г. Москва
19 апреля 2011 г. |
Дело N А41-19833/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Макаровской Э.П., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Старыниной Е.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя (Администрация городского поселения Шатура) - Денисов М.В., представитель по доверенности от 17.02.2011 N 56; Ларионов В.Г., глава городского поселения Шатура Шатурского района Московской области, постановление от 19.03.2010 N 1-п;
от ответчика (Администрация Шатурского муниципального района Московской области) - Сумина И.В., представитель по доверенности от 18.01.2011 N 8, Лаврентьева Ю.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 1.
от третьего лица (ИП Иванов В.П.) - Иванов В.П. (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Шатура Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2010 по делу N А41-19833/10,
принятое судьей Сергеевым Г.А.,
по заявлению Администрации городского поселения Шатура к Администрации Шатурского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - ИП Иванова В.П., о признании постановления администрации Шатурского муниципального района от 30.04.2010 N 1146 недействительным
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Шатура обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании постановления администрации Шатурского муниципального района от 30.04.2010 N 1146 недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского поселения Шатура обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2010, поскольку, по мнению администрации, выводы суда первой инстанции противоречат имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам дела.
Представитель Администрация городского поселения Шатура в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Администрации Шатурского муниципального района Московской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Индивидуальный предприниматель Иванов В.П., поддержал правовую позицию Администрации Шатурского муниципального района Московской области, оспариваемый судебный акт считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Пояснил суду, что многотопливный автозаправочный комплекс окончен строительством, принят государственной комиссией, после принятия оспариваемого судебного акта зарегистрировано право собственности на данный объект недвижимости.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, 23.11.2007 главой Шатурского муниципального района Московской области N 2246 принято постановление "О предварительном согласовании Иванову В.П. места размещения многотопливного автозаправочного комплекса, расположенного в границах города Шатуры", согласно которому предварительно согласовании Иванову В.П. место размещения многотопливного автозаправочного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Шатура. Пр. Ильича из земель категории "земли населенных пунктов" (прочие), площадью 4 990 кв.м., утвержден акт комиссии по выбору земельного участка, Иванов В.П. обязан разработать проектную документацию на размещение многотопливного автозаправочного комплекса согласно выданному архитектурно-планировочному заданию, произведен отвод земельного участка (л.д. 96 - 97 т. 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской федерации Главой Шатурского муниципального района Московской области принято постановление от 25.01.2008 N 103 "Об утверждении Иванову В.П. проектного плана границ земельного участка, расположенного в границах города Шатуры, для строительства многотопливного автозаправочного комплекса", расположенного по адресу: Московская область г. Шатура, пр. Ильича из земель категории "земли населенных пунктов" (прочие), площадью 4 990 кв.м. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса (л.д. 94-95 т. 3).
Вышеперечисленные ненормативные акты не оспорены и не признаны в установленном законом порядке.
Земельный участок, расположенный по адресу: Московская область г. Шатура, пр. Ильича, площадью 4 990 кв.м., с размешенным использованием "для размещения многотопливного автозаправочного комплекса" из земель категории "земли населенных пунктов", 29.05.2008 прошел кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 50:25:0010103:51 (л.д. 106-107 т. 1).
19.06.2008 на основании постановления Главы Шатурского муниципального района Московской области от 05.06.2008 N 895, между Администрацией Шатурского муниципального района Московской области и ИП Ивановым В.П. заключен договор аренды N 57 "А" земельного участка площадью 4990 кв.м., с кадастровым номером 50:25:0010103:51 по адресу: Московская область, г. Шатура, проспект Ильича, под размещение многотопливного автозаправочного комплекса.
23.11.2009 между муниципальным образованием городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области и муниципальным образованием Шатурский муниципальный район Московской области заключено соглашение N 8-17-67/09 (далее - соглашение от 23.11.2009 N 8-17-67/09) о передаче органами самоуправления Шатурского муниципального района Московской области по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе в силу подпункта 5 пункта 1.2 Соглашения в части: разработки и согласования генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовки на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, расположенных на территории поселения разработки местных нормативов градостроительного проектирования поселений; резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; согласование документов территориального планирования оссийско1й Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных ланов поселений и генеральных планов городских округов, имеющих общую границу с поселением; согласование проекта генерального плана поселения с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением.
Соглашение от 23.11.2009 N 8-17-67/09 заключено на срок до 31.12.2010 и утверждено решением Совета депутатов Шатурского муниципального района от 25.11.2009 N 12/2 и решением Совета депутатов городского поселения Шатура Московской области от 27.11.2009 N 5/38.
Указанное соглашение было предметом рассмотрения по делу N 2-996/10, вступившим в законную силу решением Шатурского городского суда московской области Администрации городского поселения Шатура Московской области отказано иске к администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании названного соглашения незаконным.
При рассмотрении спора по существу судом общей юрисдикции было установлено, что Соглашение от 23.11.2009 N 8-17-67/09 соответствует требованиям действующего законодательства (л.д. 98-109 т. 3).
30.04.2010 Администрацией Шатурского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1146 "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка Иванова В.П. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: г. Шатура, проспект Ильича".
Заявитель считает, что постановление администрации Шатурского муниципального района от 30.04.2010 N 1146 "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка Иванова В.П. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: г. Шатура, проспект Ильича", нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации городского поселения Шатура Московской области в виду недоказанности последней нарушения прав и охраняемых законом интересов оспариваемым ненормативным актом, а также доказанности заинтересованным лицом факте действия им в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем установлении всех обстоятельств имеющих существенное значение для правильного разрешения настоящего спора в силу нижеследующего.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет проверку ненормативного правового акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что 04.03.2010 решение о подготовке документации по планировке территории опубликовано в газете "Ленинская Шатура" N 9 (т. 1 л. д. 137).
