г. Пермь |
|
11 сентября 2009 г. |
Дело N А71-5167/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - Первый заместитель прокурора Удмуртской Республики: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц - Правительство Удмуртской Республики: не явился, извещен надлежащим образом, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики: Сипко П.А., паспорт, доверенность от 30.12.2008г., Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики: не явился, извещен надлежащим образом, ГУ "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики при МЧС УР": Гаврилов М.Г., паспорт, доверенность от 03.09.2009г., ООО "АСПЭК-Домстрой": Барышников С.В., удостоверение, доверенность от 22.10.2008г.,
от третьего лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц- Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, ООО "АСПЭК-Домстрой" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июля 2009 года по делу N А71-5167/2009, принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению Первого заместителя прокурора Удмуртской Республики
к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ГУ "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики при МЧС УР", ООО "АСПЭК-Домстрой"
третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике
о признании недействительным распоряжения и применении последствий недействительности и ничтожности сделки,
установил:
Первый заместитель прокурора Удмуртской Республики (далее-заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2007г. N 225-р "О строительстве объектов недвижимости по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109", распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р "О передаче объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109" (с изменениями от 27.11.2007г. N1755-р) не соответствующими ст. 217 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 30.1 Земельного кодекса РФ и недействительными; о признании притворной ничтожной сделки - Инвестиционный договор N 05-02-15/719 от 17.08.2007г., дополнительные соглашения NN 1,2 к договору, заключенные Министерством имущественных отношений УР, при участии Государственного учреждения "Поисково - спасательная служба УР" при МЧС УР, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР с ООО "АСПЭК-Домстрой" недействительными; о применении последствий недействительности притворной ничтожной сделки, обязав ООО "АСПЭК - Домстрой" вернуть в собственность Удмуртской Республики земельный участок по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 (кадастровый номер 18:26:020834:0013, площадью 5884 кв.м.) и возместить стоимость объектов недвижимости, находящихся на земельном участке в денежном выражении (л.д.10-21 том 1).
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил предмет заявленного требования и просил в перечень объектов недвижимости, которые находились в собственности УР и их отчуждение было возможно только способами, предусмотренными ст. 13 Федерального закона N 178-ФЗ, включить объект - склад (литер К), кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/К (абзац 6 листа 6 искового заявления). Заявление в части применения последствий недействительности притворной ничтожной сделки уточнить требованием о взыскании с ООО "АСПЭК - Домстрой" в бюджет Удмуртской Республики стоимости объектов, находившихся на земельном участке, в денежном выражении в сумме 14956404 руб.(л.д.106 том 1).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Правительство Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, ООО "АСПЭК-Домстрой" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
В обоснование жалоб указывают на то, что спорное имущество, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 закреплено за ГУ "Поисково - спасательная служба Удмуртской Республики" (далее - ГУ ПСС) распоряжением Минимущества от 28.06.2005г. N 678-р и передано по акту приема - передачи на праве оперативного управления, которое возникло в связи с передачей учреждению имущества (п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, на момент заключения инвестиционного договора ГУ ПСС имело на праве оперативного управления объекты недвижимости, расположенные по ул. Красногеройская, 109. Право оперативного управления было зарегистрировано за ГУ ПСС в установленном порядке, действовавшем до принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению Правительства УР, Министерства имущественных отношений УР ст. 217 ГК РФ и ст. 13 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст.30.1 Земельного кодекса РФ не подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку Удмуртская Республика в результате заключения договора получает не плату, а имущество, которое будет создано на средства ООО "АСПЭК - Домстрой".
