г. Владивосток |
Дело |
18 апреля 2011 г. |
N А51-13005/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Н.В. Алфёровой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от Военного комиссариата Приморского края: Калитко П.П. по доверенности от 02.10.2009 сроком действия 3 года, паспорт;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: Портнова Е.В. по доверенности от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение ФПС N 229726;
от администрации ГО Спасск-Дальний: Сапунов Е.В. по доверенности от 09.10.2008 сроком действия 3года, удостоверение N 170;
от Управления по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления Министерства РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: Ендовицкий В.М., начальник управления, удостоверение N 222;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, МУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний", Министерства обороны РФ - представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1311/2011
на решение от 20.01.2011
судьи Кошлаковой Г.Н.
по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Военного комиссариата Приморского края (ОГРН 2102540145563), Военного комиссариата Приморского края Отдел по г. Спасск-Дальний и Спасскому району к администрации Спасского городского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления Министерства РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467), МУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным распоряжения и о выселении
УСТАНОВИЛ:
Объединенный военный комиссариат г. Спасск-Дальний обратился с в арбитражный суд с заявлением к администрации Спасского городского округа (далее - Администрация), Муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний" (далее - МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний"), Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по ПК) о признании незаконными действий
ответчика - Администрации по удержанию половины помещений третьего этажа здания истца, расположенного по адресу: Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15 (далее - спорные объекты), признании незаконным распоряжения ответчика - ТУ ФАУФИ по ПК N 546-р от 27.09.2007, обязании ответчика - МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний" освободить незаконно занимаемые спорные объекты.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец уточнил свои требования и просил признать незаконным спорное распоряжение и выселить ответчиков - МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний", Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из спорного помещения общей площадью 124,8 кв.м.
Решением суда от 20.01.2011г. в признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю N 546-р от 27.09.2007 Военному комиссариату Приморского края отказано. В удовлетворении остальной части иска также отказано. В отношении администрации Спасского городского округа, производство по делу прекращено в связи с отказом от исковых требований в этой части.
Военный комиссариат Приморского края (Отдел по городу Спасск-Дальний и Спасскому району), не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", действовавшим на момент издания оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что решение о высвобождении недвижимого имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральным органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерство обороны РФ. Доказательств соблюдения порядка высвобождения военного имущества, а также доказательств согласия Минобороны РФ, осуществляющего полномочия собственника спорного недвижимого имущества, на его передачу, в материалах дела не имеется. Кроме того, в материалах дела имеется письменный ответ от 03.09.2007 N 3684 военного комиссариата на запрос ТУ ФАУГИ об освобождении имущества, в котором военный комиссариат выражает свое несогласие на изъятие спорного военного имущества. Кроме того, суд не исследовал вопрос о том, кто фактически занимает спорные помещения и несет расходы по его содержанию. С момента постройки военного комиссариата и до 1993 года здание полностью принадлежало Министерству обороны РФ, которое несло все расходы по его содержанию и обслуживанию. Только в 1993 г. в связи с изданием Постановления Верховного Совета РСФСР N 3625-3 от 27.12.1991, Постановлением главы администрации г. Спасск-Дальний N 578 от 28.07.1993 здание было передано на баланс Спасскому горвоенкомату и включено в реестр муниципальной собственности г. Спасска-Дальнего. С 01.01.2005 спорное здание вновь было передано в федеральную собственность, все расходы, связанные с его содержанием вновь стало нести Министерство обороны РФ. По мнению заявителя, арбитражный суд ошибочно указал, что правомерность нахождения в спорных помещениях ответчиков подтверждены документально, поскольку ОВК г. Спасск-Дальний имеет свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на все здание и гаражи на 5 единиц техники, а также на земельный участок, общей площадью 1107 кв.м. Ответчики временно находятся в помещениях 3 этажа здания, на земельном участке Министерства обороны РФ, находящихся в оперативном управлении и хозяйственном ведении военного комиссариата Приморского края, не имея на то законных оснований. Решение об отнесении спорного имущества к категории излишнего, неиспользуемого, либо используемого не по назначению соответствующими должностными лицами Министерства обороны РФ не принималось, что свидетельствует о неправомерности изданного распоряжения N 546-р от 27.09.2007. Заявитель считает, что суд необоснованно указал на отсутствие у военного комиссариата заинтересованности в оспаривании распоряжения и не дал оценку всем представленным доводам истца.
