г.Челябинск |
|
19 апреля 2011 г. |
Дело N А34-5440/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Богдановской Г.Н. и Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 февраля 2011 г. по делу N А34-5440/2010 (судья Губанова Е.И.).
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Аэропорт Курган" - Долгих В.В. (доверенность б/н от 31.12.2010),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - Богданова Л.В. (доверенность N 05-01/6946 от 20.10.2010).
Исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Курган" (далее - заявитель, общество, ОАО "Аэропорт Курган") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным постановления Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) от 24.10.2003 N 132 "О внесении в реестр федерального имущества и регистрации права собственности Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области и Администрация города Кургана.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласилось ОАО "Аэропорт Курган" (далее также - податель апелляционной жалобы) и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что Департаментом при принятии оспариваемого Постановления не была соблюдена процедура разграничения государственной собственности на землю - Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.06.2010, земельный участок с площадью 357,0185 га с кадастровым номером 45:25:04 02 04:0025 в перечнях земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности, утвержденных актами Правительства Российской Федерации, изданными до 01.07.2006, не числится. Следовательно, в октябре 2003 года Департамент не имел законных оснований распоряжаться спорными земельными участками.
Кроме того, Департамент считает заявленные требования обоснованными.
По мнению подателя апелляционной жалобы, действиями заинтересованного лица нарушены права заявителя.
Вывод суда о том, что заявителем по настоящему делу пропущен срок для обращения в суд, несостоятелен, поскольку ОАО "Аэропорт Курган" стало известно о принятии оспариваемого Постановления из письма Росимущества от 10.06.2010.
От Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Департамент согласен с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ОАО "Аэропорт Курган" поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда просит отменить.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области считает решение суда законным и обоснованным. С доводами апелляционной жалобы не согласен.
Администрация г.Кургана и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области (правопредшественника Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области) принято постановление "О внесении в реестр федерального имущества и регистрации права собственности Российской Федерации" от 24.10.2003 N 132 (л.д. 14).
Данным ненормативным актом Департамент постановил включить в реестр федерального имущества следующие земельные участки: - земельный участок площадью 357,0185 га, кадастровый номер 45:25:04 02 04:0025, категория земель: земли поселений, местоположение: г. Курган, территория Аэропорта; - земельный участок площадью 0,4264 га, кадастровый номер 45:25:03 07 02:0015, категория земель поселений, местоположение: г. Курган, ул. Омская.
Также данным постановлением Управлению земельными ресурсами предписано зарегистрировать в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
На основании вышеуказанного постановления произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Курганскому авиапредприятию на основании постановления Администрации города Кургана от 27.07.1996 N 2064 для территории аэропорта на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок в Ш промышленной зоне градостроительной ценности г. Кургана площадью 373,0715 га, что подтверждается свидетельством КН-25-29551 (л.д. 162).
Ссылаясь на незаконность постановления "О внесении в реестр федерального имущества и регистрации права собственности Российской Федерации" от 24.10.2003 N 132, ОАО "Аэропорт Курган" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судебными актами Арбитражного суда Курганской области по делам N N А34-8993/2009, А34-3739/2007, А34-367/2007, А34-4607/2009, А34- 6548/10, А34-2344/10, имеющими преюдициальное значение для рассматриваемого дела, также установлены следующие фактические обстоятельства.
17.03.2000 между Администрацией г. Кургана (арендодатель) и ОАО "Аэропорт Курган" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1050, по условиям которого арендодатель согласно распоряжения мэра г. Кургана N 1243-р от 09.03.2000 сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок кадастровый номер 45:25:040201:0012 площадью 3 574548 кв.м., расположенный по адресу: ул. Гагарина, в третьей промышленной зоне градостроительной ценности в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка. Договор заключен сроком по 09.03.2015. Государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 08.08.2000.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке 45:25:040204:9 площадью 3 574548 кв.м., расположенного по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, разрешенным использованием для обслуживания территории аэропорта, предыдущим номером данного земельного участка являлся номер 45:25:040204:0012.
Номер был изменен согласно приказу Росземкадастра от 14.05.2001 N П/8У, Приказу комитета по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области от 10.01.2001 N 9.
Земельный участок снят с кадастрового учета 14.07.2004.
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области N 97-р от 09.04.2003 предварительно согласовано место размещения автомобильной газозаправочной станции на земельном участке площадью 0,44 га по ул. Гагарина в г. Кургане из земель ОАО "Аэропорт Курган" открытому акционерному обществу "Курганоблгаз".
Согласно справке ФГУ "Кадастровая палата по Курганской области" кадастровый номер земельного участка 45:25:040204:9 является предыдущим для земельных участков с кадастровыми номерами 45:25:040204:24 разрешенным использованием - для автомобильной газозаправочной станции и 45:25:040204:25 разрешенным использованием - для обслуживания территории аэропорта. Постановка на учет осуществлена 29.09.2003 на основании Распоряжения Администрации (Правительства) Курганской области N 97-р от 09.04.2003 согласно которому предварительно согласован и впоследствии предоставлен в аренду ОАО "Курганоблгаз" земельный участок номером 45:25:040204:24 площадью 4363 кв.м. Участок с кадастровым номером 45:25:040204:25 имеет площадь 3570185 кв.м., полученную путем исключения площади земельного участка 45:25:040204:24 из площади земельного участка 45:25:040204:9.
