочий собственника. Просит признать недействительным постановление Правительства Республики Башкортостан от 15.08.2005 N 177.
В своем отзыве Правительство Республики Башкортостан ссылается на необоснованность заявленного требования, считает, что ОАО "УМПО" создано в процессе приватизации, его акции находятся в собственности Республики Башкортостан, оспариваемое постановление принято в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Считает, что заявителем пропущен установленный законом срок на подачу заявления о признании недействительным ненормативного акта.
ОАО "УМПО" считает заявление не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что оспариваемое постановление соответствует законодательству Российской Федерации. Соглашение от 25.05.1994 предусматривает разграничение полномочий в отношении предприятий и не содержит разграничений прав собственности на иные объекты прав (в том числе и на акции). На момент издания оспариваемого постановления оно практически прекратило свое действие. Правительство Республики Башкортостан осуществляло полномочия собственника акций, издавая оспариваемое постановление.
ОАО "УК "Уфимские моторы" в своем отзыве ссылается на необоснованность требований заявителя, считает оспариваемое постановление соответствующим действующему на момент его вынесения законодательству. Считает несостоятельной ссылку заявителя на постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, так как термины "предприятие" и "акции" - имеют не тождественные друг другу понятия. В дополнении к отзыву указывает, что право собственности Российской Федерации на акции не установлено судом. ОАО "Объединенные финансы" считает заявление подлежащим удовлетворению. Считает, что Правительство Республики Башкортостан фактически отстранило Российскую Федерацию от участия в управлении ОАО "УМПО". Оспариваемое постановление устанавливает участие в учреждении ОАО "УК "Уфимские моторы" трех аффилированных зависимых от ОАО "УМПО" компаний. Отчуждение 25% акций заявителя нарушает права и законные интересы собственника - Российской Федерации и третьих лиц - акционеров общества.
Проверив порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление ФАУФИ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом 05.02.1993 принято решение о преобразовании Уфимского моторостроительного производственного предприятия в открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" с утверждением плана приватизации. Уставный капитал данного акционерного общества составил 10 234 847 руб.
Государственная регистрация вновь созданного ОАО "УМПО" произведена 08.02.1993. В соответствии с уставом общества его учредителем является Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом.
В соответствии с планом приватизации Уфимского моторостроительного производственного предприятия держателем 2 046 969 обыкновенных акций и 2 046 969 привилегированных акций создаваемого акционерного общества определен фонд имущества (т. 1, л.д. 83).
Министерством финансов Республики Башкортостан 06.05.1993 зарегистрирован проспект эмиссии акций ОАО "УМПО" N 01-1п-70 в количестве 10 234 847 акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая, согласно которому Фонду имущества Республики Башкортостан подлежали передаче 5 117 423 акции.
На основании распоряжения Свердловского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.1998 N 463-р осуществлена государственная регистрация отчета об итогах второго выпуска акций ОАО "УМПО" в количестве 39 026 450 привилегированных именных акций типа "Б" номинальной стоимостью 1 000 руб. за одну акцию и 216 844 725 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. за одну акцию.
Согласно выборочной выписке со счета депо N 14000 от 15.08.2005 по счету депо в депозитарии - открытом акционерном обществе "Уралсиб" - учтено 66 526 512 акций ОАО "УМПО", находящихся в собственности Республики Башкортостан в лице Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 101).
Правительством Республики Башкортостан 15.08.2005 издано постановление N 177 об учреждении открытого акционерного общества "Управляющая компания "Уфимские моторы" с передачей в его уставный капитал 66 526 512 обыкновенных акций ОАО "УМПО" в качестве вклада Республики Башкортостан.
Согласно Постановлению N 177 от 15.08.2005 Правительством Республики Башкортостан постановлено:
1. Принять предложение открытого акционерного общества "Уфимский машиностроительный завод", общества с ограниченной ответственностью "ГТД Аналитик", закрытого акционерного общества "УфаАвиаГаз" об учреждении открытого акционерного общества "Управляющая компания "Уфимские моторы" с участием Республики Башкортостан.
