г. Москва |
|
20 апреля 2011 г. |
Дело N А41-21841/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от истца: Шейко Н.В., доверенность от 30.12.2010 N 1/401-исх,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Воловик А.Ю., доверенность от 29.12.2010 N ИС-17426,
от общества с ограниченной ответственностью "Рубеж" - Чернявский А.Б., доверенность от 11.01.2011,
от Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-21841/10 по иску администрации Серпуховского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Рубеж", Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация Серпуховского муниципального района Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 103 484 кв.м с кадастровым номером 50:32:003 0225:0001, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховской Район, д. Севостьяново-1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом первой инстанции привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Рубеж" (далее - ООО "Рубеж").
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.11.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, управление и ООО "Рубеж" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
Решением Исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области от 15.03.1991 N 146/5 "Об утверждении границ отвода земельного участка под строительство полигона бытовых отходов из земель ОПЛО "Русский лес" Серпуховскому производственно-техническому объединению городского хозяйства под строительство полигона бытовых отходов и подъездной автодороги отведен земельный участок площадью 10,0 га. На основании указанного решения был выдан государственный акт на право пользования землей от 19.04.1991 А-I N 053504.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 09.12.2003 N 640 право постоянного (бессрочного) пользования МУП "Комбинат благоустройства" (правопреемника Серпуховского производственно-технического объединения городского хозяйства) переоформлено на право аренды.
Между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодателем) и муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 10.12.2003 N N31007-Z, согласно условиям которого арендодатель передал в аренду арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:32:003: 02 25:0001, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховской Район, д. Севостьяново-1 для эксплуатации полигона бытовых отходов и подъездной автодороги (т. 1, л.д. 50-57).
Указанный договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Между муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства" и обществом с ограниченной ответственностью "Рубеж" заключен договор от 27.01.2004, предметом которого является передача прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 10.12.2003 N N31007-Z к ООО "Рубеж" (т. 1, л.д. 65).
Дополнительным соглашением от 12.01.2006 внесены изменения в договор аренды от 10.12.2003 N N31007-Z, арендатором спорного земельного участка указано ООО "Рубеж". Срок действия договора установлен на 49 лет с 01.06.2003 по 31.05.2052 (т. 1, л.д. 59-64).
Согласно выписке из ЕГРП от 31.05.2010 N 32/010/2010-230 право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Истец, полагая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности Российской Федерации не представлялись как правоустанавливающие документы, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный участок в установленном законом порядке, Российская Федерация не обращалась за регистрацией права собственности. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает установленное законом право истца на распоряжение землями, государственная собственности на которые не разграничена.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление и ООО "Рубеж" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить.
Апелляционным судом установлено, что на земельном участке общей площадью 103 484 кв.м с кадастровым номером 50:32:003 0225:0001 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному образованию "Город Серпухов Московской области", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 07.08.2003 серии 50АД N 633084, серии 50 АД N 633085, серии 50 АД N 633086 (т.3, л.д. 24-29) и кадастровым планом земельного участка от 17.10.2003 (т. 1, л.д. 87-89).
Согласно пункту 1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом города Серпухова, утвержденного решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 19.12.2005 N 75/9, формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования "Город Серпухов Московской области" осуществляет Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области.
Согласно решению Арбитражного суда Московской области от 08.06.2010 по делу N А41-6146/10, оставленному без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2010, предметом спора по которому являлись требования к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Управлению Росреестра по Московской области о признании за муниципальным образованием "Город Серпухов Московской области" права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030225:1, а также об обязании регистрационной службы исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Российской Федерации на названный земельный участок, истцом по делу N А41-6146/10 выступал Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Поскольку Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области не участвовал в деле при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции, и решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2010 принято непосредственно о правах и обязанностях названого лица, не привлеченного к участию в деле, объекты недвижимого имущества которого расположены на спорном земельном участке, определением от 28.02.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы иска, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель министерства поддержал позицию администрации, просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель общества против иска администрации возражал, просил в его удовлетворении отказать.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области в судебное заседание апелляционного суда не явился, направил письменные объяснения, в которых указал, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности муниципального образования "Город Серпухов Московской области", какие-либо объекты недвижимого имущества, принадлежащие Российской Федерации, на нем отсутствуют, запись о собственности Российской Федерации на данный земельный участок внесена ошибочно в нарушение действующего законодательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы иска, апелляционных жалоб, отзывов и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьями 9 и 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно выпискам из ЕГРП от 31.05.2010 N 32/010/2010-230 правообладателем спорного земельного участка значится Российская Федерация, запись о праве собственности которой на земельный участок внесена в ЕГРП 19.01.2004 за N 50-01/32-01 2004-167.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как указано выше, распоряжение спорным земельным участком осуществлено Серпуховским районным Советом народных депутатов Московской области по решению от 15.03.1991 N 146/5. Как следует из указанного решения, оно принято на основании решения Мособлсовета от 06.04.1989 N 370/10, распоряжения Совета Министров РСФСР от 23.02.1990 N 72-р.
