г. Санкт-Петербург
13 апреля 2011 г. |
Дело N А42-7826/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, А.Б. Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3318/2011) ООО "Сервис МЛТ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2011 по делу N А42-7826/2010 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Сервис МЛТ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления N 2681/88 от 14.10.2010 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): предст. Тихонова К.Ю. - доверенность от 30.09.2010
от ответчика (должника): предст. Блинов Е.И. - доверенность от 31.01.2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис МЛТ" (далее -Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (далее - Управление, административный орган) от 14.10.2010 N 2681/88 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.01.2011 оспариваемое постановление признано незаконным в части назначения наказания, размер штрафа, подлежащий взысканию, снижен до 100000 руб.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить решение суда от 28.01.2011 и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве, при этом также не согласился с решением суда в части снижения штрафа, в связи с чем просил отменить решение суда от 28.01.2011 и отказать обществу в удовлетворении заявления в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27.07.2010 в Управление поступило заявление гражданина Чепашина В.В. о том, что на земельном участке по адресу: Каменный остров г. Кола Мурманской области организована свалка отходов, в результате которой происходит загрязнение водоема.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" Управлением было принято решение о проверке содержащихся в заявлении сведений с выездом на место (статья 9 Закона). На основании приказа руководителя Управления от 30.07.2010 N 119 в период с 30 июля по 06 августа 2010 года была проведена рейдовая проверка с целью обеспечения экологической безопасности водных объектов рыбохозяйственного значения в части территории водосборной площади реки Кола и озера Безымянного в районе города Кола.
В ходе проведения рейда (справка-доклад от 02.08.2010) выявлено, что на земельном участке, находящемся в водоохраной зоне реки Кола, расположенном по адресу: Мурманская область, г. Кола, Каменный остров, д. 4 "В", на удалении 140м от уреза воды реки Кола, имеется скопление вещества светло-серого цвета с запахом карбида кальция; земельный участок находится за ограждением территории ООО "Сервис МЛТ". Данная организация производит ацетилен, используя в качестве сырья карбид кальция; в результате производственной деятельности образуется карбидный ил (карбидная известь).
На основании полученной информации 02.08.2010 должностным лицом Управления вынесено определение N 2686/04 о возбуждении в отношении ООО "Сервис МЛТ" дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
04.08.2010 сотрудниками Управления на основании статьи 27.8 КоАП РФ в присутствии директора Общества и понятых произведен осмотр территории земельного участка Общества, результаты осмотра зафиксированы в протоколе. В ходе осмотра установлено, что на территории Общества рядом с ацетиленовой станцией обнаружены бочки из-под карбида кальция, которые в дальнейшем используются Обществом для хранения гашеной извести. Площадка для временного хранения (размещения) бочек не оборудована, не имеет твердого покрытия, не имеет обваловки, навеса; границы площадки не обозначены, ливневая канализация отсутствует. Также установлено, что в результате деятельности Общества образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, ТБО, гашеная известь.
В рамках административного расследования, с целью установления происхождения компонентного состава отходов 13.08.2010 специалистами ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области (далее - ФГУ "ЦЛАТИ по Мурманской области") в присутствии директора Общества и понятых произведен отбор проб, в том числе внутри ацетиленовой станции на территории Общества. По результатам лабораторных исследований заместителем директора ФГУ "ЦЛАТИ по Мурманской области" подготовлено заключение от 07.09.2010 N 013-Э-10, согласно которому отход, образуемый при выработке ацетилена в процессе деятельности ООО "Сервис МЛТ", следует отнести к IV классу опасности.
29.09.2010 по результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО "Сервис МЛТ" составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ, на основании которого 14.10.2010 вынесено постановление N 2681/88 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод о доказанности Управлением состава вмененного Обществу административного правонарушения и не усмотрел нарушений процедуры при проведении проверки.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления (иными опасными веществами) в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (иных опасных веществ) на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Вопросы деятельности по обращению с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), который регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии опасности отнесения опасных отходов к классам опасности. Класс опасности отходов устанавливается по степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (часть 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ).
Отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, паспортов на образующиеся отходы I - IV класса опасности, согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, свидетельствуют о несоблюдении экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что в процессе эксплуатации ацетиленовой станции (производства ацетилена) образуется вещество - карбидный ил (гашеная известь). Согласно заключению ФГУ "ЦЛАТИ" от 07.09.2010 N 013-Э-Ю отход, образуемый при выработке ацетилена в процессе деятельности ООО "Сервис МЛТ", следует отнести к IV классу опасности. При этом, паспорта на 4 класс опасности не оформлены, лимиты не разработаны.
Кроме этого, материалами дела подтверждается, что в результате деятельности Общества образуются также отходы I класса опасности - ртутные отработанные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом осуществляется деятельность, связанная с обращением с отходами производства, охватываемая положениями Закона N 89-ФЗ. При этом в нарушение вышеуказанных экологических требований Общество не имеет паспорта на опасные отходы производства, проекты нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, что образует объективную сторону вменяемого правонарушения. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения установленных требований, а равно принятии Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалы дела не представлено.