2. Поручить Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан от имени Республики Башкортостан:
выступить в составе учредителей открытого акционерного общества "Управляющая компания "Уфимские моторы"; внести в качестве вклада Республики Башкортостан в уставный капитал создаваемого общества находящиеся в государственной собственности обыкновенные именные акции открытого акционерного общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение" в количестве 66 526 512 штук по рыночной стоимости;
обеспечить участие Республики Башкортостан в создаваемом обществе в размере не менее 49,9% акций; провести независимую оценку рыночной стоимости указанных акций в установленном порядке.
3. Дополнить перечень открытых акционерных обществ, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан акции которых планируется приватизировать в 2005 году, раздела 2 "Государственное имущество Республики Башкортостан, приватизация которого планируется в 2005 году" прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2005 год, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.09.2004 N 170, строкой следующего содержания: открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан "Уфимское моторостроительное производственное объединение, количество акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (процентов уставного капитала) 25, количество акций, планируемых к приватизации штук 66 526 512, процентов уставного капитала 25. Посчитав, что указанное постановление принято с нарушением норм права и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, ФАУФИ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, исходя из прямого толкования указанных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие указанного акта требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 20.07.2004 N 96-з "Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан, в том числе, обладает полномочиями по управлению государственной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан; по принятию решения о создании предприятий и учреждений, об участии в хозяйственных обществах с использованием государственной собственности (статья 6 Закона).
Согласно статье 3 указанного Закона Республика Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей имущества. Таким образом, для разрешения вопроса о наличии полномочий у Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления следует определить, принадлежали ли на момент его принятия обыкновенные именные акции ОАО "УМПО" в количестве 66 526 512 штук Республике Башкортостан, либо имелось ли указание Российской Федерации о распоряжении принадлежащими ей акциями от ее имени.
Из материалов дела следует, что приватизация Уфимского моторостроительного производственного предприятия осуществлялась на основании Закона Российской Федерации N 1531-1 от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) посредством продажи долей (акций) в уставном капитале предприятия после преобразования государственного предприятия в акционерное общество.
Порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества был определен Указом Президента Российской Федерации N 721 и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".
В пункте 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (приложение N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66) установлено, что со дня регистрации акционерного общества государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество - переданным на баланс акционерного общества.
На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества.
Согласно пункту 6 статьи 19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31.05.1991, действовавшему в период приватизации Уфимского моторостроительного производственного предприятия, акционерным обществом признавалось общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.
По смыслу указанных норм принадлежность акций акционерного общества, создаваемого в результате преобразования государственного предприятия в целях его приватизации, должна определяться исходя из принадлежности имущества, передаваемого в его уставный капитал.
Согласно уставу Уфимское моторостроительное производственное предприятие до момента преобразования в акционерное общество в 1993 году являлось государственным предприятием, в соответствии с Приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 12.01.1978 N 4 находилось в подчинении Министерства промышленности РСФСР. Имуществом предприятие владело на праве хозяйственного ведения.
Из плана приватизации Уфимского моторостроительного производственного предприятия следует, что в качестве вклада в уставный капитал создаваемого путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество "УМПО" внесено имущество названного государственного предприятия, совместными собственниками которого указаны Российская Федерация и Республика Башкортостан.
Вместе с тем, установление режима совместной собственности для двух публично-правовых образований противоречит статье 46 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Таким образом, для решения вопроса о принадлежности спорного пакета акций следует установить, в собственности какого публично-правового образования находилось имущество Уфимского моторостроительного производственного предприятия на момент его преобразования в акционерное общество.
Так, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) государственная собственность разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В Приложении N 1 к названному Постановлению содержится перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, среди которых указаны предприятия, производящие системы и элементы вооружения.
Из материалов дела видно, что Уфимское моторостроительное производственное предприятие на момент приватизации производило элементы вооружения.