Представитель Военного комиссариата Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возразила, огласила доводы отзыва на апелляционную жалобу, приобщенного в материалы дела. Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2011 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации ГО Спасск-Дальний на доводы апелляционной жалобы возразила, согласно отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, МУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний", Министерство обороны РФ, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, решением исполнительного комитета Спасского городского совета народных депутатов от 09.08.1978 N 246 "Об отводе земельного участка для строительства административного здания военкомату" был отведен земельный участок для строительства административного здания военкомата в микрорайоне центра N 1 по ул. Надреченской (далее здание военкомата).
В соответствии с решением Исполнительного комитета Спасского городского совета народных депутатов от 22.04.1981 N 162 "О согласовании размещения жилого дома для малосемейных СУ-8 треста "Промреконструкция" (далее решение Исполнительного комитета Спасского городского совета народных депутатов от 22.04.1981) было решено обязать СУ-8 выполнить строительство объекта ИТМ для военкомата, строительство которого вести раньше общежития.
Согласно Выписке Отделения N 2 филиала по Приморскому краю Федерального государственного центра инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" N 05:420/2007-892 из реестра объектов капитального строительства от 16.10.2007 комплекс, в котором находится заявитель, расположенный по адресу: Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15, построен в 1983 году.
В 1986 году по устному соглашению между военным комиссаром ОГВК г. Спасск-Дальний Русаковым О.А. и исполнительным комитетом народных депутатов г. Спасск-Дальний половина помещений третьего этажа здания военкомата была выделена штабу гражданской обороны, правопреемником которого на момент рассмотрения настоящего дела является МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск- Дальний".
Постановлением главы администрации города Спасска-Дальнего Приморского края от 28.07.1993 N 578 "О передаче здания, расположенного по ул. Надреченской, 15 на баланс Спасскому Горвоенкомату" Спасскому Горвоенкомату было поручено принять на баланс в оперативное управление здание, расположенное по ул. Надреченской, 15, Комитету по управлению муниципальным имуществом здание военкомата включить в реестр муниципальной собственности г. Спасска-Дальнего.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального Закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" здание военкомата и гараж переданы из муниципальной собственности в федеральную.
Постановлением главы администрации городского округа Спасск- Дальний от 12.12.2006 N 743-па учрежден ответчик - МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний".
09.01.2007 ответчик - ГУ МЧС России по Приморскому краю и ответчик - администрация заключили соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации последствий, согласно условиям которого ответчик - администрация передала, а ответчик - ГУ МЧС России по Приморскому краю приняло на себя руководство и оперативное управление МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний", администрация обеспечивает в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление переданных полномочий.
Распоряжением от 15.08.2007 N 455-р ТУ ФАУФИ по ПК здание военкомата и гараж закреплены на праве оперативного управления за заявителем, о чем 04.05.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи NN 25-25-04/004/2008-151, 25-25-04/004/2008-152.
В соответствии с актом N 99/08/07 проверки использования федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15, от 21.08.2007 установлено, что нежилые помещения N 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 100,4 кв.м. и часть помещения (коридор) N 15 площадью 59,4 кв.м. третьего этажа, а также бокс N 4 здания гаража на 5 единиц используются ответчиком - Управлением по г. Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю.