Кроме того, Правительство УР, Министерство имущественных отношений УР, Министерство строительства УР, ООО "АСПЭК-Домстрой" указало, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества в силу ст. 3 данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. В рассматриваемом случае следует руководствоваться Федеральным законом ""Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", в котором прямо указано, что участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем вовлечения в инвестиционный процесс объектов, находящихся в государственной собственности. Доказательств притворности сделки по заключению инвестиционного договора прокурором не представлено. Последствия, которые просит применить прокурор, не могут быть применены в результате признания недействительным договора, оформившего инвестиционную деятельность УР, поскольку, заключив договор, ООО "АСПЭК-Домстрой" не приобрело право собственности на спорное имущество. Право собственности ООО "АСПЭК-Домстрой" возникло из сделки по передаче объектов недвижимости и земельного участка в собственность, оформленной актом приема - передачи объектов недвижимости по состоянию на 26.11.2007г., подписанным Минимуществом УР и ГУ ПСС. ГУ ПСС, подписав акт приема-передачи объектов недвижимости, распорядилось принадлежащим ему имуществом, с согласия собственника.
По мнению Правительства УР, Министерства имущественных отношений, Министерства строительства УР доводы заявителя о том, что указанными распоряжениями и договором нарушаются права Удмуртской Республики на получение доходов от продажи имущества, находящегося в собственности на аукционе, являются необоснованными, поскольку в данном случае речь идет не о денежных средствах, а о недвижимом имуществе (инвестиционном вкладе), и поэтому нормы Бюджетного Кодекса РФ применению не подлежат. Принятие оспариваемых распоряжений и договора было направлено не на отчуждение государственного имущества, а исключительно на обновление имущественной базы ГУ ПСС. Указанные распоряжения и договор соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Удмуртской Республики, граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают незаконно каких-либо обязанностей, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в силу Закона УР "О полномочиях органов государственной власти по владению, пользованию и распоряжению собственностью УР" Правительство УР управляет и распоряжается собственностью УР, определяет порядок передачи в безвозмездное пользование и доверительное управление собственности УР; в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения по вопросам управления собственностью УР, обеспечивает их исполнение. Заявителем не представлены доказательства того, что в адрес исполнительных органов государственной власти УР обращались иные юридические и физические лица с какими-либо предложениями относительно объектов недвижимости, расположенных по ул. Красногеройская, 109. Также отсутствуют доказательства того, что площадь вновь создаваемых помещений будет меньше, чем площадь помещений, которые были внесены в качестве инвестиционного вклада, или же стоимость данного имущества будет ниже инвестиционного вклада. Заключая договор, государство действовало не в целях получения прибыли, а в целях улучшения организации и проведения поисково - спасательных работ, оказания помощи в спасении людей при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и других экстремальных ситуациях. Таким образом, доказательства, свидетельствующие, что Распоряжение Правительства УР от 19.03.2007г. N 225-р и Распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, прокурор не представил. Распоряжение Правительства УР от 19.03.2007г. N 225-р и Распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской деятельности не нарушает. Удмуртская Республика как собственник имущества вправе самостоятельно определить способ отчуждения имущества, таким образом, довод Прокурора УР о том, что отчуждение имущества не на аукционе нарушило чьи либо права, необоснован.
Кроме того, податели апелляционных жалоб считают, что заявителем пропущен срок для оспаривания ненормативных правовых актов.
Представители Министерства имущественных отношений УР, ООО "АСПЭК-Домстрой" в суде апелляционной инстанции поддержали требования и доводы апелляционных жалоб.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционные жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области инвестиционной деятельности и формы их участия в инвестировании. При этом данным Законом не предусмотрено, что органы государственной власти субъектов могут передавать имущество в неизменном виде с баланса субъекта Российской Федерации на баланс юридического лица. Поэтому к правоотношениям, возникшим в результате издания Распоряжения N 225-р, Распоряжения N 1251-р и заключению Договора необходимо применять положения статьи 217 ГК РФ и статьи 13 Федерального закона N178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества". Заключенный Министерством имущества УР и Обществом договор является сделкой по возмездному отчуждению имущества, находящегося в собственности УР, в собственность юридического лица. Указанными распоряжениями и договором нарушаются право УР на получение доходов из установленных законом источников: от продажи имущества, находящегося в государственной собственности на аукционе; нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц индивидуальных предпринимателей, которые лишены возможности приобрести указанное имущество по результатам аукциона. Правительство Удмуртской Республики издало Распоряжение N 225-р, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики издало Распоряжение N 1251-р и заключило Договор от 17.08.2007г. N 05-02-15/719 в нарушение статьи 217 ГК РФ, статьи 13 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества".