Суд обоснованно отклонил довод Общества о том, что влажный карбидный шлам (гашеная известь) используется в дальнейшем в качестве сырья при производстве строительных материалов и, соответственно, не является отходом производства, так как Общество в ходе административного расследования не представило убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что весь объем карбидного шлама, образующегося в результате технологического процесса при получении ацителена, реализуется им как сырье, используемое при производстве строительных материалов. Кроме того, отходы производства согласно понятию, раскрытому в статье 1 Закона N 89-ФЗ, - это продукты, образующиеся, в том числе, в процессе производства, и использование которых возможно для производства другого товара. Следовательно, в рассматриваемом случае использование карбидного шлама в производстве другого товара не изменяет статус данного продукта как отхода производства, порядок обращения с которым регулируется названным федеральным законом.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным органом процедуры при проведении проверки юридического лица и неприменении в рассматриваемом случае положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как указано в части 1 Закона N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Действительно, положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
В этой связи проведение рейдовых проверок с целью установления фактов загрязнения водоохранных территорий, акватории водного объекта, нарушения режима использования земельных участков в водоохранных зонах, а также установления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства, не подпадает под действие Закона N 294-ФЗ. Определение механизма осуществления указанных проверок, как правомерно указал суд первой инстанции, и мероприятий по их проведению относится к компетенции Росприроднадзора.
Однако, в случае установления в ходе таких проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства, проведение в отношении них контрольных мероприятий должно осуществляться в соответствии с нормами Закона N 294-ФЗ. Аналогичная позиция высказана в письме Генеральной прокуратуры от 30.11.2009 N 73/3-208-09 (том 2, л.д. 2).
В рассматриваемом случае, по заявлению физического лица - гражданина Чепашина В.В., обратившегося с жалобой, Управлением был проведена рейдовая проверка земельных участков в водоохранной зоне Кольского залива.
В ходе рейдовых мероприятии Управление имело право осматривать территории водоохраной зоны реки Кола, осуществлять фотосъемку и иные мероприятия с целью установления фактов загрязнения водоохраной зоны либо водного объекта.
В случае, если в ходе таких мероприятий было выявлено лицо, являющее возможным нарушителем, Управление в целях проведения проверки такого юридического лица обязано соблюдать правила и требования Закона N 294-ФЗ, так как при проведении проверки в отношении конкретного юридического лица требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, на которых в ходе проверки возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), что прямо вытекает из положений части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Как указано в части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе, пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
Таким образом, результаты проведенной Управлением с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ внеплановой проверки (а в рассматриваемом случае проведенная проверка являлась по всем признакам, установленным в части 2 статьи 10 Закона, внеплановой, однако проведенной без согласования с органами прокуратуры не представлено), не могут являться доказательствами нарушения заявителем обязательных требований нормативных правовых актов, так как такие доказательства считаются полученными с нарушением закона. На нарушение Управлением Росприроднадзора по Мурманской области при проведении рассматриваемой проверки требований Закона N 294-ФЗ было указано также в письме Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры от 15.09.2010 N 83 ж-21010 (том 1, л.д. 39). При изложенных обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности, как вынесенное на основании нелегитимных доказательств, подлежит признанию незаконным и отмене.
Кроме того, апелляционным судом установлено на основании имеющихся в деле материалов, что в нарушение части 3 статьи 28.2 КоАП РФ в ходе административного производства лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа.
Как указано в протоколе об АП от 29.09.2010 директор общества Попов А.В. присутствовал при составлении протокола, однако права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему не были разъяснены (том 1, л.д. 123-127). При направлении протокола в адрес общества (том 1, л.д. 122) в сопроводительном письме Управление сообщило о возможности представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, однако данное разъяснение без ссылки на статью 25.1 КоАП нельзя признать соблюдением со стороны административного органа императивного требования, содержащегося в части 3 статьи 28.2 КоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 28.01.2011, как вынесенное при неправильном применении и толковании норм материального права и основанное на неполном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области от 14.10.2010 N 2681/88.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина в сумме 4000 руб., уплаченная обществом платежными поручениями N 796 от 27.10.2010 и N 70 от 04.02.2011, подлежит возврату ООО "Сервис МЛТ" как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 2 статьи статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 января 2011 года по делу N А42-7826/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области от 14.10.2010 N 2681/88 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сервис МЛТ" (ИНН 5191316756, юридический адрес: 183023, г. Мурманск, ул. К.Маркса, д. 48-31) к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в размере 4000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7826/2010
Истец: адвокат НО МОКА Тихонова К. Ю. (для ООО "Сервис МЛТ"), ООО "Сервис МЛТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14429/11
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14429/11
11.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5916/11
26.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3131/13
26.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5916/11
20.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4012/12
11.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14429/11
27.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14429/11
27.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14429/2011
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5916/11
13.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3318/11
10.03.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3805/2011
28.01.2011 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7826/10