05.02.2010 Администрацией Шатурского муниципального района принято постановление администрации Шатурского муниципального района N 254 "О проведении публичных слушаний 12 марта 2010 года", с изменениями внесенными постановлением администрации Шатурского муниципального района от 09.03.2010 N 568 "О внесении изменений в постановление администрации Шатурского муниципального района от 05.02.2010 "О проведении публичных слушаний 12 марта 2010 года" N 254" (т.1 л.д. 134-135). 18.03.2010 информация о проведении публичных слушаний опубликована в газете "Ленинская Шатура" N11 (т. 1 л.д. 133) 19.04.2010 были проведены публичные слушания по рассмотрению проекта планировки территории многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, город Шатура, проспект Ильича (въезд в город). На публичных слушаниях принято решение одобрить проект планировки территории многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, город Шатура, проспект Ильича (въезд в город) (Протокол публичных слушаний т.1 л.д. 116-132). 20.04.2010 главой Шатурского муниципального района было принято заключение по результатам публичных слушаний (исх. N 1021 от 20.04.2010), которое было опубликовано в газете "Ленинская Шатура" от 22.04.2010 N16.9 (т.1 л.д.114). 30.04.2010 администрацией Шатурского муниципального района вынесено постановление N 1146 "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка Иванова В.П. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: г. Шатура, проспект Ильича". 20.05.2010 утвержденный проект планировки территории земельного участка Иванова В.П. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса опубликован в газете "Ленинская Шатура" от 20.05.2010 N20 (т.1 л.д. 70-72).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
К вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ).
В статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1 статьи 46 Кодекса). Указанное в части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и может размещаться на официальном сайте поселения или городского округа в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 названного Кодекса).
Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Руководствуясь вышеназванными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом условий Соглашения от 23.11.2009 N 8-17-67/09 суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт принят Администрацией Шатурского муниципального района Московской области в пределах, имевшихся на тот момент полномочий.
Как правильно указано судом первой инстанции, в материалы дела представлены доказательства получения Ивановым В.П. всех необходимых разрешений и согласований, в том числе: положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-4-0372-10 (л.д. 5-31 т. 2); главным управлением Архитектуры и градостроительства Московской области, Ре6гиональным Управлением Росприроднадзора по ЦФО, МОСАВТОДОР, Межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и организации территории Московской области, Комиссией по градостроительству и формированию Архитектурного облика территорий Московской области, ГУП МО "НИиПИ градостроительства", ОГПН ГУ МЧС России по Московской области, Ростехнадзора.
Перечисленные разрешения и согласования не оспорены и не признаны незаконными в установленном законом порядке.
Вступившим в законную силу решением Шатурского городского суда от 26.03.2009 по делу 2-100/09 о признании незаконными решений органов местного самоуправления, в том числе Постановления Главы Шатурского муниципального района от 05.06.2008 N 825 "О предоставлении Иванову В.П. в аренду земельного участка площадью 4990 кв.м., с кадастровым номером 50:25:0010103:51 по адресу: Московская область, г. Шатура, проспект Ильича, под размещение многотопливного автозаправочного комплекса" в удовлетворении требований Ларионову В.Г. отказано (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12.05.2009).
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленным решением суда общей юрисдикции и имеющим отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, доводы заявителя о том, что публичные слушания проведены с нарушением действующего законодательства, правомерно отклонены судом первой инстанции как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела, а также с учетом того, что результаты публичных слушаний в установленном законом порядке не оспорены.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции о том, что при принятии постановления от 30.04.2010 N 1146 "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка Иванова В.П. под строительство многотопливного автозаправочного комплекса по адресу: г. Шатура, проспект Ильича" не было допущено нарушений норм действующего законодательства. Доводы заявителя о том, что земельный участок, на котором расположен многотопливный автозаправочный комплекс, противоречат представленным в материалы дела доказательствам, поскольку земельный участок прошел кадастровый учет с местом его расположения по адресу: Московская область, г. Шатура, пр. Ильича из земель категории "земли населенных пунктов" (прочие), площадью 4 990 кв.м.
Доказательств того, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет признана в судебном порядке незаконной, суду апелляционной инстанции не представлено.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
Однако заявителем не представлено никаких доказательств того, что оспариваемый ненормативный акт каким-либо образом нарушает права и законные интересы граждан (жителей города Шатуры) в нарушение императивной нормы части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом ссылки заявителя на невозможность осуществления им публичных правомочий по утверждению генерального плана городского поселения Шатура муниципального района Московской области, также ничем не обоснованы и не подтверждены представлением соответствующих доказательств.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и/ или прав жителей городского поселения Шатура муниципального района Московской области, принятием оспариваемого ненормативного акта, а также не указано каким образом удовлетворение заявленного требования восстановит положение сторон, существовавшее до принятия оспариваемого ненормативного акта.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Администрации городского поселения Шатура муниципального района Московской области, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могущими служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московского области от 13 декабря 2010 г. по делу N А41-19833/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19833/2010
Истец: Администрация г. Шатура., Администрация городского поселения Шатура
Ответчик: Администрация Шатурского муниципального района Московской области
Третье лицо: ИП Иванов В. П., Администрация Шатурского муниципального района Московской области