ГУ "Поисково-спасательная служба" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддерживает в полном объеме.
Представитель ГУ "Поисково-спасательная служба" в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Первый заместитель прокурора Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, отзывов на нее, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 19 марта 2007 года Правительством Удмуртской Республики издано распоряжение N 225-р "О строительстве объектов недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109".
Пунктом 1 Распоряжения N 225-р установлено: принять предложение Общества с ограниченной ответственностью "АСПЭК-Домстрой" о строительстве жилого дома и объектов административного назначения по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Красногеройская, 109, на условиях договора инвестирования и строительстве объектов недвижимости, согласно которому в собственность ООО "АСПЭК-Домстрой" передаются объекты недвижимости, расположенные по вышеуказанному адресу, закрепленные на праве оперативного управления за ГУ "Поисково-спасательная служба" при МЧС УР, а также земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у учреждения; в собственность Удмуртской Республики безвозмездно передаются вновь построенное здание, площадью не менее 1580 кв.м, и реконструированное здание, площадью не менее 230 кв.м., с характеристиками, согласованными с ГУ ППС УР и Министерством имущественных отношений УР, общей стоимостью не ниже рыночной стоимости существующих объектов недвижимости и земельного участка, передаваемых в собственность Общества, а также сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположены данные объекты.
Пунктом 2 Распоряжения N 225-р Министерству строительства, архитектуры жилищной политики УР, Министерству имущественных отношений УР и ГУ "ППС по УР" предписано заключить с ООО "АСПЭК-Домстрой" договор об инвестировании и строительстве объектов недвижимости, предусмотрев в нем условия, определенные в п. 1 данного распоряжения, и возможность сноса существующих объектов недвижимости.
17.08.2007г. Министерством имущественных отношений УР (Инвестор), при участии ГУ "Поисково-спасательная служба", Министерства строительства, архитектуры жилищной политики УР и ООО "АСПЭК-Домстрой" (Заказчик) заключен инвестиционный договор N 05-02-15/719. Дополнительными соглашениями от 27.11.2007г., от 20.12.2007г. в договор внесены изменения.
Согласно пункту 1.1 Договора (с изменениями от 27.11.208г.) Инвестор обязуется внести в качестве инвестиционного взноса в собственность Заказчика являющиеся собственностью Удмуртской Республики следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109, закрепленные на праве оперативного управления за ПСС УР земельный участок под данными зданиями с прилегающими территориями и проездами к зданиям:
- гараж (литер Е), площадью 224, 7 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта 18:26:00:00:32995/Е;
- склад и мастерская по ремонту киноаппаратуры (литер В), общей площадью 229,6 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/В;
- здание (литер Д), общей площадью 54,7 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/Д;
- здание фильмобазы (литер Б), общей площадью 802,6 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/Б;
- склад (литер С), кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/С;
- склад (литер Ж), кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/Ж;
- административное здание (литер А), общей площадью 237,8 кв.м., кадастровый (условный номер) объекта: 18:26:00:00:32995/А;
- сооружения: забор, забор, ворота (литер 1, 11, 111), кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/1, 11, 111;
- пристрой (литер Пр), общей площадью 31, 4 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/пр;
- пристрой (литер Пр 1), общей площадью 20,3 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/Пр1;
- склад (литер К), кадастровый (условный) номер объекта: 18:26:00:00:32995/К.
Согласно п. 1.2 договора (с изменениями от 20.12.2007г.) Заказчик обязуется осуществить строительство здания ПСС по ул. Красногеройская,109 в Индустриальном районе г. Ижевска.
По окончании строительства Заказчик обязуется передать Инвестору помещения в указанном здании, площадью не менее 1810 кв.м., по акту приема - передачи с приложением необходимой технической документации в собственность Удмуртской Республики.
ГУ ПСС своими силами и средствами производит снос административного здания литер А согласно условиям дополнительного соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора Инвестор обязуется в счет инвестирования строительства Объектов передать по акту приема-передачи в собственность Заказчика существующие объекты недвижимости, указанные в пункте 1.1 Договора и земельный участок под данными объектами недвижимости (правоустанавливающие документы, кадастровые планы).
