Комментарий к Федеральному закону
от 27.07.2006 N 137-ФЗ
Законодатели внесли множество поправок в первую часть Налогового кодекса. Большинство новшеств начнет действовать с 1 января 2007 года. Так, в частности, изменения коснулись порядка представления отчетности, проведения проверок и зачета переплаты. Кроме того, закон вносит поправки и во вторую часть Налогового кодекса. Они затрагивают налоги на добавленную стоимость и на доходы физических лиц.
Перед вами Закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Он вносит поправки практически в каждую статью части первой Налогового кодекса. Изменения коснулись и второй его части. В этом комментарии мы остановимся на наиболее существенных поправках, которые были внесены в первые главы кодекса.
Новые правила определения сроков
Законодатели урегулировали порядок определения срока в днях. Действующая редакция Налогового кодекса не указывает, какие нужно учитывать дни: рабочие или календарные. Это вызывает немалые сложности, например, при представлении документов по требованию инспекции. Теперь проблема решена. С 2007 года сроки будут считать в рабочих днях. Календарные дни будут браться в расчет лишь в тех случаях, когда это прямо указано в кодексе.
Еще одно новшество: в результате поправок месяц не будет "привязан" к понятию "календарный". Это нововведение также решит многие споры. Например, те, что связаны с определением полного или неполного месяца при наложении штрафа за непредставленную декларацию. Отметим, что суды и сейчас практикуют определение этих сроков без ссылки на календарный месяц (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2006 N Ф04-1040/2006 (20608-А45-37), ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2004 N А19-16447/03-41-Ф02-598/04-C1).
Кого считать налоговым резидентом?
Новая редакция статьи 11 Налогового кодекса больше не будет расшифровывать понятие "физическое лицо - налоговый резидент". С 2007 года этот вопрос будут регулировать положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц". Отметим, что это не просто техническая поправка. Законодатели пересмотрели критерии получения статуса налогового резидента. Сейчас даже граждане, постоянно проживающие в России, приобретают его ежегодно: с начала календарного года и до истечения 183 дней они фактически не признаются резидентами. На практике понятие налогового резидента, конечно, трактуется шире. Новая редакция устраняет это несоответствие. Подробнее о том, кто с 2007 года будет считаться резидентом, вы можете узнать из комментария к поправкам, внесенным в часть вторую Налогового кодекса.
Права и обязанности
Законодатели расширили обязанности и отменили некоторые права инспекторов. Так, в частности, они должны будут сообщать реквизиты счетов (в т.ч. при их изменении), на которые нужно перечислять налоги. По запросу плательщиков или агентов налоговые работники будут предоставлять справки о состоянии расчетов с бюджетом в течение пяти дней с момента поступления запроса. Кроме того, инспекторы будут обязаны проводить совместную сверку уплаченных налогов по заявлению плательщика (агента).
Пересмотрены и обязанности финансистов. Опубликованный документ устанавливает, что Минфин должен будет давать письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня подачи запроса лицом. При этом продлевать срок можно будет не более чем на месяц.
Изменятся также обязанности самих плательщиков. Так, со следующего года фирмы смогут подавать бухгалтерскую отчетность только в инспекцию по месту своего нахождения, а не по всем местам учета, как сейчас. Об открытии или закрытии счетов нужно будет сообщать в налоговую в течение семи дней. Сейчас такие сведения подают в течение 10 суток.
Пени на авансы
Действующая редакция кодекса прямо не предусматривает начисление пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей. Однако подобная практика существует. Пени начисляют на авансы, уплаченные с опозданием, если их определяют на основе налоговой базы (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). В результате поправок в статью 58 Налогового кодекса с 2007 года нарушение срока уплаты авансов будет основанием для начисления пеней. Причем, как разъяснили финансисты, порядок расчета авансового платежа не будет иметь значения (письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600).
Однако штрафовать за несвоевременное перечисление авансов по-прежнему не будут.
Минфин избавит от пеней
Закон N 137-ФЗ решает еще один спорный вопрос. Причем в пользу плательщиков. Так, если у фирмы образуется недоимка при выполнении письменных разъяснений финансовых, налоговых или иных уполномоченных органов, то ее не оштрафуют. С 2007 года на сумму такой недоплаты не будут начислять и пени. При этом указания должны быть адресованы самой фирме или неограниченному кругу лиц, касаться вопросов налогообложения и по смыслу относиться к периоду, в котором образовалась недоимка. Данная норма вступает в силу со следующего года и будет действовать только в отношении разъяснений, данных после 31 декабря 2006 года.
