город Тула |
11 ноября 2009 года |
|
Дело N А62-893/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Можеевой Е.И., Юдиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цукановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер - 20АП-3380/2009) закрытого акционерного общества "Смоленскрыбхоз", г. Смоленск,
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года по делу N А62-893/2009
(судья Ткаченко В.А.),
принятое по иску Департамента бюджета и финансов Смоленской области, г. Смоленск, к закрытому акционерному обществу "Смоленскрыбхоз", г. Смоленск, о взыскании 314 370 рублей 34 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца: Казакова А.В. - представителя по доверенности N 15-01/0055 от 13.01.2009 года;
от ответчика (заявителя): не явился, извещен судом надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент бюджета и финансов Смоленской области обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к закрытому акционерному обществу "Смоленскрыбхоз" (далее - ЗАО "Смоленскрыбхоз") о взыскании задолженности по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам в сумме 314 370 рублей 34 копеек (том 1, л.д. 4-7).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года с в пользу Департамента бюджета и финансов Смоленской области взыскано 314 370 рублей 34 копейки (том 1, л.д. 44-46).
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел, что ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем с сезонным характером производства и необходимые средства для погашения долга отсутствуют, взыскание задолженности приведет предприятие к банкротству, ЗАО "Смоленскрыбхоз" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года и направить дело на новое рассмотрение (том 1, л.д. 50).
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на основании пункта 1 части 4 статьи 64 Федерального закона от 23.12.2004 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2005 года N 344 "Об уменьшении задолженности субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах", постановления Администрации Смоленской области от 18.12.2006 года N 446 "О мерах по урегулированию задолженности по централизованным кредитам" задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе ЗАО "Смоленскрыбхоз", подлежала списанию в период с 2005 года по 2010 год равными долями.
Департамент бюджета и финансов Смоленской области направил в суд апелляционной инстанции отзыв и письменные пояснения, в которых указал, что ЗАО "Смоленскрыбхоз" выданы долговые обязательства от 08.06.1995 года, 07.07.1995 года, 30.10.1995 года о безусловной оплате долга перед государством в общей сумме 943 111 000 (неденоминированных) рублей непосредственно финансовому органу Администрации Смоленской области, то есть финансовому управлению администрации Смоленской области (том 1, л.д. 71-73; 111-112; том 2, л.д. 94-95).
Считает, что у ЗАО "Смоленскрыбхоз" возникло обязательство по возврату государственного внутреннего долга непосредственно финансовому управлению администрации Смоленской области.
Отметил, что в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27.12.2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" погашение задолженности по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах организациям потребительской кооперации, производится с 01.01.2005 года до 01.12.2010 года ежегодно равными долями.
Считает, что по состоянию на 01.01.2009 года задолженность ЗАО "Смоленскрыбхоз" по централизованным кредитам перед областным бюджетом составляет 853 111 рублей. Погашение задолженности по долговому обязательству за 2007-2008 годы ЗАО "Смоленскрыбхоз" не производилось.
Считает, что приведенные в апелляционной жалобе нормативные правовые акты не указывают на то, что задолженность организаций агропромышленного комплекса перед областным бюджетом подлежала списанию.
По мнению Департамента бюджета и финансов Смоленской области, Арбитражный суд Смоленской области пришел к законному и обоснованному выводу о том, что задолженность в сумме 314 370 рублей 34 копеек подлежит взысканию с ЗАО "Смоленскрыбхоз". Ссылаясь на приложение N 3 к Закону Смоленской области от 28.11.2008 года N 148-З "Об областном бюджете на 2009 год", указал, что Департамент бюджета и финансов Смоленской области являлся главным администратором финансирования дефицита областного бюджета и уполномочен осуществлять возврат централизованных кредитов, выданных предприятиям АПК в 1992-1994 годах, от имени Смоленской области.
Ссылаясь также на пункт 2 статьи 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; - осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования;
- обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; - формирует и представляет бюджетную отчетность.
Обратил внимание на пункт 2.80 постановления Администрации Смоленской области от 16.05.2008 года N 300 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области", в котором установлено, что Департамент представляет в установленном порядке в судах права и законные интересы казны Смоленской области и Департамента по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
По мнению Департамента бюджета и финансов Смоленской области, положения вышеуказанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что Департамент уполномочен подписывать акты сверки задолженности и обращаться в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по переоформленным в государственный долг централизованным кредитам.
Пояснил, что документом, свидетельствующим о преобразовании товарищества с ограниченной ответственностью "Смоленскрыбхоз" (далее - ТОО "Смоленскрыбхоз", правопреемник государственного предприятия "Смоленскрыбхоз") в ЗАО "Смоленскрыбхоз", является постановление Администрации города Смоленска от 22.07.1998 года N 1015 "О регистрации юридических лиц".
Реестры организаций АПК, задолженность которых переоформлена в государственный внутренний долг, утверждены следующими нормативными правовыми актами:
- постановлением Главы администрации Смоленской области от 13.06.1995 года N 145 "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах организациями агропромышленного комплекса, и начисленным по ним процентам в государственный внутренний долг"; - постановлением Главы администрации Смоленской области от 07.07.1995 года N 170 "О переоформлении задолженности по государственному внутреннему долгу предприятий агропромышленного комплекса и потребительской кооперации по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным с корреспондентских счетов коммерческих банков";
- постановлением Администрации Смоленской области от 29.10.1995 года N 287 "О переоформлении задолженности по государственному внутреннему долгу предприятий агропромышленного комплекса и потребительской кооперации по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным с корреспондентских счетов коммерческих банков".
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителя не направил.
С учетом мнения представителя истца, явившегося в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в письменных пояснениях. Просил решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года по делу N А62-893/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Смоленскрыбхоз" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений на нее, заслушав представителя истца, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года ввиду следующего. Как усматривается из материалов дела, в 1992-1994 годах государственному предприятию "Смоленскрыбхоз" были выданы централизованные кредиты Смоленским региональным филиалом Акционерного коммерческого Агропромбанка (том 1, л.д. 130-145).
08.06.1995 года, 07.07.1995 года, 30.10.1995 года ТОО "Смоленскрыбхоз" выданы долговые обязательства о безусловной оплате долга перед государством в общей сумме 943 111 000 (неденоминированных) рублей непосредственно финансовому органу Администрации Смоленской области (том 1, л.д. 19-25, 123, 157-160).
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 года N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местности" задолженность организаций агропромышленного комплекса перед коммерческими банками переоформлялась в задолженность организаций агропромышленного комплекса перед Министерством финансов Российской Федерации и стала относиться на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации Центральному банку Российской Федерации векселей под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации. 19.06.1995 года Министерство финансов Российской Федерации и Администрация Смоленской области заключили соглашение об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам на сумму 85 168 717 000 рублей (том 1, л.д. 154-156).
Во исполнение данного соглашения Главой администрации Смоленской области было принято постановление от 13.06.1995 года N 145 с приложением перечня ссудозаемщиков Смоленской области и сумм их задолженности (том 2, л.д. 96-113).
03 августа 1995 года Министерство финансов Российской Федерации и Администрация Смоленской области заключили соглашение об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным с корреспондентских счетов коммерческих банков без уплаты средств заемщиками (том 1, л.д. 146-149). 29 октября 1995 года было заключено дополнительное соглашение к соглашению от 03 августа 1995 года, в соответствии с которым Администрация Смоленской области взяла на себя обязательство по переоформлению обязательств организаций агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации, расположенных на территории Смоленской области, перед коммерческими банками, иными финансово-кредитными учреждениями по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и процентам по ним.
Администрация Смоленской области гарантировала безусловную оплату Министерству финансов Российской Федерации за счет бюджета Смоленской области средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга. Указанное переоформление осуществлялось посредством получения Администрацией Смоленской области долговых обязательств организаций агропромышленного комплекса по безусловной оплате соответствующей суммы долга в размере 9 327 531 000 рублей (том 1, л.д. 150-152). Во исполнение данного дополнительного соглашения Администрацией Смоленской области было принято постановление от 29.10.1995 года N 287 с реестром долговых обязательств (том 2, л.д. 133-136).
Постановлением Администрации города Смоленск от 22.07.1998 года N 1015 ТОО "Смоленскрыбхоз" преобразовано в ЗАО "Смоленскрыбхоз" (том 2, л.д. 135).
В соответствии с уставом ЗАО "Смоленскрыбхоз" является правопреемником ТОО "Смоленскрыбхоз" (том 2, л.д. 39-62).