В соответствии с пунктом 2.1 договора сумма инвестиций Инвестора составляет 61569000 (шестьдесят один миллион пятьсот шестьдесят девять тысяч рублей) и соответствует рыночной стоимости существующих объектов недвижимости земельного участка, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109, согласно отчету ООО "Агентство оценки "Столица" от 15.08.2007г. N 758.
13.09.2007г. Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики во исполнение Распоряжения N 225-р и условий инвестиционного договора от 17.08.2007 издано распоряжение N 1251-р "О передаче объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109".
Согласно пункту 1 Распоряжения N 1251-р в качестве вклада по Договору в собственность ООО "АСПЭК-Домстрой" переданы являющиеся собственностью Удмуртской Республики и учитываемые на балансе ГУ ПСС УР земельный участок, площадью 5884 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020834:0013 и расположенные на нем объекты недвижимости.
По акту приема-передачи объектов недвижимости от 26.11.2007г., подписанному Министерством имущественных отношений УР, ГУ ПСС УР и ООО "АСПЭК-Домстрой", земельный участок, площадью 20694 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020834:0013 и расположенные на нем объекты недвижимости переданы в собственность ООО "АСПЭК-Домстрой".
Полагая, что Распоряжение Правительства УР N 225-р и Распоряжение Министерства имущественных отношений УР N 1251-р, а также Инвестиционный договор от 17.08.2007г. N 05-02-15/719 не соответствуют действующему законодательству, Первый заместитель прокурора Удмуртской Республики обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании их недействительными и не соответствующими ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 30. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц - ст. 1 Федерального закона "О приватизации государственного муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 3 "О приватизации государственного муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В соответствии с п. 2.1 ст. 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" N 39-ФЗ от 25.02.1999г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:
разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для определения соответствия нормам действующего законодательства оспариваемого прокурором инвестиционного договора, дополнительных соглашений к нему, и распоряжений Правительства УР и Министерства имущественных отношений УР, на основании которых был заключен договор, по заявленному прокурором основанию ничтожности сделки как не соответствующей требованиям закона, в силу вышеуказанных правовых норм следует определить предмет договора, могут ли являться спорные объекты инвестициями, не обременены ли они правами третьих лиц.
Как следует из смысла и содержания оспариваемых ненормативных актов и договора, инвестициями по оспариваемому договору являются объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу г.Ижевск, ул.Красногеройская,109. Сторонами по договору является Инвестор- Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, при участии Государственного учреждения "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики" (на праве оперативного управления которого находилось недвижимое имущество), Заказчик - ООО "АСПЭК-Домстрой".
Как видно из материалов дела, спорные объекты недвижимости были переданы ГУ ПСС УР на основании распоряжения Министерства имущественных отношений УР N 6780-р от 28.06.2005г. "О закреплении имущества, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 за государственным учреждением "Поисково-спасательная служба УР", которым предусмотрен пункт о закреплении на праве оперативного управления имущества, указанного в п. 1 распоряжения, включая склад (литер С), склад (литер Ж).
В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Право оперативного управления на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. N 122-ФЗ вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. 27 февраля 1997 года данный Закон был опубликован в "Собрании законодательства РФ". В соответствии с п.2 ст.33 данного Федерального закона создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 г.
Согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22.03.1999г. государственное учреждение юстиции "Регистрационная палата Удмуртской Республики по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приступило к осуществлению регистрационной деятельности на территории г.Ижевска с 15.03.1999г.
Таким образом, право оперативного управления имуществом, закрепленным за учреждением, после вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, подлежало обязательной государственной регистрации.