Такое распоряжение земельным участком соответствует требованиям действовавшего в указанной период законодательства (статья 16 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе").
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Спорный земельный участок не может быть отнесен к собственности Российской Федерации применительно к названной норме, и не был передан в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В связи с изложенным признается необоснованным довод управления о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
При этом апелляционный суд обращает внимание, что в рассматриваемом случае избранный истцом способ защиты, направленный на оспаривание зарегистрированного за ответчиком права, призван обеспечить восстановление нарушенных прав истца в отношении находящегося на территории Серпуховского муниципального района Московской области и не входящего в границы муниципального образования "Город Серпухов Московской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При выяснении обстоятельств, связанных с наличием у истца права на обращение с настоящим требованием в отношении спорного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному образованию "Город Серпухов Московской области", апелляционным судом установлено следующее.
На земельном участке расположены три объекта недвижимого имущества, являющиеся собственностью муниципального образования "Город Серпухов Московской области".
В то же время спорный земельный участок не находится в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области". Факт нахождения земельного участка на территории муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области", за пределами территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области" доказан материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, поэтому полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием земель, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, в силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежат такому муниципальному образованию.
Оценивая представленные доказательства на предмет установления прав муниципального образования "Город Серпухов Московской области" на спорный земельный участок, апелляционным судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08.06.2010 по делу N А41-6146/10, оставленному без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2010, Комитету по управлению имуществом города Серпухова Московской области отказано в иске о признании права собственности на спорный земельный участок.
Указанными судебными актами установлено отсутствие оснований для признания за истцом по делу N А41-6146/10 права собственности на спорный земельный участок в той площади, в какой он сформирован согласно кадастровому паспорту.
С самостоятельным требованием, аналогичным требованию, являющемуся предметом рассмотрения настоящего спора, Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области не обращался. Однако комитет также указывает на неправомерность записи в ЕГПР о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В то же время заявленные в рамках настоящего дела требования, при том, что материалами дела доказано отсутствие оснований для возникновения такого права у ответчика, что не оспаривает третье лицо - Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области, не заявлены о признании права собственности именно истца на спорный земельный участок.
Каких-либо доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, суду не представлено.
Указанные установленные апелляционным судом обстоятельства позволяют исключить возможность отнесения спорных земельных участков к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации".
Факт внесения записи о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок без правовых оснований установлен. Ответчиком также не указано обратное, и никаких оснований, позволяющих отнести спорный земельный участок по своим критериям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к собственности Российской Федерации не приведено.
Не может быть принят во внимание довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию, поскольку спорный земельный участок во владение ответчика не поступал, кроме того, ссылка ответчика, что о наличии записи в ЕГРП о праве собственности на него именно Российской Федерации истец должен был узнать в момент внесения такой записи, не подтвержден.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства данного дела, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции с привлечением Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2010 по делу N А41-21841/10 отменить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 103 484 кв.м с кадастровым номером 50:32:0030225:0001, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации полигона бытовых отходов и подъездной автодороги, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховской Район, д. Севостьяново-1.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21841/2010
Истец: Администрация Серпуховского муниципального района, Администрация Серпуховского муниципального района, Администрация Серпуховского муниципального района Моск.обл.
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: КУИ г. Серпухова Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ОАО "Рубеж", ОАО "Рубеж" г. Серпухов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/6739-11
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5998/2011
21.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7927/10
10.11.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21841/10