Исправления в платежке
Со следующего года заполнять платежки на перечисление налогов придется по правилам, которые установит Минфин по согласованию с Банком России. Кроме того, Закон N 137-ФЗ вводит механизм исправления в платежках ошибок, несмотря на которые налог был зачислен на соответствующий счет Федерального казначейства. Например, при указании неправильного КБК. В таком случае фирме нужно будет направить в инспекцию заявление с просьбой уточнить необходимые реквизиты. При этом налоговая, проведя при необходимости сверку, должна будет принять решение об уточнении платежа на день его фактического перечисления. А также пересчитать пени, которые были начислены с момента уплаты налога в бюджет до принятия решения.
Минимум для исполнения требования
Со следующего года будет установлен минимальный срок для исполнения требования об уплате налога. Он составит 10 календарных дней с момента получения документа. Срок исполнения может быть и большим, если инспекторы прямо укажут это в требовании.
Обратите внимание: сейчас инспекторы вправе направлять требование об уплате налога в течение трех месяцев после наступления срока его уплаты. Новая же редакция статьи 70 кодекса предусматривает, что с 2007 года трехмесячный срок нужно будет отсчитывать с даты обнаружения недоимки.
Взыскание налога в бесспорном порядке
Когда фирма или предприниматель не выполняют требование об уплате недоимки, ее взыскивают в бесспорном порядке. Решение об этом инспекторы могут принять в течение 60 дней по истечении срока, указанного в требовании. Если этот срок пропущен, они обращаются в суд. В действующей редакции кодекса не установлено, в течение какого времени это нужно сделать. На практике в суд можно обратиться в течение шести месяцев с момента истечения 60 дней (п. 12 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Новая редакция статьи 46 кодекса позволяют подавать иск в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть срок фактически сокращен на два месяца.
Основным изменением в порядке взыскания налога за счет имущества является то, что теперь законодательно установлен срок, в течение которого налоговая может принять такое решение. Он будет равен году с момента истечения срока, указанного в требовании. Однако в Законе последствия нарушения этого срока не установлены.
Приостановление операций по счетам
При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может приостанавливать операции по счетам. Новшеством является то, что будут приостанавливать операции не со всеми средствами на счете, а в пределах суммы, указанной в решении. То есть, если сумма на счете превышает задолженность, остаток плательщик будет использовать по своему усмотрению.
Со следующего года можно будет подавать заявление об отмене приостановления операций по счетам. Сделать это фирмы смогут, если налоговая приостановит операции по нескольким счетам, средства на которых превысят в общем указанную в решении сумму. Причем нужно будет указать счета, на которых достаточно денег для исполнения решения о взыскании.
Зачет и возврат переплаты
Законодатели изменили порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога. Причем новые правила будут применяться теперь и к переплате по авансам и штрафам. Отметим, что и сейчас суды распространяют нормы статьи 78 кодекса на зачет (возврат) излишне перечисленных авансов (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Со следующего года инспекция должна будет уведомлять фирмы о переплате в течение 10 дней с момента ее обнаружения (а не месяца, как сейчас). Правда, и в новой редакции кодекса не указан механизм такого уведомления. Как и сейчас, инспекторы смогут сами производить зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по другим налогам. Однако новая редакция кодекса дает им право направлять переплату и на погашение задолженности по пеням и штрафам.
Благодаря поправкам у плательщиков появится законное право требовать проведения сверки с налоговой для выявления переплаты.
Законодатели распространили трехгодичный срок, который установлен для подачи заявления на возврат переплаты, и на представление заявления о проведении зачета. Напомним, что три года следует отсчитывать со дня уплаты указанных сумм. Однако в судебной практике и сейчас срок для возврата излишне уплаченных сумм также признается равным трем годам (постановление ВАС РФ от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256).
Правда, новшества, касающиеся зачета и возврата переплаты, будут распространяться лишь на суммы, излишне уплаченные уже после 1 января 2007 года. Переплату, которая произошла раньше, зачтут или вернут по старым правилам.
Пожалуй, самым существенным изменением станет то, что зачет излишне уплаченных (взысканных) федеральных, региональных и местных налогов будут производить по соответствующим видам налогов. То есть, например, переплату по одному федеральному налогу будут засчитывать в счет уплаты других федеральных налогов. А "региональную" и "местную" переплату можно будет направлять соответственно в счет региональных и местных налогов. Но такой порядок будут применять лишь с 1 января 2008 года. В следующем году, как и сейчас, зачет и возврат налогов можно будет провести лишь в рамках одного бюджета.