11.11.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3570185, кадастровый номер 45:25:040204:25, расположенный по адресу: г. Курган, территория Аэропорта.
Письмом от 09.07.2004 Администрация г. Кургана сообщила директору ОАО "Аэропорт Курган" о том, что договор N 1050 от 17.03.2000 аренды земельного участка по ул. Гагарина считается расторгнутым с 11.11.2003 в связи с регистрацией права федеральной собственности на земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что на момент принятия оспариваемого постановления на спорных земельных участках имелось федеральное имущество. Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696. Суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств препятствия пользования указанными земельными участками заявителем не представлено. Кроме того, заявителем по настоящему делу пропущен срок для обращения с настоящим заявлением, установленный статьей 198 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.10 "Положения о Департаменте государственного имущества и промышленной политики Курганской области", утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13.01.2001 N 103, Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области являлся исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим властные полномочия в сфере управления государственным имуществом и государственного регулирования в области промышленности, транспорта, связи, энергетики, малого бизнеса и рынка ценных бумаг и наделенным полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" от 03.07.1998 N 696 в целях организации учета федерального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом Правительство Российской Федерации постановляет возложить на Министерство государственного имущества Российской Федерации организацию учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебными актами Арбитражного суда Курганской области по делам N N А34-8993/2009, А34-3739/2007, А34-367/2007, А34-4607/2009, А34- 6548/10, А34-2344/10 установлено, что собранием кредиторов Курганского государственного авиапредприятия от 14.05.1998 принято решение создать открытое акционерное общество "Аэропорт Курган", часть имущества государственного авиапредприятия передать акционерному обществу.
Распоряжением мэра города Кургана от 10.06.1998 N 2832-р зарегистрировано открытое акционерное общество "Аэропорт Курган".
На основании приказа внешнего управляющего Курганского государственного авиапредприятия от 10.06.1998 N 55 по акту приема- передачи основных средств ОАО "Аэропорт Курган" было передано имущество государственного предприятия, расположенное в пределах границы земельного участка, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Актом от 17.03.2006 N 197 данное имущество идентифицировано.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.03.2006 по делу N А34-3761/05 признано право собственности общества на указанное имущество.
На основании постановления Департамента государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Администрации Курганской области от 28.12.1998 N 215 по договору N 31/1 от 28.12.1998 обществу в безвозмездное пользование передано имущество, не подлежащее приватизации, являющееся федеральной собственностью: аэродром (грунтовое летное поле) со складом ГСМ, взлетно-посадочная полоса с рулежной дорожкой, перроны, светосигнальное оборудование, ограждение прирельсового склада.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что на момент принятия оспариваемого постановления на спорных земельных участках имелось федеральное имущество. Следовательно, оспариваемое постановление является законным, принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции.
В связи с изложенным, отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о том, что в октябре 2003 года Департамент не имел законных оснований распоряжаться спорными земельными участками.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что действиями заинтересованного лица нарушены права заявителя, также является несостоятельным.
Доказательств наличия права собственности на указанные земельные участки обществом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Курганской области по делам А34-3739/2007 и А34-367/2007 установлен факт пользования истцом земельным участком 45:25:040204:25 в отсутствие договорных отношений, без каких-либо правовых оснований.
Кроме того, указанный земельный участок прекратил свое существование. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.01.2011 из земельного участка с кадастровым номером 45:25:040204:25 образовался земельный участок с кадастровым номером 45:25:040204:31 (площадь 10768 кв.м., для размещения автомобильной газовой накопительной компрессорной станции, земельный участок с кадастровым номером 45:25:040204:32 (площадь 3557314 кв. м, для обслуживания территории аэропорта) и земельный участок с кадастровым номером 45:25:040204:33 (площадь 2552 кв.м, для обслуживания территории аэропорта) (л.д. 128).
На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.10.2010 N N 45 АА 155085, 45 АА 155084, 45 АА 155086 (л.д.104,106,108).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:0015 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области и заявителем заключен договор аренды от 03.04.2008 (л.д. 87-95). Срок договора аренды - с 01.10.2007 по 30.09.2012.
Таким образом, заявленные ОАО "Аэропорт Курган" в рамках настоящего дела требования не восстанавливают нарушенные права заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером 45:25:040204:25 прекратил свое существование; а в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:030702:0015 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области и заявителем заключен договор аренды.
Довод подателя апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что заявителем по настоящему делу пропущен срок для обращения в суд, также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из представленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области в материалы дела дополнения к исковым требованиям по делу N А34-743/2007 следует, что об оспариваемом постановлении заявителю стало известно в 2007 году (л.д. 98-101).
С настоящим заявлением общество обратилось в арбитражный суд 01.11.2010, что подтверждается штампом канцелярии суда, то есть в трехмесячный срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ для подачи заявления пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Ходатайства заявителя о восстановлении данного срока в материалах дела не имеется.
Довод заявителя о том, что Департамент считает заявленные требования обоснованными, несостоятелен, поскольку право собственности на спорные участки зарегистрировано за Российской Федерацией.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 февраля 2011 г. по делу N А34-5440/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru .
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5440/2010
Истец: ОАО " Аэропорт Курган"
Ответчик: Администрация г. Кургана, Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Третье лицо: Администрация г. Кургана, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, ТУ Росимущество