Сложившиеся тенденции планирования и управления объемами
высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой населению на
федеральном уровне
Президентом Российской Федерации задача модернизации здравоохранения определена в числе приоритетных общенациональных задач на среднесрочную перспективу. В своем выступлении 5 сентября 2005 года в Большом Кремлевском дворец на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета В.В. Путин сказал: "Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России".
Правительство Российской Федерации приступило к реализации крупномасштабной национальной стратегии развития, в том числе путем разработки и реализации мероприятий приоритетных национальных проектов в сферах образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, а также здравоохранения.
В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения "Здоровье", отражающего основные направления модернизации здравоохранения на 2006 и 2007 годы, планируется выделить из федерального бюджета 145,6 млрд. рублей. Две три этих средств планируется инвестировать в развития первичной медико-санитарной помощи, треть - в обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью в федеральных специализированных медицинских учреждениях.
Вместе с тем, сложившиеся тенденции планирования и управления объемами высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), оказываемой населению в федеральных специализированных медицинских учреждениях (далее - ФСМУ) имею особенности, которые могут стать факторами, препятствующими наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов и средств.
Порядок использования средств федерального бюджета содержит принцип адресности (ст. 38 федерального закона "Бюджетный кодекс Российской Федерации"). Данная функция федерального бюджета по отношению к средствам, выделяемым для оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичных видов медицинской помощи выражается в форме "квотирования" - планирования заранее определенного объема ВМП между субъектами Российской Федерации и федеральными специализированными медицинскими учреждениями, которые не имеют прикрепленного населения.
Из 23 ФСМУ РАМН, оказывающих ВМП, 13 расположены на территории города Москвы, одно - в Калужской области, одно - в Санкт-Петербурге, два в Новосибирской области, два в Иркутской области, три в Томской области и одно в Кемеровской области. В 2004 году из более чем 42 тысяч выполненных в ФСМУ, подведомственных РАМН, за счет средств федерального бюджета видов ВМП, 76,6% выполнены жителям Москвы в ФСМУ, расположенных на территории Москвы. Не отличаются разнообразием места постоянной регистрации больные, пролеченные и обследованные с применением дорогостоящих и высокотехнологичных методов в ФСМУ, расположенных в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и в Санкт-Петербурге (пролечено 97,2%, 69,1%, 98,3% и 70,6% жителей данного региона соответственно).
Из 125 068 видов высокотехнологичного обследования и лечения, выполненных в 2004 году в федеральных специализированных медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета в ФСМУ Росздрава и РАМН, 34,3% оказаны в научных медицинских учреждениях РАМН.
На примере выборочной группы этих клиник (n = 10), на долю которых приходится почти 90% целевых средств федерального бюджета, выделяемых РАМН для оказания населению ВМП, путем расчета средних фактических затрат целевых средств федерального бюджета на оказание ВМП в каждом из ФСМУ в разрезе субъектов Российской Федерации (n = 89) с учетом числа их жителей, установлено, что наиболее интенсивное потребление средств федерального бюджета, предназначенных для оказания населению в ФСМУ, подведомственных РАМН, высоких медицинских технологий (на 1000 жителей) в 2004 году наблюдается по Центральному федеральному округу - 33,266 тыс. рублей.
В частности: Москва - 79,560 тыс. рублей, Калужская область - 41,301 тыс. рублей, Московская область - 36,318 тыс. рублей, Тульская область - 23,293 тыс. рублей, Брянская область - 16,965 тыс. рублей, Владимирская область - 15,631 тыс. рублей, Тамбовская область - 15,481 тыс. рублей, Смоленская область - 15,089 тыс. рублей, Орловская область - 13,852 тыс. рублей, Курская область - 12,444 тыс. рублей, Рязанская область - 12,369 тыс. рублей, Тверская область - 11,122 тыс. рублей, Ярославская область - 10,713 тыс. рублей, Липецкая область - 10,602 тыс. рублей, Белгородская область - 10,189 тыс. рублей, Костромская область - 10,106 тыс. рублей, Ивановская область - 7,685 тыс. рублей, Воронежская область - 6,934 тыс. рублей.