Упрощенный учет "обособленцев"
По общему правилу фирма обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сейчас для этого она должна в течение месяца подать заявление в соответствующую инспекцию. Одновременно с ним нужно представить копии свидетельства о постановке на учет по месту своего нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
С 1 января 2007 года в кодексе будет прямо сказано, что, если фирма открыла подразделение там, где она уже стоит на учете по каким-либо основаниям, ей необходимо лишь письменно сообщить об "обособленце" в свою инспекцию в течение месяца (п. 2 ст. 23 НК РФ). Напомним, что пленум ВАС РФ еще в постановлении от 28.02.2001 N 5 указал, что повторно вставать на учет в одной и той же инспекции не нужно.
Налоговая декларация
Закон N 137-ФЗ вносит изменения и в порядок заполнения, представления, уточнения налоговой декларации.
Так, со следующего года "спецрежимники" смогут не подавать декларации и расчеты по налогам, от уплаты которых они освобождены. Сейчас же за непредставление названных документов их могут оштрафовать. Однако при рассмотрении споров по этому вопросу суды встают на сторону плательщиков (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2006 N А29-7322/2005а).
Еще один положительный момент: фирмы, которые почему-либо не ведут хозяйственную деятельность, станут отчитываться по упрощенной форме. Бланки таких деклараций должен утвердить Минфин.
На этом приятные для плательщиков новшества заканчиваются. С 2007 года у них появится новая обязанность. Если в фирме работает более 250 человек (по состоянию на начало года), то она должна будет подавать декларации и авансовые расчеты только в электронном виде. С 1 января 2008 года такая же участь ожидает и те организации, в которых численность сотрудников превышает 100 человек. В связи с этим таким фирмам необходимо побеспокоиться о своей "технической вооруженности" заранее.
Если в декларации обнаружена ошибка, которая привела к занижению налога, то необходимо подать уточненную отчетность. Однако о представлении исправленной декларации в случае завышения налога действующая редакция кодекса ничего не говорит. Поправки, внесенные Законом N 137-ФЗ, однозначно позволят фирмам это делать. Причем уточненную декларацию будут считать поданной без нарушения сроков.
Проверять будут по-новому
Действующая редакция кодекса предусматривает, что налоговые проверки (в т.ч. и камеральные) охватывают три предшествующих календарных года. В связи с этим возникают споры о том, должны ли инспекторы принимать уточненные декларации за более ранние сроки. Федеральный закон N 137-ФЗ решает эту проблему. В новой редакции статьи 87 кодекса не установлен период, за который можно будет проводить камеральную проверку. Поэтому со следующего года инспекторы обязаны будут принимать исправленные налоговые декларации за любой период. Такое мнение разделяют суды и в настоящее время (постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 11775/05).
Сейчас при проведении камеральной проверки инспекторы могут потребовать дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. С 2007 года нельзя будет запрашивать дополнительные сведения и документы, кроме тех, которые необходимо представлять вместе с декларацией. Однако будут исключения. Инспекторы смогут потребовать документы, подтверждающие право на льготу. А при проверке декларации по НДС они смогут запросить документы, подтверждающие вычеты. Проверяющие смогут также затребовать документы, на основе которых исчислены и уплачены "природные" налоги (например, водный, земельный).
Другое существенное изменение. По итогам камеральной проверки при выявлении нарушений инспекторы будут составлять акт. Оформлять его будут в течение 10 дней после окончания проверки. Однако, что считать моментом завершения проверки, законодатели не уточняют.
Изменения произойдут и в порядке проведения выездных проверок. В частности, запретят проверять одно лицо более двух раз в год. При этом не имеет значения, по одним и тем же налогам (как сейчас) или по разным (новое). Закон N 137-ФЗ также устанавливает, что проверки смогут проводить и по месту нахождения налогового органа. Это будет возможным, если лицо не сможет предоставить помещение инспекторам.
Сроки проверки станут исчислять со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее окончании, а не как время фактического нахождения проверяющих на территории лица (такое правило действует сейчас). Продлить проверку можно будет до четырех месяцев, а в исключительных случаях даже до шести (в настоящее время только до трех). К тому же у фискальных органов появится право приостанавливать проверку на срок до шести месяцев. Например, для истребования информации о лице или проведения экспертиз.
