г. Санкт-Петербург
12 апреля 2011 г. |
Дело N А26-7565/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Дороховой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3639/2011) Конкурсного управляющего Спирина Геннадия Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2010 по делу N А26-7565/2010 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению Конкурсного управляющего Спирина Геннадия Васильевича закрытого акционерного общества "Энергетик"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: Воронцова Ю.В. по доверенности от 11.01.2010.
установил:
Закрытое акционерное общество "Энергетик" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 16.04.2010 N 1436/656, N 1452/657, N 1437/658, N 1438/659, N 1439/660, N 1453/661, N 1440/662, N 1441/663.
Решением суда от 30.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсным управляющим Общества заявлена апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и требования удовлеторить.
Конкурсный управляющий надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.11.2009 Общество представило в налоговый орган уточненные авансовые платежи по транспортному налогу и уточненные налоговые декларации: за 3 квартал 2007 года, за 2007 год, 1 квартал 2008 года, 2 квартал 2008 года, 3 квартал 2008 года, 2008 год, 1 квартал 2009 года, 2 квартал 2009 года, которые представлены в связи с тем, что общество считает, что собственником транспортных средств является Сортавальский муниципальный район, регистрация транспортных средств за ЗАО "Энергетик", произведенная 03.08.2007 года, незаконна и была аннулирована 30.07.2009 и 14.01.2010. Собственных транспортных средств, состоящих на балансе ЗАО "Энергетик", не имелось.
В ходе камеральной проверки авансовых платежей, деклараций и документов, полученных от Сортавальского РОВД, Инспекция установила, что в нарушение статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Обществом занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. По мнению налогового органа, транспортный налог платят юридические лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в ГИБДД, независимо от того, являются они владельцами или нет. Изложенные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией решений от 16.04.2010 N 1436/656, N 1452/657, N 1437/658, N 1438/659, N 1439/660, N 1453/661, N 1440/662, N 1441/663 о доначислении Обществу транспортного налога:
- за 3 квартал 2007 - 20137 руб. 00 коп.;
- за 2007 год - 29186 руб. 00 коп.;
- за 1 квартал 2008 - 29466 руб. 00 коп.;
- за 2 квартал 2008 - 29466 руб. 00 коп.;
- за 3 квартал 2008 - 29466 руб. 00 коп.;
- за 2008 год - 29466 руб. 00 коп.;
- за 1 квартал 2009 - 28716 руб. 00 коп.;
- за 2 квартал 2009 - 28716 руб. 00 коп.
Общество обжаловало решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.
Решением от 16.08.2010 N 07-08/08360 жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявитель оспорил решения от 16.04.2010 N 1436/656, N 1452/657, N 1437/658, N 1438/659, N 1439/660, N 1453/661, N 1440/662, N 1441/663 в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.04.2007 Сортавальский муниципальный район (концедент) и Общество (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении объектов муниципальной собственности Сортавальского муниципального района по производству (выработке), передаче (транспортировке) и распределению тепловой энергии, во исполнение которого было принято распоряжение N 992 и закрытому акционерному обществу "Энергетик" переданы транспортные средства с правом постановки на государственный учет в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения (т. 1 л.д. 44-55; 107-108).Транспортные средства переданы по акту от 01.07.2007 (т. 1 л.д. 102-104).
Транспортные средства 31.07.2007, 03.08.2007, 14.09.2007 были поставлены на учет в органах ГИБДД с оформлением ПТС (т. 1, л.д. 74-91).
24.04.2008 в адрес ЗАО "Энергетик" направлено уведомление о расторжении концессионного соглашения. Однако доказательств передачи имущества по акту приема-передачи не представлено.
Транспортные средства были сняты с регистрационного учета 30.07.2009.
Факт использования данных транспортных средств в производстве до 30.07.2009 заявитель не отрицает.
Начиная с момента пользования транспортными средствами, с 2 квартала 2007 года по 2 квартал 2009 года, заявитель исчислял транспортный налог и представлял в инспекцию расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу и налоговые декларации по транспортному налогу.
После признания Общества банкротом 24.06.2009 и открытия в отношения его конкурсного производства, 23.11.2009 заявителем были представлены в инспекцию уточненные расчеты и декларации за период со 2 квартала 2007 по 2 квартал 2009 включительно, согласно которым сумма транспортного налога к уплате отсутствует. По мнению Общества, поскольку ЗАО "Энергетик" не является собственником транспортных средств, то он не является и плательщиком транспортного налога. Основанием для такого вывода явилось письмо ГИБДД от 02.11.2009 (т. 1, л.д. 52).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
Физические и юридические лица признаются плательщиками транспортного налога на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы; эти сведения поступают в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 5 статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) только с 01.01.2004 сведения о том, что на имя организации зарегистрировано транспортное средство, и данные об этом объекте должны поступать в налоговые инспекции из уполномоченных органов, занимающихся регистрацией транспортных средств.
Получив от регистрирующих органов информацию о лице, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, налоговые органы ставят владельца транспортного средства (организацию или физическое лицо) на учет как плательщика транспортного налога и уведомляют его об этом.
Регистрирующие органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о транспортных средствах и их владельцах по специальной форме. На основании данных, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, налоговые органы формируют базу налогоплательщиков. На ее основе рассчитывается сумма транспортного налога для физических лиц и проводятся мероприятия по контролю за соблюдением законодательства по транспортному налогу юридическими лицами.
Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел России от 27.01.2003 N 59. Если на имя организации или физического лица зарегистрированы транспортные средства, то информация о них поступит в налоговые органы, которые будут контролировать правильность и своевременность уплаты налога.
Таким образом, с 01.01.2004 установлено, что, если транспортные средства зарегистрированы на организацию, независимо от фактического владения данным транспортным средством, эта организация является плательщиком транспортного налога.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 N 126) собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что ЗАО "Энергетик", получив на законном основании по концессионному соглашения транспортные средства, правомерно в 2007 году совершило регистрационные действия, при этом Общество зарегистрировало не право собственности или иные вещные права, а транспортные средства, в силу чего обязано производить уплату транспортного налога.
Факт использования в спорный период транспортных средств не отрицается.
В соответствии со статьями 47, 100 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" и пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, согласно которым "требования об уплате платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности.
Учитывая, что предметом рассмотрения данного дела является решения налогового органа, а не меры по принудительному взысканию задолженности (требование, решение в порядке статьи 46 НК РФ, выставление инкассовых поручений), апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2010 по делу N А26-7565/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7565/2010
Истец: ЗАО "Энергетик", Конкурсный управляющий Спирин Геннадий Васильевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия, Управление Федеральной налоговой службы РФ по РК