На втором месте жители Южного федерального округа, потребляющие в среднем на 1000 населения 5,97 тыс. рублей федерального бюджета в виде дорогостоящих и высокотехнологичных медицинских услуг.
В частности: Республика Северная Осетия-Алания - 26,98 тыс. рублей, Кабардино-Балкарская респ. - 18,23тыс. рублей, Карачаево-Черкесская респ. 17,13 тыс. рублей, Чеченская республика - 13,63 тыс. рублей, Республика Ингушетия - 11,18 тыс. рублей, Республика Дагестан - 8,16 тыс. рублей, Астраханская область - 7,81 тыс. рублей, Республика Адыгея - 7,77 тыс. рублей, Республика Калмыкия - 6,61 тыс. рублей Ставропольский край - 6,17 тыс. рублей, Волгоградская область - 3,45 тыс. рублей, Краснодарский край, в т.ч. Сочи - 2,85 тыс. рублей, Ростовская область - 2,78 тыс. рублей.
На третьем месте жители Приволжского федерального округа - 3,66 тыс. рублей целевых средств федерального бюджета на 1000 населения.
В частности: Республика Мордовия - 9,96 тыс. рублей, Чувашская республика 8,96 тыс. рублей, Пензенская область - 8,85 тыс. рублей, Республика Марий-Эл - 5,77 тыс. рублей, Саратовская область - 5,02 тыс. рублей, Удмуртская республика - 4,36 тыс. рублей, Ульяновская область - 4,30 тыс. рублей, Оренбургская область - 3,95 тыс. рублей, Самарская область - 2,80 тыс. рублей, Кировская область - 2,65 тыс. рублей, Нижегородская область - 2,46 тыс. рублей, Коми-Пермяцкий авт.окр. - 2,38 тыс. рублей, Республика Татарстан - 2,32 тыс. рублей, Республика Башкортостан - 1,81 тыс. рублей, Пермская область - 1,04 тыс. рублей.
При среднем по России значение интенсивного показателя расходов федерального бюджета на оказание ВМП в ФСМУ, подведомственных РАМН, с учетом численности населения 11,040 тыс. рублей. В числе аутсайдеров по данному критерию (менее 2,0 тыс. рублей на 1000 населения) находятся: Алтайский край - 0,52 тыс. рублей, Новосибирская область - 0,57 тыс. рублей, Санкт-Петербург - 0,73 тыс. рублей, Томская область - 0,81 тыс. рублей, Омская область - 0,86 тыс. рублей, Республика Хакасия - 0,90 тыс. рублей, Ленинградская область - 1,02 тыс. рублей, Пермская область - 1,04 тыс. рублей, Ямало-Ненецкий авт.окр. - 1,04 тыс. рублей, Красноярский край - 1,07 тыс. рублей, Иркутская область - 1,12 тыс. рублей, Кемеровская область - 1,27 тыс. рублей, Читинская область - 1,31 тыс. рублей, Еврейская авт. обл. - 1,38 тыс. рублей, Ханты-Мансийский авт.окр. - 1,56 тыс. рублей, Свердловская область - 1,60 тыс. рублей, Челябинская область - 1,76 тыс. рублей, Республика Башкортостан - 1,81 тыс. рублей, Хабаровский край - 1,84 тыс. рублей, Курганская область - 1,85тыс. рублей, Амурская область - 1,94 тыс. рублей.
Проведенный анализ объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной жителям различных территорий в 2004 году в клиниках РАМН с учетом наиболее дорогостоящих ее профилей, показал, что, например, наибольшее число кардиохирургических видов медицинской помощи оказано жителям Центрального федерального округа и Сибирского федерального округа - 38,2% и 31,7% всех объемов высокотехнологичной медицинской помощи данного профиля соответственно.