Новшеством является и то, что инспекторы смогут проводить повторную выездную проверку при подаче лицом уточненной декларации, в которой сумма налога будет меньше, чем ранее заявленная. При этом под пристальный взгляд контролеров попадет тот период, за который представят декларацию. В таком случае правило о проведении выездной проверки за три года, предшествующие году проверки, не действует. Если при этом фискальные органы выявят налоговое правонарушение, которое ранее не нашли, плательщика не оштрафуют. Исключением будет лишь случай сговора фирмы или предпринимателя с проверявшим инспектором. Однако данное правило будет применяться, если решение о первоначальной проверке принято после 1 января 2007 года.
Обратите внимание: налоговые проверки, не завершенные до начала нового года, будут проводить и оформлять в порядке, действовавшем до 1 января 2007 года.
Истребование документов
Со следующего года срок представления документов по требованию налоговой увеличится с пяти (как сейчас) до десяти дней. Причем речь будет идти о рабочих днях.
Есть еще один положительный момент для плательщиков. Действующая редакция кодекса предусматривает ответственность как за отказ от представления документов при проверке, так и за непредставление их в установленные сроки. Со следующего же года, если лицо в случае невозможности представить документы вовремя уведомит об этом инспекторов, штрафовать его не будут. На практике суды придерживаются такого мнения и сейчас (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2005 N А82-5105/2005-37).
С 1 января 2010 года плательщики также будут вправе не предъявлять при проверке документы, если ранее они представляли их в налоговые органы при камеральной или выездной проверках.
Принятие решения по результатам проверки
С 2007 года изменятся сроки для представления возражений по акту проверки (камеральной, выездной), а также сроки принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение. Плательщики смогут подавать возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. Сейчас, в случае выездной проверки, - в течение двух недель. Руководитель налогового органа должен будет принять решение по результатам проверки в течение 10 дней после истечения срока подачи возражений лицом. В настоящее время - в течение 14 дней.
Со следующего года станет обязательным извещение плательщиков о рассмотрении материалов проверки независимо от того, подавали они возражения по акту или нет. В настоящее время для участия в такой процедуре приглашают лишь тех лиц, которые представили возражения или объяснения.
Действующая редакция кодекса только указывает, что по результатам налоговой проверки может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий. Данный вопрос в документе более никак не освещен. Закон N 137-ФЗ разъясняет, что будут относить к таким мерам. С 1 января 2007 года такие мероприятия будут проводить на стадии рассмотрения материалов проверки, если необходимо будет получить дополнительные доказательства. На проведение этих мероприятий (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертиз) отводится месяц. При этом срок рассмотрения материалов проверки увеличат.
Закон N 137-ФЗ также разграничивает понятия "вынесение решения" и "вступление решения в силу". Действующая редакция кодекса такого разделения не предусматривает. Со следующего года решение будет вступать в силу через 10 дней с момента вручения его лицу.
Еще одним изменением будет то, что после принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности руководитель будет вправе принять обеспечительные меры, например приостановить операции по счетам в банке. Однако по просьбе плательщика инспекторы вправе будут заменить указанные меры предоставлением банковской гарантии, залогом ценных бумаг или поручительством третьих лиц.
Организациям и предпринимателям также стоит помнить о том, что решение налогового органа могут отменить. Действующая редакция кодекса предусматривает, что основанием для отмены может служить несоблюдение процедуры принятия решения. Однако документ не поясняет, какие именно условия должны быть нарушены. При этом характер нарушений и их влияние на принятие решения устанавливает суд (п. 30 постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). По новым же правилам к нарушениям процедуры будут относить неизвещение лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки, непредоставление возможности проверяемому дать объяснения и другие нарушения, если они привели к вынесению неправильного решения. То есть, как видим, перечень нарушений опять открытый.
Ненаступившая ответственность
Дополнен перечень случаев, в которых фирма не несет ответственности за налоговое нарушение (проще говоря, ее не могут оштрафовать). Сейчас их три. Так, ответственности можно избежать, если нарушение возникло:
- из-за стихийного бедствия или другого обстоятельства непреодолимой силы;
- из-за болезненного состояния, в результате которого человек не мог руководить своими действиями (это положение относится только к физическим лицам);
- из-за выполнения письменного разъяснения налогового ведомства. Кстати, данный пункт кодекса значительно изменился, но об этом мы расскажем позже.