Как указано выше, спорные объекты недвижимости были переданы ГУ ПСС УР на основании распоряжения Министерства имущественных отношений УР N 6780-р от 28.06.2005г. "О закреплении имущества, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 за государственным учреждением "Поисково-спасательная служба УР",
Из материалов дела следует, что право оперативного управления имуществом - объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 (склад (литер С), склад (литер Ж) ГУ "Поисково-спасательная служба УР" в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. N 122-ФЗ зарегистрировано не было. На иные объекты недвижимости: гараж, склад и мастерская, здания (в том числе административное), сооружения - право оперативного управления зарегистрировано 27.03.2007г. Данными объектами на праве оперативного управления ГУ ПСС УР владело и пользовалось с 2005 г. (в комплекс объектов входили, в том числе вспомогательные помещения - склады литер С и литер Ж).
Кроме того, ГУ ПСС УР для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий административного назначения по ул.Красногеройская, 109 в Индустриальном районе был передан земельный участок в постоянное бессрочное пользование согласно постановлению N 482/5 от 01.11.2006г., право пользования которым также в силу требований Федерального закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей в период принятия Администрацией г.Ижевска постановления, подлежало государственной регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право ГУ ПСС УР постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 16.07.2007г. N 18-18-01/015/2007-992.
В силу ст.2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним также обязательна и при прекращении прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (л.д.38 том 1).
Прекращение права ГУ ПСС УР на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком Управлением Федеральной регистрационной службы по УР не регистрировалось.
Прекращение прав на объекты недвижимого имущества, находившегося у ГУ ПСС УР на праве оперативного управления, зарегистрировано Управлением ФРС по УР 02 и 07 апреля 2008 г.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений норм права ГУ ПСС УР на момент заключения инвестиционного договора обладало правом оперативного управления на спорное недвижимое имущество, что не оспаривалось собственником имущества, поскольку распоряжение Правительства УР N 225-р от 19.03.2007г. содержало прямое указание на оформление в установленном порядке данного права за ГУ ПСС УР.
Однако с учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что недвижимое имущество, право оперативного управления на которое было зарегистрировано в установленном законом порядке после издания распоряжения Правительства УР N 225-р от 19.03.2007г., но до момента заключения инвестиционного договора, не могло быть предметом обязательства, поскольку находилось в оперативном управлении ГУ ПСС УР. Прекращение права оперативного управления было зарегистрировано в УФРС по УР только в апреле 2008 г., которое не может быть признано судом произведенным в соответствии с требованиями закона по следующим основаниям.
Апелляторы не оспаривают того факта, что спорные объекты недвижимости находились в оперативном управлении ГУ ПСС УР, ссылаясь при этом на то, что ГУ ПСС, являвшееся стороной по договору, подписав его, тем самым выразило согласие на изъятие у него недвижимого имущества и передачу в качестве объектов инвестирования ООО "АСПЭК-Домстрой".
Действительно, в силу действующих норм гражданского законодательства возможно изъятие собственником у лица, обладающего на праве оперативного управления, недвижимого имущества, но по основаниям и в порядке, установленном законодательством.
Это регламентировано п.3 ст.299 ГК РФ, в соответствии с которым право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу п.1, п.2 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишне, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Поскольку в силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, собственник имущества не может произвольно распорядиться им по своему усмотрению.
Данное разъяснение дано в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Основанием для изъятия у ГУ ПСС УР имущества, которое было передано ООО "АСПЭК-Домстрой" в качестве инвестиционного взноса, послужило оспариваемое распоряжение Правительства УР, которое уже предписывало ГУ ПСС УР передать находившееся у него фактически недвижимое имущество и не содержало при этом ссылку на согласие учреждения на изъятие у него имущества, поскольку документально такое согласие от ГУ ПСС УР не испрашивалось. Апелляторы, в том числе ГУ ПСС УР, ссылаются на то, что согласие ГУ ПСС УР на изъятие у него собственником недвижимого имущества выражено в форме подписания инвестиционного договора. Однако, инвестиционный договор являлся следствием изданного Правительством УР распоряжения N 225-р от 19.03.2007г., которое ГУ ПСС УР исполнило путем подписания договора.
Каких-либо иных оснований, свидетельствовавших бы о том, что спорное имущество, закрепленное за ГУ ПСС УР на праве оперативного управления, являлось для ГУ ПСС УР излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, и послуживших для изъятия данного имущества, у собственника имущества не имелось. Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, спорное недвижимое имущество использовалось ГУ ПСС УР, но оно требовало значительного ремонта и значительных финансовых вложений.
