21 апреля 2011 г. |
Дело N А55-22451/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя министерства имущественных отношений Самарской области Фелюк Т.В. (доверенность от 20.04.2011 N 148),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Бесединой И.В. (доверенность от 11.01.2011 N 3/10),
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2011 в помещении суда апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 по делу N А55-22451/2010 (судья Селиваткин В.П.), принятое по заявлению министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее -Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 03.12.2010 по делу N 39-6529-10/10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 года по делу N А55-22451/2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить указанное судебное решение и признать оспариваемое решение Самарского УФАС России незаконным. По мнению Министерства, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Самарское УФАС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Самарского УФАС России апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Самарским УФАС России соблюдения Министерством антимонопольного законодательства были выявлены признаки нарушения статей 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в несогласовании с антимонопольным органом предоставления государственной помощи в виде уменьшения размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства на 2009 год на основании Постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 "Об установлении ограничений по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области" (далее - Постановление от 04.03.2009 N 67).
По результатам рассмотрения дела N 39-6529-10/10, возбужденного по признакам указанных нарушений, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Министерства нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уменьшении размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, без согласования с антимонопольным органом.
Как видно из материалов дела, 31.10.2008 Министерство направило в адрес всех арендаторов, пользующихся имуществом Самарской области, уведомления под N 12-15/1834 об увеличении с 01.01.2009 размера арендной платы.
Между тем пунктом 1 Постановления от 04.03.2009 N 67 установлено ограничение по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем применения при расчете размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области индексов, коэффициентов и показателей, установленных в соответствии с законодательством по состоянию на 1 декабря 2008 года.
Из пункта 2 Постановления от 04.03.2009 N 67 следует, что вышеуказанные ограничения действуют до 01.01.2009 (то есть в течение 2009 года) и применяются к отношениям, связанным с исполнением действующих договоров аренды, заключенных до 01.12.2008.
Пунктом 3 Постановления от 04.03.2009 N 67 контроль за его выполнением возложен на Министерство.
Во исполнение Постановления от 04.03.2009 N 67 Министерство опубликовало его в газете "Волжская коммуна" от 07.03.2009 N 79.
Согласно пункту 3.5 договоров аренды (данный пункт идентичен во вех договорах аренды), заключенных Министерством с хозяйствующими субъектами до 01.01.2008, уведомление о перерасчете арендной платы направляется арендодателем арендатору вместе с расчетом, является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть договора.
Материалами дела подтверждается, что Министерство не направило уведомления об ограничении роста размера арендной платы всем хозяйствующим субъектам, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, а выдало их только тем хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, которые сами обратились в Министерство.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственной помощью понимается предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей на момент принятия Постановления от 04.03.2009 N 67) государственная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
Установление Министерством ограничения по росту арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, уменьшает размер арендной платы и, соответственно, предоставляет более выгодные условия деятельности для данных хозяйствующих субъектов по сравнению с иными участниками рынка (рынков), в том числе по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства, с которыми договора аренды были заключены после 01.12.2008.
Указанные действия Министерства подпадают под определение государственной помощи, которая должна предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющий намерение предоставить государственную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением предусмотренных документов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Частью 2 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установление Министерством ограничений в период с 04.03.2009 по 22.08.2009 по росту размеров арендной платы за пользование имуществом Самарской области для субъектов малого и среднего предпринимательства без получения предварительного согласия антимонопольного органа является нарушением части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что уведомления Министерства от 18.03.2009 под N 12-15/434 об уменьшении размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области являются ненормативными правовыми актами.
Под ненормативным (индивидуальным) правовым актом, понимается правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц, носящий распорядительный характер и (или) рассчитанный на однократное применение.
Указанные уведомления Министерства об уменьшении размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области адресованы конкретным хозяйствующим субъектам и устанавливают для них обязанности по внесению арендной платы в меньшем размере. Следовательно, указанные уведомления являются ненормативными правовыми актами, носящими индивидуально-распорядительный характер.
Довод Министерства, о том, что только 42 хозяйствующих субъекта, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, соответствуют требованиям статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, не может быть принят во внимание.
Во исполнение Постановления от 04.03.2009 N 67 Министерство должно было самостоятельно установить, кто из хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу этого Постановления, является субъектом малого и среднего предпринимательства и предоставить им льготу в виде уменьшения размера арендной платы.
Между тем Министерство основывалось только на данных, представленных самими хозяйствующими субъектами (42 хозяйствующих субъекта), что не позволяет объективно установить точное число хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В апелляционной жалобе Министерство утверждает, что суд первой инстанции неправильно установил число хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу Постановления от 04.03.2009 N 67, к которым не было применено это Постановление.
Однако в письме Министерства от 21.06.2010 N 12/7308, адресованном Самарскому УФАС России, указано, что к 111-и договорам аренды государственного имущества, заключенных с хозяйствующими субъектами до 01.12.2008, Постановление от 04.03.2009 N 67 применено не было. Следовательно, число хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008, но к которым не было применено Постановление от 04.03.2009 N 67, суд первой инстанции определил на основании данных, имеющихся в деле.
Довод Министерства о том, что в случае отказа антимонопольного органа в согласовании предоставления государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства установить размер арендной платы за пользование имуществом Самарской области для таких хозяйствующих субъектов не представлялось бы возможным, является несостоятельным.
Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции, а также разделам 1, 2 Методики расчета арендной платы за пользование имуществом Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 23.11.2005 N 131 (далее - Методика расчета), арендная плата за пользование имуществом Самарской области определяется согласно отчету об оценке рыночной стоимости права аренды, выполненного независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, с применением коэффициентов, установленных Методикой расчета.
Следовательно, Министерство имело возможность установить размер арендной платы за пользование имуществом Самарской области для субъектов малого и среднего предпринимательства иным способом, помимо действовавшего на тот момент Постановления от 04.03.2009 N 67.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал и правильно оценил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2011 года по делу N А55-22451/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22451/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8188/13
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
14.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4032/12
14.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-500/12
29.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22451/10
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6474/11
21.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2531/11