С 1 января 2007 года в этом перечне появится и четвертый пункт. От штрафа фирму избавят и любые другие обстоятельства, которые могут быть признаны либо судом, либо налоговой службой как исключающие ответственность. Перечня таких обстоятельств в кодексе нет. Значит, все это остается на усмотрение упомянутых ведомств. Отметим, что подобная норма была (и осталась) в статье 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения". По этой статье смягчают вину любые факты, которые суд или налоговая служба признали достаточно весомыми. Причем их расшифровки в кодексе также нет. Поэтому они могли (и могут) быть разными и на первый взгляд несущественными. Например, предприниматель из Республики Тыва забыл сообщить в налоговую инспекцию об открытии банковского счета. Его оштрафовали на 5000 рублей. Однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа уменьшил сумму штрафа в 2,5 раза, так как бизнесмен признал свою вину и раскаялся. В другом случае судья Северо-Западного округа за то же нарушение снизил штраф в 10 раз из-за болезни предпринимателя.
Бывали случаи, когда размер штрафа снижали более чем в 100 раз. Такое решение принял, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. В ходе разбирательства арбитры учли тяжелое материальное положение фирмы. Более двух лет она не вела никакой деятельности. Чтобы пожаловаться на "тяжелое финансовое положение", нужно подготовить для суда подтверждающие документы. Это баланс и отчет о прибылях и убытках. Именно так поступило ЗАО "Транском". По результатам налоговой проверки этой фирме начислили штраф в размере 91 529 рублей. В суде фирма представила справку из районной инспекции о действующих расчетных счетах и выписку из банка, которая подтвердила отсутствие денег. Судьи снизили сумму штрафа до 20 000 рублей (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N Ф08-6273/2004-2406А).
Зачастую суд принимает в качестве смягчающих обстоятельств:
- искреннее раскаяние (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2004 N А39-4252/2003-153/1);
- длительные праздники (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2001 N 4140);
- сохранение в тайне сведений о кадровом составе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2004 N А21-5634/03-С1);
- отсутствие компьютера (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2005 N Ф03-А73/05-2/187);
- арифметическую ошибку (постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2005 N Ф09-813/05-АК).
Какие обстоятельства суд сочтет достаточными, чтобы не штрафовать фирму, пока неизвестно.
Разъяснения в письмах
Некоторые изменения коснулись и письменных разъяснений, которые дают госорганы. Такая обязанность закреплена за ними статьей 32 Налогового кодекса. По этой статье специалисты финансового ведомства должны "бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков... о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов". Если фирма, руководствуясь таким разъяснением, нарушила закон, то ответственности за это она не несет. Ей придется перечислить лишь недоплаченный налог и пени. Штраф взыскать с нее не смогут.
Но теперь в кодексе появились новые требования к официальным письмам финансового ведомства. Только при их четком выполнении фирма будет освобождена от ответственности. Во-первых, то или иное письмо должно быть направлено либо непосредственно самой фирме, либо "неопределенному кругу лиц". Во-вторых, оно "по смыслу и содержанию" должно относиться к тем периодам, в которых было совершено нарушение (дата издания такого письма значения не имеет). И в-третьих, в своем запросе фирма должна дать полную и достоверную информацию, которая необходима, чтобы правильно ответить на запрос. В противном случае официальное разъяснение от ответственности не избавит.
Сроки ответственности
Срок, в течение которого фирму могут оштрафовать, не поменялся. Он, как и прежде, составляет три года.
По кодексу в старой редакции его определяют либо начиная с момента совершения нарушения, либо с момента окончания налогового периода по тому налогу, в расчете которого нарушение допущено. С 1 января 2007 года не может превышать трех лет "разрыв" между окончанием налогового периода по неправильно рассчитанному налогу и датой оформления решения, по которому фирму привлекают к ответственности.
Причем в кодексе появилась новая норма. По ней этот срок может быть приостановлен, если фирма "активно противодействовала проведению выездной налоговой проверки", и в результате налоговая служба не смогла выяснить, были ли допущены нарушения и в чем они заключаются. В этой ситуации трехгодичный срок продлевается. Он прекращает отсчитываться с того момента, как был составлен акт о том, что провести проверку невозможно. А возобновляется, когда фирма "исправилась", представила необходимые документы и было вынесено решение о продолжении проверки.
Как будут взыскивать штрафы...
