г. Чита |
Дело N А58-6816/2010 |
6 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.О. Никифорюк, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Викторовича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2010 года по делу N А58-6816/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Викторовича (ИНН 142600022752 ОГРН 304142613800015) к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным распоряжения от 30 марта 2010 года N285 "О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части закрепления территорий, акваторий за КС РО им. П.Е. Погодаева в Томпонском улусе (районе) согласно п.195 приложения к указанному распоряжению,
третьи лица: Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435196664 ОГРН 1081435000140), Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева (ИНН 1426004207 ОГРН 1021400861778),
(суд первой инстанции судья Шевелев В.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц:
1. Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия): не явился,
2. Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Владимир Викторович (далее - заявитель, ИП Кузнецов В.В.) обратился с заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным распоряжения от 30 марта 2010 года N 285 "О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части закрепления территорий, акваторий за КС РО им. П.Е. Погодаева в Томпонском улусе (районе) согласно п.195 приложения к указанному распоряжению.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2010 года N 285 "О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в оспариваемой части соответствует нормам статей 36, 49 Федерального закона "О животном мире" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права
Третьи лица в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность вынесенного решения, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, третье лицо - Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, 30 марта 2010 года согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) N 285 Кочевой семейно-родовой общине имени Петра Егоровича Погодаева (далее КСРО им. П.Е. Погодаева) была предоставлена территория площадью 632439 га, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира.
На основании данного распоряжения, 31.03.2010 Департаментом охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) КСРО им. П.Е. Погодаева была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX N 7504 сроком действия с 31.03.2010 по 30.03.2035.
23.12.2009 в Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент) от индивидуального предпринимателя Кузнецова В.В. поступила заявка на получение объектов животного мира в пользование на площади 1.728 кв.км., на территории Томпонского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
11 января 2010 года экспертной комиссией Департамента рассмотрена заявка ИП Кузнецова В.В.. По результатам рассмотрения указанной заявки комиссия пришла к выводам о том, что пакет документов соответствует требованиям ст. 37 Федерального закона "О животном мире". Однако на заявленную ИП Кузнецовым В.В. территорию также подала заявку КС РО им. П.Е. Погодаева, имеющая приоритетное право на предоставление первоочередного выбора промысловых угодий согласно ст. 49 Федерального закона "О животном мире". В связи с чем, заявка ИП. Кузнецова В.В. отклонена.
17 мая 2010 года заявитель получил уведомление Департамента от 13 апреля 2010 года N 01-381 о том, что его заявка оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 285 от 30.03.2010 г. "О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части закрепления территорий, акваторий за КС РО им. П. Е. Погодаева в Томпонском улусе (районе) согласно п. 195 приложения к указанному распоряжению, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данному делу об оспаривании ненормативного акта, входит соответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на его издание, а также наличие нарушений им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на органе, принявшем акт.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ).
Как установлено судом на основании материалов дела, охотничьи угодья, предоставленные КСРО им П.Е. Погодаева, расположены на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности указанной общины в Томпонском районе Республики Саха (Якутия).
Согласно Уставу общины (т.1 л.д. 182-197), одним из основных видов их деятельности является: оленеводство, охот промысел, рыболовство, сбор дикорастущих и лекарственных растений, заготовка пантовой и эндокринной продукции оленеводства и охот промысла, разведение домашних животных (КРС, лощадей, свиней, птиц, клеточное звероводство), арктический и охотничий туризм, осуществление с государственными и другими организациями охраны оленьих пастбищ, охотничьих угодий, животного и растительного мира. Их местонахождение - село Тополиное Томпонского улуса Республики Саха (Якутия).
Заявитель не учитывает правовой смысл и содержание понятий, изложенных в статьях 9, 10 названного Закона, устанавливающих различный порядок для участия в использовании объектов животного мира в зависимости от субъекта - коренных малочисленных народов и этнических общностей, либо граждан и юридических лиц. Статьей 9 Закона предусмотрено, что граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 49 Закона о животном мире коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности; иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ).
В силу статей 33, 36 Закона о животном мире объекты животного мира предоставляются юридическим лицам в пользование на основании долгосрочной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку (статья 37). Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.
Исходя из приведенных норм в их системной взаимосвязи, следует вывод о том, что граждане, составляющие коренные малочисленные народы и граждане (юридические лица) ранее осуществлявшие в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), не являются равными по приоритету претендентами.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал правильный вывод о том, что община имеет первоочередное право на получение территорий для осуществления пользования животным миром на территориях ее традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Учитывая, что Правительством в данном случае обеспечена реализация установленного статьей 49 Закона о животном мире права граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, на приоритетное пользование животным миром, охотничьи угодья, за предоставлением которых обращался ИП кузнецов В.В., оспариваемое распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) обоснованно признано судом соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
Подобные льготы для граждан и объединений граждан, чья исконная среда обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, обусловлены существенным значением сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов для их выживания.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Эти требования закона судом выполнены надлежащим образом, поэтому у суда апелляционной инстанции с учетом положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной оценки суда первой инстанции, данные доводы проверены и обоснованно отклонены судом, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2010 года по делу N А58-6616/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2010 года по делу N А58-6816/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6816/2010
Истец: ИП Кузнецов Владимир Викторович, Кузнецов Владимир Викторович
Ответчик: Правительство Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), Департамент охотничьего хозяйства РС(Я) при Министерстве охраны природы РС(Я), Кочевая семейно-родовая община им Погодаева, КС РО им. П. Е. Погодаева