город Омск
21 апреля 2011 г. |
Дело N А75-9901/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-921/2011) индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2010 по делу N А75-9901/2010 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района к индивидуальному предпринимателю Горелову Владимиру Петровичу, о взыскании 1 178 664,43 руб. и расторжении договора аренды и по заявлению индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича к Департаменту имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района и Администрации Ханты-Мансийского района о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича - не явился, извещен;
от Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района - Трифонов А.В. (паспорт, доверенность N 722 от 29.03.2011 сроком действия на 1 год);
от Администрации Ханты-Мансийского района - Лазарева Н.Д. (паспорт, доверенность N 290/11 от 14.02.2011 сроком действия до 14.02.2012);
установил:
Департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района (далее-Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к индивидуальному предпринимателю Горелову Владимиру Петровичу о взыскании задолженности в сумме 1 073 662,54 рублей, о расторжении договора аренды N 18 от 26.06.2007 г. и об обязании передать земельный участок площадью 1261 кв. м. расположенный по адресу: ул. Свободы, д. 11, г. Ханты-Мансийск, в рамках дела N А75-9901/2010.
Индивидуальный предприниматель Горелов В.П. также обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района о признании действия ДИЗОиП администрации Ханты - Мансийского района по установлению суммы арендной платы в размере 92973,53 рублей в месяц незаконным и обязать Администрацию Ханты - Мансийского района возвратить из бюджета Ханты - Мансийского района 1 701 875,6 рублей.
Решением от 22.12.2010 по делу N А75-9901/2010 в удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Горелова В.П. было отказано, требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований департамента и удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что в соответствии со ст. 35 Устава Ханты-Мансийского района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования) главой района. Поскольку Постановление главы района N 106 от 10.11.2006г. "О ставках арендной платы за землю" не было официально опубликовано, то по мнению подателя жалобы, оно не имеет юридической силы, а, следовательно, не могло быть применено Департаментом при определении арендной платы. Между тем, единственным законным актом, устанавливающим ставки арендной платы в Ханты-Мансийском районе в 2007 г. являлось Решение Думы Ханты-Мансийского района N 51 от 21.09.2006 "Об утверждении базовых размеров арендной платы на территории Ханты-Мансийского района", в соответствии с положениями которого предпринимателем произведен перерасчет суммы арендной платы за арендуемый земельный участок, а также сформулированы требования о возврате из бюджета сумм излишне уплаченных арендных платежей.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу предпринимателя Департамент выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, находится в компетенции соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации или органа власти местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что ИП Горелову В.П. на основании распоряжения главы района от 26.06.2007 N 401-р "О предоставлении муниципального имущества в аренду" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Ханты - Мансийск, ул.Свободы-11, который является собственностью Ханты-Мансийского района, свидетельство о государственной регистрации права от 10.05.2007 72 НК N 376083) по договору аренды от 26.06.2007 N 18.
Департаментом имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района и ИП Гореловым В.П. заключён договор аренды от 26.06.2007 N 1/08/07 нежилого помещения - здания торгового дома по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул.Свободы-11, состоящий из: части А (1 этаж) общей площадью 320,7 кв.м. инв. N 4355; части Б (2 этаж) общей площадью 346,0 кв.м. инв. N 4355/1, состоящее из подвального помещения площадью 306,5 кв.м. инв. N 4355/1, состоящее из подвального помещения площадью 306,5 кв.м. с конструктивными дополнениями, площадкой на уровне 2-го этажа торгового зала площадью 39,5 далее по договору "имущество".
Согласно названному договору расчёт арендной платы произведён на основании постановления главы района от 10.11.2006г. N 106 "О ставках арендной платы за землю" и составил 92 973,53 рублей ежемесячно.
Считая названный расчет неправомерным в силу того, что решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2007 признано недействующим постановление мэра г.Ханты-Мансийска от 29.12.2004 N 1258 "Об утверждении ставок арендной платы", которое было положено в основу постановления главы района от 10.11.2006 N 106 предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы предпринимателя, исходил из того, что признание недействующим постановление мэра г.Ханты-Мансийска от 29.12.2004 N 1258 "Об утверждении ставок арендной платы" не свидетельствует о неправомерности использования главой района методики определения ставок арендной платы для земельных участков муниципального образования (района), расположенных на территории города Ханты-Мансийска.