...теперь неизвестно. Напомним, что по кодексу в старой редакции штрафы, не превышающие 50 000 рублей по каждому налогу и за каждый налоговый период (для фирм), могли взыскиваться в безакцептном порядке. Для этого нужно было лишь решение налоговой службы. Однако теперь данную норму отменили. Получается, что с 1 января 2007 года любой штраф можно будет взыскать только через суд. Причем в новой статье 46 кодекса (в ней прописан порядок безакцептного списания налогов и пеней) сказано, что "положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом". А таких случаев кодекс не предусматривает.
Однако налоговая служба придерживается прямо противоположной точки зрения. По ее мнению, с 2007 года любой штраф можно будет взыскивать без суда. Дело в том, что в обновленной статье 104 написано: "После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица... или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании... налоговой санкции". Получается, что взыскивать штраф через суд нужно лишь в одном случае: когда внесудебный порядок взыскания не допускается. То есть в следующих ситуациях (обновленная ст. 45 НК РФ):
- у фирмы открыт лицевой счет;
- деньги должна фирма, а выручка от продаж поступает ее дочерним и зависимым организациям (или наоборот);
- обязанность заплатить налог возникла в результате того, что контролеры изменили юридическую квалификацию той или иной сделки (например, признали договор займа договором дарения).
Эти правила применяют при взыскании как налогов, так и штрафов (п. 8 обновленной ст. 45 НК РФ).
Во всех остальных случаях, по мнению финансового ведомства, штрафы можно взыскивать без суда. Кто прав, сказать сейчас невозможно. Точку в этом споре сможет поставить только суд. Однако сразу оговоримся. Взыскание любых средств без согласия фирмы незаконно. Дело в том, что это прямо противоречит Конституции РФ. Как сказано в статье 35 этого документа, "никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда". Поэтому любые действия по "бессудебному" взысканию штрафов являются неконституционными.
В борьбе с "уклонистами"
В кодексе останется ответственность для тех фирм, которые не встают на учет в налоговой инспекции. Она наступает, если с начала работы фирмы прошло более трех месяцев. Этот срок заменили на 90 дней (что фактически одно и то же). Сумма штрафа - 20 процентов от дохода, полученного с момента начала работы фирмы до ее постановки на учет. Однако теперь в кодексе есть новая норма. Размер санкции не может быть меньше 40 000 рублей. Поэтому, даже если фирма никаких доходов не получила, заплатить штраф придется.
Обжалование решений налоговой службы
В заключение расскажем о новом порядке обжалования тех или иных решений, которые были приняты по результатам проверки. Причем очевидно, что фирмы будут обжаловать только один вид таких решений - оштрафовать организацию. Как и прежде, можно будет одновременно подать жалобу как в вышестоящий налоговый орган (например, управление), так и в суд. И такой порядок будет действовать до 1 января 2009 года. После этой даты фирме придется сперва обратиться с жалобой в управление и лишь после того, как оно примет свое решение, - в суд.
С 1 января 2007 года жалобу нужно будет отправлять в свою инспекцию, которая в течение трех дней должна передать ее в управление. Там жалобу рассматривают в течение месяца с момента получения. Причем этот срок может быть продлен еще на 15 дней. Затем управление:
- отказывает фирме и оставляет решение налоговой инспекции без изменения;
- частично или полностью отменяет решение налоговой инспекции.
О том, какое решение принято управлением по жалобе, фирме должны сообщить в течение трех дней.
Налог на добавленную стоимость
В главу 21 Налогового кодекса законодатели внесли несколько существенных изменений. Причем у них разные сроки вступления в силу.
Итак, благодаря поправкам в статью 163 кодекса, все организации и предприниматели независимо от размера выручки будут платить НДС ежеквартально. Но это новшевство вступает в силу только с 1 января 2008 года.
В следующем же году большинство фирм и коммерсантов, как и сейчас, налог будут перечислять в бюджет ежемесячно. Ведь налоговый период, равный кварталу, в действующей редакции кодекса предусмотрен лишь для тех плательщиков, ежемесячная выручка которых в течение квартала не превышает 2 000 000 рублей.
В связи с введением ежеквартальной уплаты НДС законодатели пересмотрели и порядок определения налоговой базы по экспортным операциям. Так, рассчитывать ее придется в последний день квартала, а не месяца, в котором собраны документы, подтверждающие применение нулевой ставки. Эта поправка в пункт 9 статьи 167 Налогового кодекса также вступает в силу 1 января 2008 года.