Вместе с тем, наиболее затратные операции с использованием искусственного кровообращения выполнены преимущественно жителям Центрального федерального округа (48,4%), а жителям и Сибирского федерального округа выполнялась преимущественно коронарография, доля которой в объемах кардиохирургической помощи сибирякам составила 43,4% (по Центральному федеральному округу - 12,5% соответственно).
При измерении степени корреляции (Пирсона) между результатами (в %) исполнения в 2003 году субъектами Российской Федерации годового плана квот и некоторыми сетевыми и демографическими показателями каждой территории, получены следующие корреляционные коэффициенты:
Наименование показателя | Коэфф. корр. Пирсона |
Доля больных, пролеченных на федеральных койках | 0,33 |
Доля федеральных коек | 0,10 |
Дистанция центра субъекта РФ от Москвы, км. | - 0,61 |
Число коек на 1000 населения всего | 0,27 |
Число коек на 1000 городского населения | 0,33 |
Доля городского населения субъекта РФ | 0,37 |
Как видно из таблицы, наиболее сильная зависимость отмечается между результатами исполнения плановых объемов ВМП и дистанцией центра субъекта Российской Федерации от Москвы. Эта связь имеет отрицательное направление, что подтверждает предположение о влиянии на доступность ВМП географического фактора.
Не удалось также обнаружить существенных связей между, например, уровнем распространенности болезней системы кровообращения среди населения разных субъектов Российской Федерации (n = 89) и интенсивным показателем (на 1000 жителей) объема ВМП кардиохирургического профиля, планируемого и фактически оказанного в НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН жителям этих же территорий.
Одновременно с этим складываются значительные диспропорции между плановыми объемами дорогостоящих видов обследования и лечения и фактически оказанным числом видов высокотехнологичной медицинской помощи в разрезе субъектов Российской Федерации.
Например, в 2004 году в ФСМУ, подведомственных РАМН, перевыполнены плановые объемы ВМП более чем на 130% по 22 субъектам Российской Федерации: Тюменская область на (336,7%), Москва (247,4%), Республика Северная Осетия-Алания (185,0%), Кабардино-Балкарская респ. (184,0%), Владимирская область (183,5%), Московская область (175,1%), Тульская область (173,8%), Чукотский авт.округ (173,6%), Чеченская республика (151,8%), Республика Дагестан (145,9%), Ростовская область (145,0%), Курская область (142,5%), Кемеровская область (140,8%), Ставропольский край (139,7%), Волгоградская область (139,1%), Белгородская область (137,4%), Калужская область (134,4%), Калининградская область (133,3%), Тамбовская область (132,0%), Пензенская область (131,7%), Смоленская область (131,5%), Магаданская область (130,8%).
В 26 субъектах Российской Федерации, процент выполнения плановых объемов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в 2004 году не превышал 70%: Сахалинская область (69,6%), Республика Карелия (67,7%), Республика Алтай (67,3%), Челябинская область (65,3%), Читинская область (63,0%), Ханты-Мансийский автономный округ (55,2%), Республика Марий-Эл (54,6%), Ульяновская область (54,4%), Республика Татарстан (53,7%), Свердловская область (53,1%), Пермская область (51,6%), Алтайский край (50,8%), Курганская область (39,3%), Амурская область (39,1%), Республика Тыва (38,0%), Омская область (37,9%), Красноярский край (37,6%), Республика Хакасия (33,0%), Хабаровский край (29,6%), Коми-Пермяцкий автономный округ (27,5%), Еврейская авт. обл. (17,9%), Таймырский (Долг.-Ненецкий) автономный округ (15,8%), Ненецкий автономный округ (11,1%), Корякский авт.округ (7,7%), Агинский Бурятский автономный округ (5,9%), Эвенкийский автономный округ (5,6%).
При сравнении плановых и фактических показателей объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в 2005 году во всех ФСМУ, подведомственных как Росздраву так и РАМН, установлено, что федеральными клиниками план квот 2005 года выполнен на 100,5%, что может способствовать появлению представления об относительном благополучии в вопросах доступности для населения высокозатратных видов медицинской помощи, оказываемых за счет средств федерального бюджета в федеральных клиниках.