Принимая решение о передаче спорного имущества в качестве инвестиционного взноса, Правительство УР уже изначально определило возможность сноса существующих объектов недвижимости (пункт 2 распоряжения).
В сложившейся ситуации, с учетом степени износа объекта спорного недвижимого имущества (здания), представлявшей первоначально согласно акту от 29.05.2007г. возможность восстановления и ремонта строительных конструкций, а затем, спустя менее 1 месяца, представлявшей здание как аварийное и подлежащее сносу (акт от 15.06.2007г.), Правительство Удмуртской Республики не представило основания, позволившие ему распорядиться переданными учреждению по распоряжению Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28.06.2005г. N 678-р имуществом и постановлением Администрации города Ижевска от 01.11.2006г. N 482/5 земельным участком в качестве инвестиционного взноса по достигнутому с ООО "АСПЭК-Домстрой" соглашению.
Суд апелляционной инстанции считает, что объекты недвижимого имущества, которые впоследствии подлежали сносу, в силу положений ст.3 и ст.11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" N 39-ФЗ от 25.02.1999г. могли выступать в качестве инвестиционного взноса, поскольку инвестиционная деятельность может осуществляться путем вовлечения в инвестиционный процесс не только временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, различных видов вновь создаваемого и(или) модернизируемого имущества, но и иного имущества, в том числе имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку. С учетом положений данных норм Федерального закона N 39-ФЗ объектом инвестиционных вложений субъекта Удмуртской Республики применительно к спорной ситуации мог стать и земельный участок, находящийся в собственности субъекта УР, свободный от прав других лиц. Однако, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, вошедшим в число объектов недвижимости инвестиционного взноса, зарегистрированное за ГУ ПСС УР, не прекращено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований на момент издания Правительством Удмуртской Республики распоряжения N 225-р от 19.03.2007г., заключения инвестиционного договора для включения спорных объектов недвижимости в качестве инвестиционного взноса.
Поскольку ненормативный акт Правительства УР, не соответствующий требования действующего законодательства, послужил правовым основанием для заключения инвестиционного договора от 17.08.2007г. и издания Министерством имущественных отношений УР распоряжения от 13.09.2007г. N 1251-р о передаче в качестве инвестиционного взноса объекты недвижимости, в том числе и земельный участок, принятия дополнительных соглашений к договору, в силу ст.8 Гражданского кодекса не порождающие правовые последствия, за исключением их недействительности, подлежат признанию недействительными в силу требований ст.ст.167,168 Гражданского кодекса РФ.
В силу ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу п.2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Ссылка на Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, распространение его действия на отношения, возникшие по объектам недвижимого имущества применительно к спорной ситуации, возможности их отчуждения только способами, предусмотренными статьей 13 данного Федерального закона, несостоятельна, поскольку предметы договора передачи имущества в собственность в процессе приватизации и договора инвестиционной деятельности разные. В договоре передачи государственного или муниципального имущества в собственность граждан, юридических лиц предметом договора являются объекты государственной или муниципальной собственности, отчуждаемые в собственность иных лиц. Предметом же инвестиционного договора является инвестиционная деятельность, связанная непосредственно с передачей объектов государственной или муниципальной собственности в качестве инвестиционного взноса.
Однако, ошибочные выводы суда первой инстанции, что Распоряжение Правительства УР от 19.03.2007г. N 225-р "О строительстве недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красогеройская, 109", распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р "О передаче объектов недвижимости расположенных по адресу: г.Ижевск, ул. Красногеройская, 109 и заключение инвестиционного договора от 17.08.2007г. N 05-02-15/719, объекты недвижимости и земельный участок, расположенные по адресу: г.Ижевск, ул. Красногеройская, 109, приняты без учета ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, ст.30.1 Земельного кодекса РФ, не повлияли на законность постановленного решения.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что прокурором не доказан мнимый либо притворный характер совершенных сделок (инвестиционного договора и дополнительных соглашений к нему).