А вот статья 176 кодекса, которая устанавливает порядок возмещения НДС, будет действовать в новой редакции уже со следующего года. Сразу скажем, что новые правила едины для реализации товаров как на территории нашей страны, так и на экспорт. Ведь с 2007 года не нужно будет составлять отдельную декларацию по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке.
Новая редакция статьи 176 предусматривает, что, прежде чем вернуть или зачесть сумму НДС, заявленную к возмещению, налоговой необходимо будет произвести камеральную проверку. Ее максимальный срок составляет три месяца. Если нарушений нет, то после окончания проверки инспекция должна будет принять решение о возмещении НДС в течение семи дней. А Федеральное казначейство обязано будет вернуть деньги в течение пяти дней.
Сейчас, если налог начислен к возмещению в декларации по российским операциям, кодекс отводит три месяца на зачет НДС в счет уплаты налогов, пеней, штрафов. Незачтенную же сумму возвращают фирме на основании заявления. В течение двух недель после его получения инспекция должна принять и направить в Федеральное казначейство решение о возврате. Если же речь идет о возмещении экспортного НДС, то инспекция в течение трех месяцев проверяет обоснованность применения нулевой ставки. И, если экспорт подтвержден, до окончания этого срока инспекция должна принять решение о возврате и направить его в Федеральное казначейство. Последнему для того, чтобы перевести деньги на счет организации, и в том, и в другом случае отведено две недели.
Таким образом, законодатели конкретизировали порядок возмещения НДС и сократили некоторые сроки. Новые правила возмещения станут применять лишь в отношении налога, который будет заявлен в декларациях, поданных после 31 декабря 2006 года.
Налог на доходы физических лиц
Ставка НДФЛ, как известно, зависит от того, является ли человек налоговым резидентом. Доходы последних облагаются по ставке 13 процентов, а вот на выплаты нерезиденту нужно начислять НДФЛ по ставке 30 процентов. С 2007 года статус резидента нужно будет определять по новым правилам. Сейчас, чтобы стать налоговым резидентом, необходимо находиться на территории нашей страны не менее 183 дней в календарном году. Новая же редакция статьи 207 Налогового кодекса предполагает, что этот статус человек будет приобретать при условии, что пребывал в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть, например, в период с мая одного года по апрель следующего. Причем период нахождения на территории нашей страны не прерывают выезды за рубеж для лечения и обучения на срок, не превышающий шести месяцев.
Помимо этого, законодатели сделали одно важное уточнение. Некоторые категории людей, например сотрудники, которые командированы за границу, будут резидентами независимо от того, сколько времени они находились в России.
Поправки, которые внес в первую и вторую части Налогового кодекса опубликованный Закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступают в силу в разное время. Кроме того, статья 7 этого документа содержит еще и переходные положения. Для удобства мы обобщили в таблице основные новшества, указав, когда они начинают действовать и с какими оговорками.
Что изменилось | Какие статьи Налогового кодекса изменены (введены, отменены) |
Дата вступления поправки в силу |
Сроки, установленные в днях, бу- дут рассчитываться исходя из ра- бочих дней |
статья 6.1, другие статьи пер- вой и второй частей НК РФ, где идет речь о сроках, установлен- ных в днях |
01.01.2007 |
Организации должны будут пред- ставлять бухгалтерскую отчет- ность только по месту своего на- хождения |
статья 23 НК РФ | 01.01.2007 |
Изменены права и обязанности на- логовых органов. В частности, за инспекторами закреплена обязан- ность сообщать об изменении рек- визитов счетов Федерального каз- начейства и проводить сверку пе- речисленных сумм по заявлению плательщика |
статьи 31, 32 НК РФ | 01.01.2007 |
Сокращен срок представления све- дений об открытии и закрытии счетов |
статья 23 НК РФ | 01.01.2007 |
Установлен порядок исправления ошибок в платежках, которые не помешали зачислению налога на соответствующий счет Федераль- ного казначейства |
статья 45 НК РФ | 01.01.2007 |
На недоимку по авансовым плате- жам независимо от порядка их расчета будут начислять пени |
статья 58 НК РФ | 01.01.2007 |