Отдельные территории перепотребляют объемы бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи. 34 поименованных в таблице субъекта РФ потребили в 2005 году на 31 738 видов ВМП больше, чем установлено приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 6 апреля 2005 г. N 259\19 "Об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию и Российской академии медицинских наук".
N | Наименование субъекта РФ | План квот 2005 года |
Фактическое выполнение |
% выполнения плана |
Число оказанных видов ВМП сверх плана |
1 | Москва | 13 409 | 26 461 | 197,3% | 13 052 |
2 | Московская область | 5 752 | 10 456 | 181,8% | 4 704 |
3 | Саратовская область | 1 506 | 2 412 | 160,2% | 906 |
4 | Санкт-Петербург | 10 400 | 16 341 | 157,1% | 5 941 |
5 | Новосибирская область | 2 303 | 3 604 | 156,5% | 1 301 |
6 | Тверская область | 838 | 1 219 | 145,5% | 381 |
7 | Свердловская область | 1 292 | 1 819 | 140,8% | 527 |
8 | Вологодская область | 582 | 782 | 134,4% | 200 |
9 | Калужская область | 1 459 | 1 928 | 132,1% | 469 |
10 | Респ. Северная Осетия-Алания | 606 | 799 | 131,8% | 193 |
11 | Нижегородская область | 1 478 | 1 904 | 128,8% | 426 |
12 | Ростовская область | 5 405 | 6 852 | 126,8% | 1 447 |
13 | Тульская область | 1 159 | 1 448 | 124,9% | 289 |
14 | Ивановская область | 949 | 1 174 | 123,7% | 225 |
15 | Алтайский край | 488 | 601 | 123,2% | 113 |
16 | Республика Дагестан | 839 | 1 029 | 122,6% | 190 |
17 | Владимирская область | 911 | 1 111 | 122,0% | 200 |
18 | Брянская область | 1 059 | 1 256 | 118,6% | 197 |
19 | Новгородская область | 576 | 674 | 117,0% | 98 |
20 | Чеченская республика | 1 067 | 1 181 | 110,7% | 114 |
21 | Оренбургская область | 814 | 900 | 110,6% | 86 |
22 | Белгородская область | 805 | 890 | 110,6% | 85 |
23 | Республика Адыгея | 209 | 230 | 110,0% | 21 |
24 | Тамбовская область | 695 | 744 | 107,1% | 49 |
25 | Иркутская область | 1 091 | 1 167 | 107,0% | 76 |
26 | Рязанская область | 667 | 711 | 106,6% | 44 |
27 | Республика Башкортостан | 1 499 | 1 591 | 106,1% | 92 |
28 | Кировская область | 1 789 | 1 898 | 106,1% | 109 |
29 | Калининградская область | 631 | 663 | 105,1% | 32 |
30 | Чувашская республика | 628 | 658 | 104,8% | 30 |
31 | Ленинградская область | 2 806 | 2 920 | 104,1% | 114 |
32 | Волгоградская область | 625 | 634 | 101,4% | 9 |
33 | Краснодарский край, в т.ч. Сочи |
1 904 | 1 919 | 100,8% | 15 |
34 | Воронежская область | 750 | 753 | 100,4% | 3 |
Итого: | 31 738 |
Этим же приказом определены предельные объемы ВМП, которая может быть оказана в счет резерва квот вышестоящих по отношению к ФСМУ главных распорядителей средств федерального бюджета, а также МЗиСР РФ, равные 20 438 видов ВМП. С учетом того, что в 2005 году МЗиСР РФ не выпускал распорядительных документов о перераспределении квот между территориями, можно сделать предположение о том, что в 2005 году произошло теневое перераспределение 12,4% (11 300 видов ВМП) объемов высокотехнологичной медицинской помощи между субъектами РФ.
