г. Владивосток |
|
18 апреля 2011 г. |
Дело N А51-16491/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: К.П. Засорина
судей: Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от Министерства финансов Российской Федерации - Ярушкина Е.Е.
(удостоверение 25 N 00440, доверенность от 27.01.2010 N 20-11-29/18),
иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-1318/2011
на решение Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2011
по делу N А51-16491/2010 судьи В.В. Саломая
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Михайловский" (ОГРН 1022501284970, ИНН 2536112729)
к муниципальному образовательному учреждению "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района Приморского края (ОГРН 1062511001508), Департаменту финансов Приморского края, администрации Приморского края (ИНН 2540036171, ОГРН 1022502269360), Департаменту социальной защиты населения Приморского края (ИНН 2540019232, ОГРН 1022502287774), Администрации Михайловского муниципального района Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041)
о взыскании 36 020 руб. 63 коп.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образовательному учреждению "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, администрации Михайловского муниципального района Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 36 020 руб. 63 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот на коммунальные услуги (тепловая энергия) педагогическим работникам за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2011 по делу N А51-16491/2010 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 36 020 руб. 63 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а также 2 000 руб. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении требований к муниципальному образовательному учреждению "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района Приморского края, администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, администрации Михайловского муниципального района Приморского края отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 07.03.2007 N 46-пг, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" возмещение расходов, связанных с предоставлением права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, приживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, производится за счет средств краевого бюджета на основании договоров, заключенных Департаментом социальной защиты населения Приморского края с организациями жилищно-коммунального хозяйства. Истец не доказал причинение ему убытков.
От администрации Михайловского муниципального района Приморского края в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на основании ч. 5 ст. 158 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные истец, муниципальное образовательное учреждение "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района Приморского края, Департамент финансов Приморского края, администрация Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края, администрация Михайловского муниципального района Приморского края не явились, в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края N 206-КЗ от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" право педагогических работников на бесплатное отопление заменено на денежную компенсацию (п. 3 ст. 14 Закона).
Во исполнение указанного Закона, КГУП "Примтеплоэнерго" с 01.01.2005 прекратило предоставление льгот по отоплению гражданам льготной категории.
Решением Приморского краевого суда от 30.09.2005 статья 14 Закона Приморского края N 206-КЗ от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в отношении педагогических работников была признана недействующей и не подлежащей применению. Определением Верховного суда Российской Федерации от 28.12.2005, решение от 30.09.2005 в указанной части оставлено в силе.
Вступившими в законную силу решениями Михайловского районного суда Приморского края от 03.09.2009 и от 01.04.2010 были удовлетворены требования физических лиц - педагогических работников Михайловского муниципального района Тозлян Т.В. и Сорокиной Г.М., заявленных к КГУП "Примтеплоэнерго", об обязании последнего произвести перерасчет начисленных за отопление сумм в период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
В результате исполнения указанных судебных решений у КГУП "Примтеплоэнерго" возникли убытки в сумме 36 020 руб. 63 коп.
Факт предоставления истцом услуг по отоплению педагогическим работникам в 2005 году подтверждается вступившими в законную силу решениями Михайловского районного суда Приморского края.
В доказательство произведенного перерасчета по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим на территории Михайловского муниципального района подтвержден извещениями об оплате, предоставленными истцом выборочно за спорный период.
Таким образом, довод заявителя жалобы о недоказанности истцом причинения ему убытков подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не отнесено решение вопросов финансирования расходов, понесенных в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг.
На основании п. 7 ст. 26.3 указанного Федерального закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возложение Российской Федерации обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности предоставленных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Поскольку средства, на финансирование предоставленной педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках, бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, из федерального бюджета в 2005 году Приморскому краю переданы не были, понесенные истцом расходы в сумме 36 020 руб. 63 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
По изложенным обстоятельствам судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки заявителя жалобы на постановление Губернатора Приморского края от 07.03.2007 N 46-пг, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2011 по делу N А51-16491/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16491/2010
Истец: КГУП Примтеплоэнерго филиал Михайловский
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ (УФК по Приморскому краю), Администрация Михайловского района ПК, Администрация Приморского края, Департамент социальной защиты населения ПК, Департамент финансов Приморского края, Министерство финансов Российской Федерации, МОУ "Методическая слежба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района Приморского края, МОУ Методическая служба обеспечения образовательных учреждений Михайловского муниципального района ПК
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12914/11
21.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12914/11
07.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3081/11
18.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1318/11