Таким образом, у ЗАО "Смоленскрыбхоз" возникло обязательство по возврату государственного внутреннего долга Смоленской области в лице финансового органа Смоленской области.
Финансовое управление Администрации Смоленской области было преобразовано в Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области на основании постановлений Администрации Смоленской области от 25.07.1998 года N 269, от 01.10.2001 года N 669, от 21.06.2002 года N 139 (том 2, л.д. 1-6). Впоследствии на основании постановления Администрации Смоленской области от 12.02.2008 года N 109 "Об органах исполнительной власти Смоленской области" Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области был реорганизован в форме разделения на Главное управление государственного заказа Смоленской области и Департамент бюджета и финансов Смоленской области, который согласно приложению N 3 к Закону Смоленской области от 28.11.2008 года N 148-З "Об областном бюджете на 2009 год" является главным администратором финансирования дефицита областного бюджета (том 2, л.д. 7-9).
В нарушение принятых на себя долговых обязательств ЗАО "Смоленскрыбхоз" платежи в счет погашения задолженности не производило. По состоянию на 01.01.2009 года задолженность ЗАО "Смоленскрыбхоз" по централизованным кредитам перед областным бюджетом составляет 853 111 рублей, что подтверждено актом сверки задолженности (том 1, л.д. 26). Обязательства перед бюджетом Смоленской области по очередным платежам по срокам уплаты в 2007 году и в 2008 году в размере 314 370 рублей 34 копеек ЗАО "Смоленскрыбхоз" в добровольном порядке не выполнило, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с ЗАО "Смоленскрыбхоз" данной задолженности (том 1, л.д. 4-7).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял признание иска ответчиком (том 1, л.д. 33-34, 44-46).
Проверив в порядке апелляционного производства применение норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего.
На основании статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Как следует из материалов дела, обязательства по спорным правоотношениям возникли у государственного предприятия "Смоленскрыбхоз", преобразованного в ТОО "Смоленскрыбхоз", впоследствии - в ЗАО "Смоленскрыбхоз".
Правопреемство ЗАО "Смоленскрыбхоз" подтверждено постановлением Администрации города Смоленска от 22.07.1998 года N 1015 "О регистрации юридических лиц", уставом ЗАО "Смоленскрыбхоз" (том 2, л.д. 39-62, 135).
Частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учитывая указанные обстоятельства дела, признание ответчиком долга и то, что задолженность ЗАО "Смоленскрыбхоз" перед областным бюджетом не погашена, взыскание 314 370 рублей 34 копеек с ЗАО "Смоленскрыбхоз" суд апелляционной инстанции признает правомерным и обоснованным (том 1, л.д. 26, 33-34, 157-160).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на основании пункта 1 части 4 статьи 64 Федерального закона от 23.12.2004 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2005 года N 344 "Об уменьшении задолженности субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах", постановления Администрации Смоленской области от 18.12.2006 года N 446 "О мерах по урегулированию задолженности по централизованным кредитам" задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе ЗАО "Смоленскрыбхоз", подлежала списанию в период с 2005 года по 2010 год равными долями, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего. Поскольку данным приказом установлено уменьшить на 30 процентов задолженность бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций всех форм собственности и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, сложившуюся по состоянию на 01.01.2005 года, с учетом уменьшения ее на сумму задолженности, не имеющей источников погашения в связи с завершением ликвидации организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2005 года (согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2005 года N 248 "Об уменьшении задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед бюджетом Российской Федерации"). В данном же случае ТОО "Смоленскрыбхоз" было не ликвидировано, а преобразовано в закрытое акционерное общество. Доводы заявителя апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года и удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Смоленскрыбхоз".
Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, дана правильная правовая квалификация.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ЗАО "Смоленскрыбхоз" платежным поручением от 17.07.2009 года N 18 (том 1, л.д. 54) уплачена государственная пошлина в размере 3 893 рублей 71 копейки, то излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю в сумме 2 893 рублей 71 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июня 2009 года по делу N А62-893/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Смоленскрыбхоз", г. Смоленск, - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета закрытому акционерному обществу "Смоленскрыбхоз", г. Смоленск, излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 893 рублей 71 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-893/2009
Истец: Департамент бюджета и финансов Смоленской области
Ответчик: ЗАО "Смоленскрыбхоз"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3380/2009