Можно также предположить, что в 2005 году более 8000 больным в ФСМУ оказана ВМП без соответствующего решения и направления органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения и (или) вышестоящих по отношению к ФСМУ главных распорядителей средств федерального бюджета, т.е. с нарушением действующего порядка организации оказания за счет средств федерального бюджета высокотехнологичной медицинской помощи.
При сопоставлении данных (получены в результате проведения специального опроса) о числе больных, направленных в 2004 году отдельными (n = 21) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения некоторые ФСМУ (n = 9), подведомственные РАМН, с данными об объемах фактически оказанной жителям каждой из этих территорий ВМП*(1), выявлено значительное несоответствие между этими двумя показателями.
Значение коэффициента соотношения числа направленных больных с фактически оказанными объемами ВМП в 2004 году по выбранным территориям и ФСМУ колеблется от 0,10 по Калужской области (направлено больных - 192, фактически оказано видов ВМП - 1 952), до 3,16 по Липецкой области (направлено больных - 1 354, фактически оказано видов ВМП - 429). Близок к единице данный коэффициент по Смоленской области (0,96), Пензенской области (1,05), Белгородской области (1,05), Республике Башкортостан (1,06), Саратовской области (1,09). Среднее значение коэффициента соотношения числа направленных больных с фактически оказанными объемами ВМП в 2004 году по выбранным территориям и ФСМУ составило 0,84 (направлено 9 094 больных, фактически оказано видов ВМП - 10 781).
Из выборки направили меньшее количество больных, чем оказано видов 10 территорий: Калужская область, Тульская область, Республика Алтай, Курская область, Камчатская область, Рязанская область, Ростовская область, Тамбовская область, Самарская область и Смоленская область, значение коэффициента составило соответственно: 0,10; 0,26; 0,42; 0,52; 0,57; 0,66; 0,67; 0,82; 0,89 и 0,96.
Направили большее количество больных, чем оказано видов 11 территорий (6297 и 4493 соответственно): Пензенская область, Белгородская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Вологодская область, Свердловская область, Владимирская область, Ивановская область, Пермская область, Воронежская область и Липецкая область, значение коэффициента составило соответственно: 1,05; 1,05; 1,06; 1,09; 1,12; 1,14; 1,22; 1,24; 1,26; 1,74 и 3,16 (таблица).
NN | Наименование субъекта РФ | факт | направлено |
1 | Белгородская область | 612 | 644 |
2 | Владимирская область | 836 | 1 022 |
3 | Воронежская область | 562 | 978 |
4 | Ивановская область | 291 | 361 |
5 | Калужская область | 1 952 | 192 |
6 | Курская область | 554 | 287 |
7 | Липецкая область | 429 | 1 354 |
8 | Рязанская область | 534 | 354 |
9 | Смоленская область | 562 | 537 |
10 | Тамбовская область | 630 | 517 |
11 | Тульская область | 1 239 | 316 |
12 | Вологодская область | 269 | 300 |
13 | Ростовская область | 428 | 285 |
14 | Республика Башкортостан | 244 | 258 |
15 | Пензенская область | 418 | 438 |
16 | Пермская область | 130 | 164 |
17 | Самарская область | 289 | 256 |
18 | Саратовская область | 456 | 497 |
19 | Свердловская область | 246 | 281 |
20 | Республика Алтай | 24 | 10 |
21 | Камчатская область | 76 | 43 |
Итого: | 10 781 | 9 094 |
С учетом того, что соотношение между числом оказанных видов ВМП и числом пролеченных больных по данным РАМН составляет в среднем 1,4, результаты специального опроса органов управления здравоохранением субъектов РФ позволяют сделать предположение о том, что из 6297 направленных одиннадцатью органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в ФСМУ больных, дорогостоящая и высокотехнологичная медицинская помощь оказана лишь трети от общего числа направленных больных по сделанной выборке.