Распоряжением ТУ ФАУФИ по ПК о закреплении имущества на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю N 546-р от 27.09.2007 (спорное распоряжение) спорные помещения изъяты из оперативного управления заявителя как излишние и неиспользуемые, и закреплены на праве оперативного управления за ответчиком - ГУ МЧС России по Приморскому краю.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В силу пункта 1 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с 1986 года и на момент разграничения государственной собственности (27.12.1991) здание по ул. Надреченская, 15 в г. Спасск-Дальний и гараж на 5 единиц находился в пользовании военного комиссариата, а также местного штаба гражданской обороны.
Принимая во внимание требование пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 занимаемые военным комиссариатом на 27.12.1991 нежилые помещения в административном здании по ул. Надреченская, 15 в г. Спасск-Дальний и в здании гаража являются федеральной собственностью.
Спорные помещения N 5, 6, 7, 8, 9 общей площадью 100,4 кв.м. и часть помещения (коридор) N 15 площадью 59,4 кв.м. третьего этажа, а также бокс N 4 здания гаража на 5 единиц на 27.12.1991 находились в ведении местных советов и использовались структурным подразделением администрации муниципального образования штабом гражданской обороны г. Спасск-Дальний.
Таким образом, спорные помещения были правомерно включены в 1993 году в реестр муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Вместе с тем, после безвозмездной передачи указанных помещений в 2005 году в федеральную собственность, спорные помещения были правомерно отнесены к казне Российской Федерации.
Статьей 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 1, 5.3, 5.5 Положения "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, в том числе, по контролю за использованием по назначению федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных учреждений.
Согласно части 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
В силу пунктов 1, 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника и прекращается, в том числе, в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Актом N 99/08/07 от 21.08.2007 подтверждается, что заявитель не использует спорные помещения, поскольку фактически с 1986 года данные помещения занимает штаб гражданской обороны, а в последствии реорганизованный в Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю, в связи с чем спорным распоряжением указанные помещения правомерно были изъяты из оперативного управления истца, как излишние и не используемые, и закреплены на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Приморскому краю.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято ТУ ФАУГИ в ПК в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует закону.
Доводы жалобы о том, что исключительной компетенцией по распоряжению спорным имуществом обладает Министерство обороны РФ, во внимание не принимаются на основании следующего.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Следует учитывать, что на момент принятия спорного распоряжения компетенция Министерства обороны РФ была определена в пункте 1 Положения, в соответствии которым Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций вошло в компетенцию Министерства обороны РФ только после внесения Указом Президента РФ от 17.11.2008 N 1624 соответствующих изменений в Положение, ввиду чего распоряжение N546-р от 27.09.2007 издано ТУ ФАУГИ по ПК в рамках своих полномочий.
Указание на то, что ТУ ФАУГИ по ПК не был соблюден порядок высвобождения военного имущества, установленного постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", согласно которому решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению Министерства обороны РФ, арбитражным судом отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела
истцом оспаривается распоряжение об изъятии, а не о высвобождении имущества, ввиду чего согласия Министерства обороны РФ на изъятие спорного имущества не требовалось.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Установив, что оспариваемое распоряжение ТУ ФАУГИ в ПК соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований о выселении ответчиков - МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний", Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из спорных помещений, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 4 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо, полагающее о нарушении своих прав законных интересов.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Право истребовать имущество из незаконного владения принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом (ст. 305 ГК РФ).
Поскольку истец не представил суду доказательств, подтверждающих его заинтересованность в предъявлении исковых требований в части выселения МУ "Управление по делам ГОЧС городского округа Спасск-Дальний", Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из спорных помещений, то исковые требования о выселении удовлетворению не подлежат в связи с непредставлением доказательств наличия права Министерства обороны РФ на указанные помещения.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20 января 2011 г. по делу N А51-13005/2007 28-491/60 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13005/2007
Истец: Объединенный военный комиссариат г.Спасск-Дальний
Ответчик: Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по ПК, Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, МУ Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний, Главное управление МЧС России по ПК, Администрация Спасского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3600/12
11.04.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3116/12
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14482/11
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3485/11
18.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1311/11
14.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3959/2010
30.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1638/2009
19.01.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2061/2008