Согласно п. 1 Постановления 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" определен порядок передачи объектов, отнесенных к федеральной собственности. Согласно указанному распоряжению запрещается включение в перечни объектов, подлежащих передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности в соответствии с Постановлением 3020-1. По указанным объектам представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты. Вместе с тем, Соглашением от 25.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан по разграничению полномочий государственной собственности определены полномочия Правительства Республики Башкортостан по использованию собственности, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно статье 4 Соглашения от 25.05.1994 к совместному ведению федеральных органов власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Башкортостан относятся объекты государственной собственности, расположенные на территории Республики Башкортостан, согласно приложению 2 к настоящему Соглашению. Вопросы управления собственностью совместного ведения решаются на основе конкретных соглашений между министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Башкортостан (Правительством Республики Башкортостан).
Из приложения N 2 к указанному Соглашению следует, что Уфимское моторостроительное производственное объединение (город Уфа) входит в перечень объектов совместного ведения.
В соответствии со статьями 8 и 11 указанного Соглашения допускается и считается целесообразным при дальнейшей приватизации и акционировании предприятий и организаций взаимный обмен пакетами акций (долей, паев), принадлежащих обеим Сторонам в уставных капиталах предприятий, преобразованных в акционерные общества. Изменение форм собственности предприятий и организаций, находящихся в ведении Республики Башкортостан, может осуществляться органами государственного управления Российской Федерации только по согласованию с органами государственного управления Республики Башкортостан. Изменение форм собственности объектов, находящихся в ведении Российской Федерации, осуществляется органами государственного управления Республики Башкортостан только по согласованию с органами государственного управления Российской Федерации.
Соглашение от 25.05.1994 вступает в силу с момента его подписания, заключается сроком на 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не заявит другой стороне путем письменного уведомления за 6 месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить его действие (статья 13, т. 1, л.д.15-18).
Исходя из прямого толкования указанных положений Соглашения от 25.05.1994, изменение формы собственности предприятий и организаций, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан, может осуществляться только по согласованию между органами государственного управления Российской Федерации и Республики Башкортостан. Судом апелляционной инстанции не установлено наличие конкретного соглашения между министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Башкортостан в отношении государственного производственного объединения "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
В отсутствие такого соглашения органы государственного управления Республики Башкортостан вправе принимать решения по указанному предприятию лишь при наличии согласия органов государственного управления Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Соглашение от 25.05.1994 вводит не известное российскому законодательству понятие - собственность совместного ведения, вместе с тем, определить, кто является собственником и в чем заключается совместное ведение, не представляется возможным. Проанализировав указанные обстоятельства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что к указанным отношениям применимы положения статей 244 и 245 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указания на то, какой фонд имущества - Российской Федерации или Республики Башкортостан является держателем обыкновенных акций в количестве 2 046 969 штук и привилегированных в количестве 2 046 969 штук План приватизации не содержит. Вместе с тем, Планом приватизации определено, что объект находится в совместной собственности Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. При этом если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (статья 245 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Российской Федерации на момент приватизации УМПО должно принадлежать по крайней мере 50% акций ОАО "УМПО".
В материалах дела отсутствуют сведения о том, приобретался ли Республикой Башкортостан пакет акций, принадлежащий Российской Федерации в предусмотренном законодательством о приватизации порядке. Постановление о передаче пакета акций Российской Федерации в ведение Республики Башкортостан в материалы дела не представлено. Разрешение Российской Федерации Республике Башкортостан на распоряжение принадлежащей Российской Федерации долей акций в материалы дела не представлено. Таким образом, Правительством Республики Башкортостан в нарушение Постановления 3020-1, статей 214, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Республики Башкортостан от 20.07.2004 N 96-з самостоятельно, без согласования с сособственником, принято решение о передаче пакета акций, находящегося в совместной собственности Республики Башкортостан и Российской Федерации в уставный капитал ОАО "УК "Уфимские моторы".