Арендная плата установлена Главой района в пределах его полномочий постановлением от 10.11.2006 N 106, которое не признано недействительным в установленном законом порядке.
То обстоятельство, что расчет арендной платы за земельный участок был аналогичен расчету, применяемому в городе Ханты-Мансийске, не свидетельствует о его неправомерности, поскольку Постановление главы Ханты-Мансийского района от 10.11.2006 г. N 106 "О ставках арендной платы за землю" принято в пределах полномочий Главы района, в соответствии со ст. 11, 65 Земельного кодекса РФ, отчета ОАО "Земельные ресурсы" г. Москвы "Разработка системы расчета и мониторинга ставок арендной платы за земельные участки различного назначения, расположенные на землях Ханты-Мансийского автономного округа".
Решением Думы Ханты-Мансийского района от 01.03.2006 г. N 467 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Ханты-Мансийского района (далее по тексту Положение). Согласно п.4 ст.5 Положения Глава муниципального образования в сфере управления муниципальной собственностью наделен полномочиями утверждать своим распоряжением методики расчетов платежей за возмездное пользование муниципальным имуществом.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 24 Устава Ханты-Мансийского района Глава района издает постановления по вопросам местного значения Ханты-Мансийского района и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Как уже было отмечено выше, согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по определению размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, переданы органам местного самоуправления.
При названных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для признания неправомерными действий Департамента по установлению арендной платы исходя из постановления главы района от 10.11.2006 N 106.
При этом апелляционная коллегия находит несостоятельными доводы подателя жалобы, основанные на положениях п.п. 2, 3 ст. 35 Устава, согласно которым установлено обязательное официальное опубликование муниципального правового акта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 35 Устава Ханты-Мансийского района, постановления Муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если в них не предусмотрено иное, за исключением решений Думы района о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ссылка предпринимателя на тот факт, что на момент заключения договора аренды земельного участка существовало Решение Думы Ханты-Мансийского района N 51 от 21.09.2006 "Об утвержденных базовых размеров арендной платы на территории Ханты-Мансийского района", так же неосновательна, так как данные базовые арендные ставки используются исключительно на территории муниципального образования Ханты-Мансийский район и не могут применяться на территории города.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новые ставки при исчислении арендной платы подлежат применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер арендной платы на момент заключения договора в сумме 92 973,53 рублей ежемесячно является законным и обоснованным. Соответственно требования индивидуального предпринимателя об обязании Администрации Ханты - Мансийского района возвратить ему из бюджета Ханты - Мансийского района 1 701 875,6 рублей правомерно не были удовлетворены.
Учитывая вышеназванные обстоятельства суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Департамента о взыскании с индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича в пользу Департамента имущественных и земельных отношений и природопользования администрации Ханты - Мансийского района задолженности за аренду земли в размере 1 073 662,54 рублей поскольку факт наличия у предпринимателя спорной переплаты не подтвержден материалами дела.
Поскольку податель жалобы не привел возражений относительно удовлетворения требований Департамента об обязании индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича передать Департаменту спорный земельный участок, апелляционная коллегия в силу положений части 5 статьи 268 АПК РФ не усматривает оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в названной части.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ИП Горелова В.П.
Ответчиком при подаче апелляционной жалобы уплачена по приходному кассовому ордеру N 1205/2106 от 13.01.2011 государственная пошлина в сумме 4000 руб., то есть в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату ИП Горелову В.П. из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2010 по делу N А75-9901/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Петровича - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Горелову Владимиру Петровичу (ИНН 860100017287 ОГРНИП 304860124600028) государственную пошлину в размере 2000 руб., излишне уплаченную по приходному кассовому ордеру N 1205/2106 от 13.01.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9901/2010
Истец: Горелов Владимир Петрович, Департамент имущественных и земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района, Департамент имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района, ИП Горелов Владимир Петрович
Ответчик: Администрация Ханты-Мансийского района, Горелов Владимир Петрович, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Ханты-Мансийского района, Департамент имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации Ханты-Мансийского района, ИП Горелов Владимир Петрович
Третье лицо: Администрация Ханты-Мансийского района
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14627/11
28.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14627/11
14.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3838/11
21.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-921/11