Уточнен порядок расчета трехме- сячного срока, установленного для направления фирме требования об уплате налога. Его отсчет бу- дет вестись со дня выявления не- доимки. Если сумма средств на счетах, операции по которым при- остановлены, превысит сумму не- доимки, можно подать заявление об отмене решения инспекции |
статья 70 НК РФ | 01.01.2007 |
Разъяснения Минфина, отвечающие определенным требованиям, позво- лят избежать не только штрафа, но и пеней |
статья 75 НК РФ | 01.01.2007 (распространяется то- лько на разъяснения, выпущенные после 31 декабря 2006 года) |
Операции по счетам инспекторы смогут приостанавливать только на сумму недоимки |
статья 76 НК РФ | 01.01.2007 |
Введены новые правила зачета и возврата излишне уплаченных и взысканных сумм |
статьи 78, 79 НК РФ | 01.01.2007 (возврат и зачет пере- платы, возникшей до 1 января 2006 года, производится по старым пра- вилам) |
Зачет будет возможен не только в рамках одного бюджета. Переплату по одному федеральному, региона- льному или местному налогу можно будет направлять соответственно в счет уплаты других федераль- ных, региональных или местных налогов |
статьи 78, 79 НК РФ | 01.01.2008 |
Фирмы со среднесписочной числен- ностью работников на 1 января текущего календарного года свыше 250 человек должны подавать на- логовую отчетность в электронном виде |
статья 80 НК РФ (с учетом поло- жения п. 8 ст. 7 Закона N 137-ФЗ) |
01.01.2007 |
Фирмы с численностью работников свыше 100 человек должны пода- вать налоговую отчетность в электронном виде |
статья 80 НК РФ | 01.01.2008 |
Организации, применяющие специ- альные режимы налогообложения, не сдают отчетность по налогам, от которых они освобождены. Если фирма не вела деятельность, декларации можно подавать по уп- рощенным формам, которые должен разработать Минфин России |
статья 80 НК РФ | 01.01.2007 |
В кодексе закрепили право орга- низации представить уточненную декларацию, даже если допущенные ошибки не привели к занижению налога |
статья 81 НК РФ | 01.01.2007 |
Законодательно установлено, что организации не должны становить- ся на учет по месту нахождения подразделения, если они уже сто- ят на учете в этой инспекции по другим основаниям. О таком под- разделении нужно будет лишь со- общить в налоговую по месту на- хождения фирмы |
статьи 83, 23 НК РФ | 01.01.2007 |
Период, который может быть охва- чен камеральной проверкой, не будет ограничен тремя годами. Инспекторы должны будут прини- мать уточненные декларации, сос- тавленные и за более ранние на- логовые периоды |
статья 87 НК РФ | 01.01.2007 |
Введены новые правила проведения и оформления камеральных и вы- ездных налоговых проверок |
статьи 88, 89, 100, 101 НК РФ | 01.01.2007 (новый порядок не рас- пространяется на проверки, кото- рые были начаты до 1 января 2007 года) |
Увеличены сроки, установленные для представления документов, затребованных инспекцией |
статья 93 НК РФ | 01.01.2007 |
Введен запрет на истребование документов, которые ранее были представлены при проведении ка- меральной или выездной проверки |
статья 93 НК РФ | 01.01.2010 |
Отменена статья, устанавливающая внесудебный порядок взыскания штрафов в размере, не превышаю- щем 5000 рублей для предпринима- телей и 50 000 рублей для орга- низаций по каждому неуплаченному налогу за налоговый период |
статья 103.1 НК РФ | 01.01.2007 |
От ответственности будут освобо- ждать разъяснения финансового и налогового ведомств, выпущенные в рамках их компетенции и адре- сованные не только самому нало- гоплательщику, но и неопределен- ному кругу лиц |
статья 111 НК РФ | 01.01.2007 |
Изменен порядок обжалования ре- шений о привлечении к ответст- венности |
статьи 138, 139, 140 НК РФ | 01.01.2007 |
Решение налоговой о привлечении к ответственности может быть об- жаловано в суде только после на- правления жалобы в вышестоящий налоговый орган |
статья 101.2 НК РФ | 01.01.2009 |
Налоговым периодом по НДС будет квартал |
статья 163 НК РФ | 01.01.2008 |
Установлены новые сроки возмеще- ния НДС |
статья 176 НК РФ | 01.01.2007 |
Частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, больше не относятся в целях на- логообложения к числу предприни- мателей. Соответствующие поправ- ки внесены в главы части второй Налогового кодекса |
статьи 11, 149, 226, 227, 235, 241, 244 НК РФ |
01.01.2007 |
Изменены критерии отнесения фи- зических лиц к числу налоговых резидентов |
статьи 11, 207 НК РФ | 01.01.2007 |
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 18, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.