г. Томск |
Дело N 07АП-2045/11 |
19 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зинченко Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Нарбаева А.Н., свидетельство о госрегистрации от 02.04.2008 г. N 003557198; Костричко Н.В., дов.N 23 от 08.11.2010 г.; Недбайкина А.В., дов. От 01.04.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района,
Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаева Акбара Нарбаевича
на решение арбитражного суда Новосибирской области
от 20.01.2011 года по делу N А45-16924/2010 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаева Акбара Нарбаевича
(ИНН753600604963, ОГРН 308540209300042)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области
третье лицо: Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района
о признании незаконными действий по уклонению в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаев А.Н. (далее - Нарбаев А.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением: о признании несоответствующим ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и незаконными действий Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Новосибирского района), выразившихся в уклонении от принятия в установленный срок решения об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 2961636 кв.м., состоящего из обособленных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:387 и 54:19:142601:388, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 54:19:142601:391 (далее - земельный участок), находящегося в государственной собственности на территории муниципального образования Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязании Администрации Новосибирского района утвердить и выдать Нарбаеву А.Н. схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; признании несоответствующим ст.ст. 28, 31 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и незаконным (недействительным) решения Администрации от 09.06.2010г. N 8, выразившегося в необоснованном уклонении от принятия в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность Нарбаева А.Н. за плату земельного участка; обязании Администрации Новосибирского района устранить допущенные нарушения федерального законодательства, а также прав и законных интересов Нарбаева А.Н. путем принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка с последующим направлением Нарбаеву А.Н. проекта договора купли - продажи испрашиваемого земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Новолуговского сельсовета).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2011 по делу N А45-16924/2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Действия Администрации Новосибирского района, выразившиеся в уклонении от принятия в установленный срок решения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, решение Администрации Новосибирского района от 09.06.2010 N 8, выразившееся в необоснованном уклонении от принятия в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату заявителю земельного участка признаны незаконными, на Администрацию Новосибирского района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия соответствующего решения по рассмотрению заявлений от 20.05.2010г. Нарбаева А.Н.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, А.Н. Нарбаев, Администрация Новосибирского района, Администрация Новолуговского сельсовета обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе А.Н. Нарбаев просит решение Арбитражного суда Новосибирской области изменить, обязав Администрацию Новосибирского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить в собственность заявителю за плату земельный участок.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, ссылаясь, в том числе на следующие обстоятельства: - схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходима заявителю для уточнения возможных изменений использования интересующей его территории, а не для целей предоставления земельного участка; - поскольку земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, иных ограничений на предоставление земельного участка в собственность заявителя законом не установлено, в связи с чем, препятствий к полному удовлетворению требований заявителя не имелось.
В апелляционной жалобе Администрация Новосибирского района, Администрация Новолуговского сельсовета просят решение Арбитражного суда Новосибирской области изменить, в резолютивной части решения второй абзац изложить в следующей редакции "Признатть незаконным бездействие Администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения в установленный срок заявлений Нарбаева Акбара Нарбаевича от 20.05.2010", третий абзац резолютивной части решения исключить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация Новосибирского района, Администрация Новолуговского сельсовета указывают, что судом первой инстанции предрешены будущие результаты рассмотрения заявления Нарбаева А.Н., и на Администрацию фактически возложена обязанность утвердить схему расположения и предоставить в собственность земельный участок, в то время как предоставление земельного участка в собственность возможно только после его постановки на кадастровый учет за счет заявителя.
Подробно доводы апеллянтов изложены в апелляционных жалобах.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон доводы апелляционных жалоб, отзывов на них поддержали, по изложенным в них основаниям.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, и отзывов, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2011 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.05.2010г. Нарбаев А.Н. обратился в Администрацию Новосибирского района с заявлениями N 6765 о предоставлении на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения, состоящего из обособленных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:387 и 54:19:142601:388, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 54:19:142601:391, находящегося в государственной собственности на территории муниципального образования Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ориентировочной площадью 2961636 кв.м. для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, N 22 с просьбой изготовить, утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
21.06.2010 письмом N 6765/01-12 за подписью первого заместителя главы Новосибирского района Новосибирской области в адрес Нарбаева А.Н. направлена выписка из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области от 09.06.2010г. N 8, из содержания которой следует, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен после обращения к главе администрации Новолуговского сельсовета о проведении комиссии с участием депутатов Совета депутатов муниципального образования о возможности и целесообразности осуществления деятельности крестьянско - фермерского хозяйства Нарбаева А.Н. на испрашиваемом земельном участке.
Не согласившись с указанными действиями Администрации Новосибирского района, Нарбаев А.Н. обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта бездействия Администрации Новосибирского района, выразившегося в непринятии в установленном порядке решения об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, уклонения от принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Судом первой инстанции принято правильное по существу решение.
Поддерживая указанные выводы суда первой инстанции, Седьмой Арбитражный апелляционный суд исходит из установленных по делу фактических обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления с приложением документов, перечисленных в части 2 указанной статьи.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт обращения Нарбаева А.Н. с заявлением в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ о предоставлении ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако, решения по существу данных заявлений Администрацией Новосибирского района в установленные указанными нормами сроки приняты не были, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии со стороны Администрации Новосибирского района бездействия, нарушающего права заявителя.
Ответ Администрации Новосибирского района от 21.06.2010г. N 6765/01-12 в адрес заявителя, не содержащий решения Администрации по его заявлениям от 20.05.2010, правомерно не принят судом в качестве доказательства рассмотрения заявления Нарбаева А.Н. по существу.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков от 09.06.2010г. N 8, вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен на комиссии муниципального образования.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрация Новосибирского района, в нарушение статей 11, 12 Закона N 74-ФЗ, по существу указанный вопрос не рассматривала.
Отклоняя доводы Нарбаева А.Н. об отсутствии оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность, апелляционный суд отмечает, что, поскольку вопрос о возможности предоставления земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства уполномоченными органами местного самоуправления, не рассматривался, в том числе, на предмет наличия ограничений, предусмотренных статьей 28 ЗК РФ, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на заинтересованных лиц обязанности по такому предоставлению.
Согласно статье 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя судом первой инстанции обоснованно избран такой способ защиты, как обязание Администрации Новосибирского района рассмотреть заявления Нарбаева А.Н. по существу и принять по ним соответствующие решения.
Ссылки Администраций Новосибирского района и Новолуговского сельсовета о том, что обжалуемым решением суд первой инстанции фактически обязал заинтересованных лиц принять определенные решения по заявлениям Нарбаева А.Н., необоснованы и опровергаются содержанием обжалуемого судебного акта.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, суд не может подменять собой орган местного самоуправления в части управления и распоряжения земельными участками муниципального образования, так как данная процедура прописана в земельном законодательстве и установлена в нормах N 74-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным уклонения заинтересованных лиц в рассмотрении его заявлений, отказав в удовлетворении требований об обязании выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить земельный участок в собственность.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, из федерального бюджета подлежит возврату уплаченная Администрацией Новолуговского сельсовета Новосибирского района государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.02.2011 N 954852 в сумме 2000 рублей как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2011 по делу N А45-16924/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.02.2011 N 954852 в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16924/2010
Истец: Нарбаев Акбар Нарбаевич
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района НСО
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2045/11