г. Воронеж
24 декабря 2009 г. |
Дело N А35-8690/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области: Панькова П.Н., ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в сфере связи по доверенности от 18.12.2009;
от общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть": не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.10.2009 по делу N А35-8690/2009 (судья Петрова О.И.) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть" (далее - общество) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением от 27.10.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
ООО "Регионсеть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 30000 руб.
Полагая, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать Управлению в удовлетворении заявленных требований.
При этом, общество ссылается на то, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого правонарушения, следовательно у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, ООО "Регионсеть" указывает на то, что срок привлечения к административной ответственности пропущен и дело рассматривалось в отсутствие лица, участвующего в деле.
В судебное заседание ООО "Регионсеть" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
Исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курской области в адрес руководителя Управления Роскомнадзора письмом N 9/1-1222 от 06.08.2009 доведена информация о не выполнении должным образом утвержденного в январе 2009 года "Плана реализации оператором связи эксплуатационно-технических требований по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи".
Приказом N 41-п от 10.08.2009 руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области поручено Ферапонтову Е.М., Панькову П.Н., Плотникову С.Ю. проведение внеплановой проверки ООО "Регионсеть".
27.08.2009 сотрудниками Управления в присутствии исполняющего обязанности генерального директора Червякова К.А. проведена выездная проверка ООО "Регионсеть" на предмет соблюдения условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями N N 35183, 35331 в части, касающейся реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; соблюдения требовании "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" на объекте связи, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Ленина, 34/1.
27.08.2009 по результатам проверки Управлением составлен Акт проверки юридического лица N 35331-46-03/0013 которым зафиксированы выявленные нарушения пункта 9 условий осуществления деятельности в соответствии с выданной Обществу Лицензией Россвязьнадзора от 05.10.2007 N 35331, п.п.4 и 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, а именно: не выполняются сроки ввода в эксплуатацию аппаратно-программных средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи, утвержденным генеральным директором ООО "Регионсеть" 15.01.2004 и начальником УФСБ по Курской области 26.03.2004.
Актом проверки юридического лица N 35183-46-03/0012 от 27.08.2009 выявлены нарушения пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с выданной Обществу Лицензией Россвязьнадзора от 05.10.2007 N 35183: лицензиатом не реализованы требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; нарушено требование п.4 и 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538: не выполняются сроки ввода в эксплуатацию аппаратно-программных средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи, утвержденным генеральным директором ООО "Регионсеть" 15.01.2004 и начальником УФСБ по Курской области 26.03.2004.
Протоколом осмотра узла передачи данных и телематических услуг связи, принадлежащих ООО "Регионсеть" зафиксировано, что аппаратно-програмные средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Планом реализации оператором связи эксплуатационно-технических требований по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи, утвержденным генеральным директором ООО "Регионсеть" 15.01.2004 и начальником УФСБ по Курской области 26.03.2004, не установлены.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о лицензировании, 27.08.2009 старшим государственным инспектором, заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области в отношении ООО "Регионсеть" составлен протокол N 000008 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения руководителем Роскомнадзора определения о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО "Регионсеть" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности факта совершенного обществом правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правомерными и документально подтвержденными, и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 п.1, ч.2 п.3 ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.14 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, одним из видов услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи являются услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в п.16. вышеназванного Перечня указаны телематические услуги связи.
В соответствии с п.10 раздела XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 N 837), одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктом 9 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи названо обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (п.2 ст.64 Закона "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" указанную деятельность с использованием технических средств на сетях связи операторов связи, при предоставлении ими уполномоченным органам информации об абонентах и оказании им услуг связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на правоприменительные органы задач в порядке и случаях, установленных иными федеральными законами (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.4 Правил, сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В силу п.7 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее по тексту - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом первой инстанции установлено и представленными материалами дела подтверждается факт нарушения ООО "Регионсеть" требований предусмотренных пунктом 9 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи и пунктом 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по предоставлению услуг связи в сети передачи данных, за исключением голосовой информации и деятельности по предоставлению телематических услуг связи ООО "Ренгионсеть" имело возможность для соблюдения требований изложенных выше норм. Однако обществом указанные требования не выполнялись, то есть не были приняты все зависящие от него меры для недопущения правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отказа в привлечении общества к административной ответственности, в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области судом не выявлено.
Установив в действиях общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть" состав вменяемого правонарушения, суд первой инстанции, учитывая тот факт, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось, правомерно привлек его к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в пределах минимальной санкции указанной статьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение принято по истечении сроков, предусмотренных ст.205 АПК РФ отклоняется апелляционной коллегией по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Курской области от 07.09.2009 заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области было оставлено без движения по причине нарушения требований ст.ст.125, 126 АПК РФ.
Определением от 18.09.2009 заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской принято, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание на 13.10.2009.
13.10.2009 Арбитражный суд Курской области определением назначил дело к судебному разбирательству на 20.10.2009.
Определением от 20.10.2009 судебное разбирательство по данному делу отложено по ходатайству ООО "Регионсеть" на 27.10.2009.
27.10.2009 дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области рассмотрено и Арбитражным судом Курской области вынесено решение.
Изложенным подтверждается, что в рассматриваемом случае срок рассмотрения данного дела судом не нарушен.
Кроме того, нарушение срока рассмотрения дела не является в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения суда по делу.
При этом, срок давности привлечения к административной ответственности пропущен не был.
Другие доводы апелляционной жалобы не согласуются с нормами действующего законодательства и представленными материалами дела, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте и подтверждающих наличие оснований невозможности привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, ООО "Регионсеть" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Регионсеть" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.10.2009 по делу N А35-8690/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регионсеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8690/2009
Заявитель: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
Ответчик: ООО "Регионсеть"