г. Самара |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А55-22451/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнова Н.Н. (доверенность от 23.12.2011 N 486),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Самарская область - Псетко С.С. (доверенность от 10.01.2012 N 56/10),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 по делу N А55-22451/2010 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г.Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Самарская область, г.Самара,
о признании незаконным решения от 09.07.2010 N 6046/10,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения 09.07.2010 N 6046/10 (т.1, л.д.3-5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано (т.1, л.д.81-82).
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (т.1, л.д.119-120).
Постановлением кассационной инстанции Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 и Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 отменены дело направлено на новое рассмотрение (т.1, л.д.209-212).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 по делу N А55-22451/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2,л.д.50-54).
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном суду, УФАС по Самарской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки УФАС по Самарской области по соблюдению Министерством антимонопольного законодательства были выявлены признаки нарушения статей 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившиеся в несогласовании с антимонопольным органом предоставления государственной помощи в виде уменьшения размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства на 2009 год на основании постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 "Об установлении ограничений по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области".
По результатам рассмотрения от 03.12.2010 дела N 39-6529-10/10, возбужденного по признакам указанных нарушений, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о наличии в действиях Министерства нарушения части 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в уменьшении размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.01.2008 и обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления от 04.03.2009 N 67, без согласования с антимонопольным органом.
В соответствии с действующим законодательством, Министерство 31.10.2008 направило в адрес всех арендаторов уведомление N 12-15/1834 об увеличении с 01.01.2009 размера арендной платы.
Однако, пунктом 1 постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 установлено ограничение по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем применения при расчете размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области индексов, коэффициентов и показателей, установленных в соответствии с законодательством по состоянию на 1 декабря 2008 года.
Из пункта 2 постановления от 04.03.2009 N 67, следует, что вышеуказанные ограничения действуют до года (то есть в течение 2009 года) и применяются к отношениям, связанным с исполнением действующих договоров аренды, заключенных до 01.12.2008.
Пунктом 3 постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 контроль за выполнением указанного постановления возложен на Министерство.
Согласно пункту 3.5 договоров аренды (данный пункт идентичен во всех договорах аренды), заключенных Министерством с хозяйствующими субъектами до 01.12.2008, уведомление о перерасчете арендной платы вместе с расчетом, направляется "Арендатору" "Арендодателем", является обязательным для "Арендатора" и составляет неотъемлемую часть договора.
Министерство не направило уведомления об ограничении роста размера арендной платы всем хозяйствующим субъектам, договоры аренды с которыми заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области 04.03.2009 N 67, а выдавало их только тем хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, которые сами обратились в Министерство.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под государственной помощью понимается предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности, на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к формации в приоритетном порядке.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей на момент принятия постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 "Об установлении ограничений по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области") государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Установление ограничения по росту арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, уменьшает размер арендной платы, соответственно, предоставляет более выгодные условия деятельности для данных хозяйствующих субъектов, по сравнению с иными участниками рынка (рынков), в том числе по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства, с которыми договоры аренды были заключены после 01.12.2008 и, подпадает под определение государственной помощи, которая должна предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции. Согласно части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющий намерение предоставить государственную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением, предусмотренных документов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Судом установлено, что уменьшение размера арендной платы, установленное для хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, предусмотренной правовым актом Министерства (уведомлением), в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является государственной помощью, предоставленной без согласования с антимонопольным органом, что является нарушением части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Как видно из материалов дела, Министерство указывает на то, что каких-либо правовых актов, устанавливающих размер арендной платы Министерством издано не было.
Под ненормативным (индивидуальным) правовым актом, понимается правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц, носящий распорядительный характер и (или) рассчитанный на однократное применение.
Уведомления Министерства имущественных отношений Самарской области об уменьшении размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области, адресованы конкретным хозяйствующим субъектам, устанавливают для хозяйствующих субъектов обязанности по внесению арендной платы в меньшем размере. Следовательно, судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что такие уведомления являются ненормативными правовыми актами, носящими индивидуально-распорядительный характер.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельный довод Министерства о том, что только 42 хозяйствующих субъекта, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В письме Министерства от 21.06.2010 N 12/7308, адресованном Самарскому УФАС России, Министерство указывает, что к 111-и договорам аренды государственного имущества, заключенным с хозяйствующими субъектами до 01.12.2008, постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 применено не было.
Судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что Министерство, должно было самостоятельно установить, кто из хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, является субъектом малого и среднего предпринимательства и предоставить им льготу, в виде уменьшения размера арендной платы.
Министерство основывалось только на данных, представленных самими хозяйствующими субъектами (42 хозяйствующих субъекта), что не позволяет объективно установить точное число хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу, постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованный довод Министерства, о том, что в случае отказа антимонопольного органа в согласовании предоставления государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, установить размер арендной платы за пользование имуществом Самарской области для таких хозяйствующих субъектов не представлялось бы возможным.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также разделам 1, 2 Методики расчета арендной платы за пользование имуществом Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 23.11.2005 N131 арендная плата за пользование имуществом Самарской области, определяется согласно отчету об оценке рыночной стоимости права аренды, выполненного независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, с применением коэффициентов, установленных настоящей Методикой.
Следовательно, Министерство имело возможность установить размер арендной платы за пользование имуществом Самарской области для субъектов малого и среднего предпринимательства, иным способом, помимо действующего на тот момент постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства о том, что действия Министерства по установлению ограничений по росту размера арендной платы для хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, не подпадают под определение государственной помощи, поскольку на момент принятия постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, а также на момент вручения уведомлений об уменьшении размера арендной платы, определение государственной помощи, предусмотренное пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не включало в себя предоставление имущественных льгот, в силу следующих обстоятельств.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под государственной помощью понимается предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации преимущества, которое обеспечивает отельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка ( потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности, на соответствующем товарном рынке, путём передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции ( в редакции, действующей на момент принятия постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67 " Об установлении ограничений по росту размера арендной платы за пользование имуществом Самарской области" государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 12.09.2007 N ИА/16263 "О некоторых вопросах применения главы 5 Закона о защите конкуренции" предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование государственным или муниципальным имуществом, является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленном главой 5 вышеупомянутого закона.
Позиция ФАС России по данному вопросу подтверждена судебной практикой, в частности постановлениями: Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 N 08АП-5 534/2008, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 08АП-1900/2009, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 N 12АП-3880/2009.
Установление ограничения по росту арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, уменьшает размер арендной платы, соответственно, предоставляет более выгодные условия деятельности для данных хозяйствующих субъектов, по сравнению с иными участниками рынка хозяйствующих субъектов, по сравнению с иными участниками рынка (рынков), в том числе по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства, с которыми договоры аренды были заключены после 01.12.2008 и, подпадают под определение государственной помощи, которая должна предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции. Согласно ч.2 ст. 20 Закона о защите конкуренции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющий намерение предоставить государственную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением, предусмотренных документов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что уменьшение размера арендной платы, установленное для хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, предусмотренной правовым актом Министерства (уведомлением), в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является государственной помощью, предоставленной без согласования с антимонопольным органом, что является нарушением ч.1 ст. 20 Закона о защите конкуренции.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий:
1) несоответствие обжалуемого решения закону;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение антимонопольного органа 09.07.2010 по делу N 39-6529-10/10 не соответствует законодательству, нарушает какие-либо права и законные интересы министерства имущественных отношений Самарской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение УФАС по Самарской области от 09.07.2010 по делу N 39-6529-10/10 является законным и не нарушает какие-либо права и законные интересы Министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 29.11.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 по делу N А55-22451/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление ограничения по росту арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, уменьшает размер арендной платы, соответственно, предоставляет более выгодные условия деятельности для данных хозяйствующих субъектов, по сравнению с иными участниками рынка хозяйствующих субъектов, по сравнению с иными участниками рынка (рынков), в том числе по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства, с которыми договоры аренды были заключены после 01.12.2008 и, подпадают под определение государственной помощи, которая должна предоставляться в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции. Согласно ч.2 ст. 20 Закона о защите конкуренции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющий намерение предоставить государственную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением, предусмотренных документов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что уменьшение размера арендной платы, установленное для хозяйствующих субъектов, договоры аренды с которыми были заключены до 01.12.2008 и, обязанности по которым не прекратились на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 67, предусмотренной правовым актом Министерства (уведомлением), в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является государственной помощью, предоставленной без согласования с антимонопольным органом, что является нарушением ч.1 ст. 20 Закона о защите конкуренции."
Номер дела в первой инстанции: А55-22451/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8188/13
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13362/12
14.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4032/12
14.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-500/12
29.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22451/10
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6474/11
21.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2531/11