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принимая постановление о передаче пакта акций ОАО "УМПО" в уставный капитал ОАО "УК "Уфимские моторы", Правительство Республики Башкортостан нарушило права Российской Федерации на реализацию прав собственника в гражданском обороте.
Ссылка Правительства Республики Башкортостан на то обстоятельство, что согласно выписке из реестра акционеров ОАО "УМПО" по состоянию на 15.08.2005 Республика Башкортостан являлась собственником 66 526 512 штук обыкновенных именных акций ОАО "УМПО" и поэтому как собственник могла распорядиться ими по своему усмотрению, подлежит отклонению на основании ранее изложенного. Суд относится критически к указанной выписке в связи с тем, что реестродержателем не представлены сведения о том, какое количество акций ОАО "УМПО" принадлежало Российской Федерации на указанную дату. Сведения о принадлежности акций Российской Федерации вообще отсутствуют. Учитывая установленный Соглашением от 25.05.1994 и указанный в Плане приватизации режим совместной собственности, следует признать недостоверными сведения о принадлежности пакета акций ОАО "УМПО" в количестве 66 526 512 штук Республике Башкортостан единолично.
Довод Правительства Республики Башкортостан о пропуске Российской Федерацией установленного законом срока для оспаривания ненормативного правового акта, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Правительство Республики Башкортостан ссылается на то обстоятельство, что оспариваемое постановление было опубликовано в Ведомостях N 19 (217) от 03.10.2005 Государственного собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, которые распространяются по Каталогу Российской прессы "Почта России" и с его содержанием может ознакомиться любой гражданин, проживающий на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, доказательств того, что Правительство Российской Федерации или иной орган государственной власти, в силу своей компетенции узнал или должен был узнать об издании Постановления N 177 от 15.08.2005, материалы дела не содержат.
Ссылка ОАО "УК "Уфимские моторы на то обстоятельство, что судебными актами по делу N А07-22436/2006 право собственности Российской Федерации на акции не установлено, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание в силу того, что заявленное требование о признании права собственности Российской Федерации на акции не было рассмотрено по существу в связи с неверным избранием истцом способа защиты права. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит в выводу о том, что заявление Российской Федерации в лице ФАУФИ подлежит удовлетворению, Постановление N 177 от 15.08.2005 следует признать недействительным, несоответствующим положениям Постановления N 3020-1, статьям 209, 244, 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан от 20.07.2004 N 96-з "Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан".
Вместе с тем, Постановление Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 не было адресовано Российской Федерации, не возлагало на него никаких прав и обязанностей, следовательно, каким-либо образом восстановить нарушенные права Российской Федерации при признании указанного ненормативного акта недействительным невозможно. Таким образом возложить на Правительство Республики Башкортостан обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не представляется возможным. Сам по себе факт признания оспариваемого постановления недействительным является достаточным основанием для защиты нарушенного права заявителя.
Последующие действия иных лиц по исполнению Постановления Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 являются самостоятельными действиями в гражданском обороте, что позволяет заявителю использовать иные, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации способы защиты полагаемого нарушенного права. Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2007 по делу N А07-18226/2006 отменить.
Заявление Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом удовлетворить.
Признать Постановление Правительства Республики Башкортостан N 177 от 15.08.2005 "Об учреждении открытого акционерного общества "Управляющая компания "Уфимские моторы" с участием Республики Башкортостан" недействительным как несоответствующее Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьям 209, 244, 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону Республики Башкортостан от 20.07.2004 N 96-з "Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18226/2006
Истец: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Ответчик: Республика Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан, открытое акционерное общество 'Управляющая компания 'Уфимские моторы'
Третье лицо: открытое акционерное общество 'Уфимское моторостроительное производственное объединение', открытое акционерное общество 'Объединенные финансы'
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 5521/10
19.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 5521/10
17.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 5521/10
27.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5521/10
26.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5521/10
14.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11570/06-С4
05.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2338/2007
05.02.2007 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-18226/06
27.12.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11570/06