В силу ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Прокурором не доказано, что основной целью издания оспариваемых распоряжений Правительства УР и Министерства имущественных отношений УР, заключения инвестиционного договора, явилось предоставление земельного участка в собственность общества для жилищного строительства.
Нарушение порядка отчуждения объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Ижевск, ул. Красогеройская, 109, повлекло за собой нарушение законности, регулирующих отношения по приобретению, прекращению прав собственности, оперативного управления на объекты недвижимости, вовлечения их в инвестиционную деятельность в качестве инвестиций, что существенно нарушает права и законные интересы Удмуртской Республики, как собственника и участника хозяйственных отношений. Следует отметить, что применительно к рассматриваемому спору нарушение порядка отчуждения недвижимого имущества не может не нарушать публичные интересы, выражающиеся в соблюдении органами государственной власти субъекта Российской Федерации требований законодательства при распоряжении собственностью Удмуртской Республики.
В силу ч.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку с учетом вышеизложенного анализа фактических обстоятельств дела и норм права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, Распоряжение Правительства УР от 19.03.2007г. N 225-р "О строительстве недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109", Распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р "О передаче объектов недвижимости расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109", приняты с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушают права и законные интересы Удмуртской Республики как собственника в сфере предпринимательской деятельности, публичные интересы, ненормативные правовые акты подлежат признанию судом недействительными на основании ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, заключенный на основании распоряжения Правительства УР от 19.03.2007г. N 225-р "О строительстве недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109", распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.09.2007г. N 1251-р "О передаче объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109", не соответствующих требованиям закона, инвестиционный договор от 17.08.2007г. N 05-02-15/719 не влечет юридических последствий и недействителен с момента его заключения.
Согласно части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки, инвестиционного договора от 17.08.2007г. N 05-02-15/719, заключённого Министерством имущественных отношений УР с ООО "АСПЭК-Домстрой", дополнительных соглашений к нему и обязывает ООО "АСПЭК-Домстрой" возвратить Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики земельный участок по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 109 (кадастровый номер 18:26:020834:0013, площадью 5884 кв.м.), а также взыскивает с ООО "АСПЭК-Домстрой" в бюджет Удмуртской Республики стоимость снесенных объектов, находившихся на земельном участке, в денежном выражении в сумме 14 956 404 руб. согласно отчету о их рыночной стоимости.
На основании вышеизложенного доводы апелляционных жалоб Правительства УР, Министерства имущественных отношений УР, ООО "АСПЭК-Домстрой" подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Необоснованными являются доводы ответчиков и третьего лица о том, что заявителем пропущен срок для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку установленный срок не применяется к спорным правоотношениям.
При предъявлении искового заявления в суд прокурор руководствовался нормами материального права, регулирующими вопросы отчуждения государственного имущества наряду с нормами гл. 24 АПК РФ, поскольку разрешение спора о праве неразрывно связано с проверкой законности ненормативных правовых актов.
Пункт 4 статьи 198 АПК РФ, устанавливающий трехмесячный срок для обжалования ненормативного акта, подлежит применению по спорам, возникающим из административных правоотношений, не связанным со спором о праве.
Заявленный прокурором иск является требованием о признании недействительным инвестиционного договора, которым нарушены права Удмуртской Республики, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права (неправомерная передача собственности Удмуртской Республики в собственность ООО "АСПЭК-Домстрой").
Таким образом, апелляционные жалобы Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, ООО "АСПЭК-Домстрой" подлежат отклонению, решение - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июля 2009 г. по делу N А71-5167/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, ООО "АСПЭК-Домстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5167/2009
Истец: Первый заместитель прокурора Удмуртской Республики, Прокурор УР (Первый заместитель)
Ответчик: ГУ "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики при МЧС УР", ГУ "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики УР", Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР, ООО "АСПЭК-Домстрой", Правительство Удмуртской Республики, Правительство УР
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной регистрационной службы по УР
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2904/10
29.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2904/10
15.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10007/09-С6
15.12.2009 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-5167/09
11.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7631/09