Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 ноября 2006 г. N КА-А41/7089-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2006 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2007 г. N КА-А41/1249-07-П
Лосино-Петровское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 16 по Московской области от 20.04.2005 г. N 02/4445 в части доначисления НДС в сумме 2 841 699 руб., пени в сумме 71 199 руб., штрафа в размере 568 340 руб., налога на прибыль в сумме 1 968 415 руб., пени в сумме 460 937 руб., штрафа в размере 393 703 руб., платежей за пользование водными объектами в сумме 1 05 742 руб., пени в сумме 574 499 руб., штрафа в размере 350 147 руб.
Решением суда от 24.11.2005 г. заявление удовлетворено. Признаны недействительными пункты 1, 2, 3 решения Инспекции в части доначисления НДС, платежей за пользование водными объектами и, неполной уплаты налога на прибыль, пени и штрафа по указанным налогам.
Применив положения ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ " О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 г.), ст.ст. 50-51, 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ, ст. 1, 15 Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", п.п. д п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории", утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 25.09.1985 г., п.п. 5, 6, 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (с изменениями на 21.01.2003 г.), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887, п. 3, 23 Положения о порядке предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Московской области, утв. Постановлением Губернатора Московской области от 08.07.1999 г. N 242-ПГ, п. 6 ст. 4 Федерального закона N 71-ФЗ от 06.05.1998 г. "О плате за пользование водными объектами, ст.ст. 3, 4 Закона Московской области от 04.08.1999 г. N 57/99-ОЗ "О ставках платы за пользование водными объектами в Московской области", п. 1, п.п. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Заявитель обоснованно пользовался льготой, установленной ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ в части освобождения от НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, по техническому обслуживанию текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, применял при начислении платы за жилье и коммунальные услуги тарифы, а также ставки на оплату жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном жилом фонде, ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья, приватизированного гражданами, в связи с чем правомерно не исчислял НДС с выручки, полученной от реализации жилищно-коммунальных услуг и от финансирования разницы в цене, учитывал НДС, уплаченный поставщикам, в стоимости товаров (работ, услуг), использованных для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения); с учетом установленных обстоятельств правильно применял однократную ставку платы за пользование водными объектами без соответствующей лицензии.
Постановлением от 07.04.2006 г. Десятого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ставит вопрос об отмене решения и постановления и принятии нового судебного акта.
Инспекция считает, что льготный порядок налогообложения по НДС касается лишь платы за найм жилья, то есть жилья, предоставленного в пользование. Услуги в части технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, коммунальные услуги и иные виды услуг, оказываемые различными организациями собственникам домовладения, а также уполномоченными ими лицами, облагаются НДС в общеустановленном порядке, соответственно НДС, предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг) не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль; при безлицензионном пользовании водными объектами ставки платы увеличиваются в пять раз независимо от того, кто является плательщиком, причем включение в график на получение лицензии на водопользование не означает, что водопользование осуществляется на законном основании.
В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело без участия представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания.
Выслушав представителей Заявителя, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность и обоснованность судебных актов, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает решение и постановление подлежащими отмене в части выводов, касающихся налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с направлением дела на новое рассмотрение в указанной части в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного спора.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, оспариваемое решение принято Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки МУП за период с 01.01.02 г. по 31.12.03 г., по НДС за период по 31.10.04 г. и предусматривает привлечение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Суд при рассмотрении дела не проверил, какие виды деятельности осуществлял заявитель, входило ли в его обязанности оказание услуг по договорам подряда, включала ли бюджетная дотация на покрытие разницы между утвержденными тарифами и фактически произведенными затратами сумму НДС.
Между тем, установление этих обстоятельств является правообразующим, исходя из позиции ВАС РФ, высказанной в постановлении от 05.07.05 г. N 1724/05, а также в определениях об отказе в пересмотре в порядке надзора постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда по делам NN А40-24694/05-128-240, А40-26552/05-76-241, А40-45429/05-33-377 Арбитражного суда г. Москвы.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить фактические обстоятельства и применительно к ним разрешить спорный вопрос.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене решения и постановления в части налога на пользование водными объектами.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. В силу ст. 2 Закона объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, техсредств или устройств, указанное в ст. 1, в целях осуществления забора воды из водных объектов, сброса сточных вод и т.п.
Платежной базой при осуществлении забора воды из водного объекта является объем воды, забранный из водного объекта.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Пунктом 3 статьи 4 Закона "О плате за пользование водными объектами" определено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
При этом, в силу ст. 5 Закона законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по платы для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 4 Закона Московской области N 57/99-ОЗ "О ставках платы за пользование водными объектами в Московской области" ставки платы для плательщиков при заборе воды, кроме забора воды для водоснабжения населения, или сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных и годовых) при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными Законом, в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, учитывая характер водопользования - для нужд водоснабжения населения, Общество правомерно использовало однократную ставку налога на объем воды, реализованный населению.
Следует отметить, что Инструкцией ГНС РФ от 12.08.1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" также установлено, что увеличение ставки платы в пять раз не касается забора воды для водоснабжения населения (раздел 4).
При рассмотрении данного дела суды установили, что заявитель неоднократно в течение длительного времени пытался урегулировать вопрос с получением лицензии на водопользование. Из материалов дела следует, что задержки в оформлении лицензии связаны с регистрацией права на земельные участки под артезианскими скважинами.
В соответствии с Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 (далее - Правила) решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
При этом в силу п. 6 ст. 108 НК РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применив положения п. 32 и п. 46 Правил, суды обоснованно указали, что пользование подземными водными объектами до выдачи лицензии на водопользование при таких обстоятельствах не является правонарушением.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для доначисления платы, взыскания пени и наложения штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24.11.2005 г. по делу N А41-К2-15617/05 Арбитражного суда Московской области и постановление от 07.04.2006 г. Десятого арбитражного апелляционного суда изменить.
В части признания недействительным решения МРИФНС России N 16 по Московской области от 20.04.2005 г. N 02/4445 по НДС, налогу на прибыль решение и постановление отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2006 г. N КА-А41/7089-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании