г. Томск |
Дело N 07АП- 9449/09 |
07 декабря 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Епифанцева А.А. по доверенности от 15.06.2009г. (на 3 года)
от заинтересованного лица: Конева Е.В. по доверенности от 18.08.2009г. (на один год)
от третьего лица: Картавая Г.В. по доверенности от 02.12.2009г. (до 31.12.2009г.), Конева Е.В. по доверенности от 26.12.2008г. (до 31.12.2009г.).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Сибирская водочная компания"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25.09.2009г. по делу N А27-10001/2009 (судья Мраморная Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская водочная компания"
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области
Третье лицо Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области
о признании незаконным решения N 348 от 29.05.2009г.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Водочная Компания" (далее по тексту - ООО "СВК", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее по тексту - Управление) от 29.05.2009г. N 348 "Об отмене решения налогового органа" с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонной ИФНС N1 по Кемеровской области (далее Межрайонная Инспекция).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2009г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось в седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2009г. отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- решение о государственной регистрации юридического лица либо решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть отменено только судом; законом предоставлено право отмены вышестоящей инспекцией решений, принятых только в соответствии с налоговым законодательством;
- в рамках делаА27-6308/2008-5 отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты; суд не вправе ссылаться на указанное дело; самостоятельно суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, послужившие основой принятия оспариваемого решения УФНС;
- закон "О налоговых органах" не предоставляет вышестоящему налоговому органу право на отмену записей о государственной регистрации, которые сами по себе не являются решениями;
- оспариваемое решение Управления вынесено без уведомления лица, в отношении которого оно вынесено.
Управление, его представитель в суде апелляционной инстанции просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, на осуществление регистрации налоговыми органами, что предполагает контроль вышестоящих звеньев налоговой системе над нижестоящими , действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений ст.9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" , которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия , в том числе и в сфере государственной регистрации; произведенная Межрайонной Инспекцией реорганизации ООО "Лиана" и ООО "СВК" осуществлена с нарушением закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Третье лицо доводы апелляционной жалобы не признало, поддержав доводы Управления.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле , исследовав материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, единственным учредителем ООО "Лиана" 01.11.2006 г. принято решение N 1/11 о реорганизации ООО "Лиана" путем присоединения к ООО "Сибирская Водочная Компания" и об утверждении передаточного акта общества.
ООО "Кузбасслизинг", являющийся единственным участником ООО "Сибирская Водочная Компания", 20.11.2006 г. приняло решение N 7 о проведении реорганизации ООО "Сибирская Водочная Компания" путем присоединения к нему ООО "Лиана" и об утверждении договора о присоединении.
20.11.2006 г. между ООО "Лиана" и ООО "Сибирская Водочная Компания" заключен договор о присоединении, в соответствии с условиями которого реорганизация осуществляется путем передачи от ООО "Лиана" к ООО "Сибирская Водочная Компания" имущества, а также всех прав в отношении должников и всех обязанностей перед кредиторами, которые будут существовать у ООО "Лиана" к моменту утверждения передаточного акта, с консолидацией балансов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором и действующими нормативными актами РФ.
На совместном собрании участников 21.11.2006 г. утвержден Устав ООО "Сибирская Водочная Компания" в новой редакции и учредительный договор.
Согласно п. 1.2 Устава общество является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованного ООО "Лиана" в соответствии с передаточным актом.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области 19.12.2006г. были приняты решения в порядке Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 531А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения Общества с ограниченной ответственностью "Лиана"; N 531А-1 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанных с присоединением к нему юридических лиц при реорганизации Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Водочная Компания"; N 527А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Водочная Компания"; N 528А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Водочная Компания", касающихся сведений о новом участнике ООО "Сибирская Водочная Компания", на основании которых и внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области было установлено, что регистрация реорганизации ООО "Лиана" и ООО "СВК" проведена с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прекращения деятельности ООО "Лиана" в результате реорганизации в форме присоединения, не соответствовали требованиям ст. 9 названного Закона и на основании ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" принято решение N 348 от 29.05.2009г. об отмене решений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области NN 531А, 531А-1, 527А, 528А от 19.12.2006г. и соответствующих записей в ЕГРЮЛ.
Полагая указанное решение Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у Управления полномочий на отмену решения нижестоящего налогового органа, соответствия оспариваемого решения положениям закона и решению суда по делу А27-6308/2008-5.
Согласно пункта 3 статьи 31, статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах и обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
При этом в силу положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам также предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определено, что уполномоченным таким органом (регистрирующий орган) является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной, единой системе (постановление правительства от 30.09.2004г. N 506), что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
С учетом изложенных норм права, принимая во внимание, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области были приняты решения не в соответствии с налоговым законодательством, а на основании иного закона - Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими органами положений ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Управления полномочий по принятию оспариваемого заявителем решения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении ВАС N 3175/2008 от 21.03.2008г.
При этом доводы апелляционной жалобы в указанной части направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Управления оснований для отмены решений нижестоящего налогового органа признаются судом апелляционной инстанции необоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
На основании п.3 ст.17 Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно ст. 4 Закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ)).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, подтверждается заключениями эксперта N 239 от 24.12.2007 и N 116 от 17.04.2008; протоколом допроса Клочкова Д. В. от 19.03.2008 г., из показаний которого следует, что он директором ООО "Лиана" никогда не являлся; ответом нотариуса г. Саратова N 261 от 22.08.2008 г., что отражено в решении Управления N 348 от 29.05.2009г.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для государственной регистрации, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации.
При этом, указывая на незаконность вынесенного Управлением ненормативного акта, Общество не опровергает указанные доводы налогового органа и установленные факты, положенные в основу принятого оспариваемого решения.
Ссылка суда первой инстанции на судебные акты по делу N А27-6308/2008-5 не противоречит установленным фактическим обстоятельствам дела, с учетом того, что установленные судебными актами по делу N А27-6308/2008-5 обстоятельства не были положены Управлением в основу принятого решения N 348 от 29.05.2009г.; Управлением установлены самостоятельные основания для признания решений Инспекции о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ, кроме того, судебный акт, обжалуемый заявителем в настоящем деле, не содержит указание на установленные по делу N А27-6308/2008-5 обстоятельства как не требующие доказывания в порядке ст. 69 АПК РФ
Доводу апелляционной жалобы о невозможности отмены записей о государственной регистрации судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Порядок внесения записей в ЕГРЮЛ установлен главой третьей Федерального Закона N 129-ФЗ: записи вносятся в государственные реестры на основании документов , представленных для государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ); решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом , является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр (п. 1 ст. 11).
Таким образом, государственная регистрация осуществляется посредством внесения уполномоченным органом в государственные реестры сведений (записей) о реорганизации юридического лица на основании соответствующих решений.
При этом, запись о государственной регистрации в силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ есть акт уполномоченного органа, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, в связи с чем запись в ЕГРЮЛ является производной от принятого решения.
При таких обстоятельствах, вынесение Инспекцией решений N 531А-1. N 527А, N 528А и совершение записей на основании указанных решений за государственным регистрационным номером 2064213027415 от 19.12.2006г. о реорганизации юридического лица в форме присоединения в отношении ООО "СВК"; за государственным регистрационным номером 2064213027426 от 19.12.2006г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в отношении ООО "СВК"; за государственным регистрационным номером 2064213027437 от 19.12.2006г. в отношении ООО "СВК" , основаниям для совершения которых явились заявления ООО "СВК" как производные от решений по реорганизации ООО "Лиана" и ООО "СВК" и связанные с внесением изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "СВК" именно с проведенной реорганизацией в форме присоединения, правомерно отменены Управлением, поскольку регистрационные действия, произведенные Инспекцией по реорганизации в форме присоединения осуществлены на основании документов , содержащих недостоверные сведения; указанные решения и записи налогового органа являются взаимосвязанными, направлены на осуществление государственной регистрации реорганизации юридического лица в форме присоединения; признание решений о внесении записи в ЕГРЮЛ недействительными влечет недействительность и соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: письмо Управления от 26.05.2009г. N 16-04-17/07568у, приглашение, направленное факсом (регистрация в журнале Управления за N 539); личное вручение приглашения 26.05.2009г. заместителю директора по экономике и финансам ООО "СВК" Птахиной Н.М. (как представителю юридического лица), подтверждающие приглашение Управлением представителя общества на рассмотрение решений инспекции и документов, на основании которых они были приняты, суд обоснованно не принял довод заявителя о не извещении Общества о Управлением решения N 348.
При рассмотрении вопроса о правомерности принятия оспариваемого решения Управления в данном случае необходимо установить, насколько факт не извещения Общества о вынесении рассматриваемого решения повлиял на законность принятого ненормативного акта.
Так, оспаривая вынесенное решение Управления лишь по процессуальным основаниям его принятия (без соответствующих полномочий, оснований и без уведомления лица), ООО "Сибирская водочная компания" вместе с тем не приводит ни одного доказательства, опровергающего выводы вышестоящего налогового органа, положенные в основу принятия такого решения, ни в суд первой инстанции, ни с апелляционной жалобой не представив соответствующих доказательств, а равно, не обосновав, невозможность их представления.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 сентября 2009 года по делу N А27-10001/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10001/2009
Истец: ООО "Сибирская водочная компания"
Ответчик: УФНС России по Кемеровской области
Третье лицо: МИФНС N1 по Кемеровской обл.
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/10
25.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8979/10
10.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-10001/2009
07.12.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9449/09