В 2004 году в ФСМУ, подведомственных Росздраву и РАМН, оказано около 125 тысяч видов ВМП. Применяя тот же коэффициент 1,4 для расчета числа больных, которым оказана дорогостоящая медицинская помощь и при экстраполяции полученных в результате опроса территорий данных на годовые объемы дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в ФСМУ, подведомственных как РАМН, так и Росздраву, можно сделать обоснованное предположение о том, что ежегодно около 30 тысяч человек, направляемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в ФСМУ для оказания дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи не включаются в отчеты ФСМУ об объемах оказанной за счет средств федерального бюджета ВМП.
Оказано в 2004 году видов ВМП в ФСМУ Росздрава |
Оказано в 2004 году видов ВМП в ФСМУ РАМН |
Всего оказано в 2004 году видов ВМП |
Расчетное число пролеченных боль- ных (коэфф. 1,4) |
Число больных, направленных в ФСМУ для оказания ВМП, но госпи- тализированных за счет средств федерального бюджета для оказа- ния ВМП (1:3) |
82 160 | 42 908 | 125 068 | 89 334 | 29 778 |
Вероятнее всего, эти больные либо вообще не госпитализируются в ФСМУ, либо госпитализируются, но им оказывается "недорогостоящая" медицинская помощь, либо они получают медицинскую помощь на коммерческой основе. Скорее всего, на практике происходит и то, и другое, и третье.
МЗиСР РФ запланировано в 2006 и 2007 годах за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях пролечить с применением высоких технологий 298 тыс. человек.
Основным принципом планирования здравоохранения остается обеспечение соответствия реальных финансовых ресурсов, выделяемых обществом на нужды здравоохранения и объема государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Одним из основных этапов планирования здравоохранения является определение потребностей населения в медицинской помощи.
В 2006 году МЗиСР РФ предпринята попытка определить потребность населения в высокотехнологичных медицинских услугах путем сбора заявок органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения. РАМН совместно с МЗиСР РФ обработаны материалы, поступившие из 72субъектов РФ.
Согласно заявкам субъектов РФ, совокупная годовая потребность в высокотехнологичной медицинской помощи территорий составила 203,5 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает объемы данного вида медицинской помощи, оказанной в клиниках Росздрава и РАМН в 2005 году (125,2 тыс. оказанных видов высоких медицинских технологий или (расчетно, с учетом коэффициента 1,4) - 89,4 тыс. пролеченных.
Вместе с тем, в разрезе федеральных округов отмечено, что три федеральных округа (Северо-Западный, Уральский и Дальневосточный) не выполнили в 2005 году план по числу пролеченных больных, при этом заявили о необходимости 4-5 кратного увеличения объемов высокотехнологичной медицинской помощи, которая может быть оказана их жителям на федеральном уровне за счет средств федерального бюджета.
В таблице представлены территории с существенным значением (в 3,0 и более) показателя соотношения потребности в высокотехнологичной медицинской помощи и сложившихся в 2005 году ее объемов:
NN | Субъект РФ | Уровень выполнения плана по видам ВМП в 2005 году |
Приведенное соотноше- ние: заявка\факт, чело- век |
1 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 18,4% | 13,3 |
2 | Ненецкий автономный округ | 24,7% | 4,3 |
3 | Еврейская автономная область | 37,3% | 4,2 |
4 | Эвенкийский авт.округ | 46,7% | 10,4 |
5 | Астраханская область | 69,7% | 9,4 |
6 | Пермская область | 71,0% | 3,3 |
7 | Республика Алтай | 73,5% | 10,7 |
8 | Пензенская область | 74,2% | 3,9 |
9 | Республика Марий-Эл | 75,7% | 7,9 |
10 | Сахалинская область | 80,0% | 8,1 |
11 | Республика Хакасия | 81,8% | 5,0 |
12 | Костромская область | 83,4% | 4,7 |
13 | Читинская область | 84,2% | 3,5 |
14 | Республика Карелия | 84,5% | 3,6 |
15 | Мурманская область | 86,5% | 3,5 |
16 | Камчатская область | 87,6% | 3,9 |
17 | Республика Татарстан | 87,7% | 4,5 |
18 | Тюменская область | 88,8% | 5,5 |
19 | Липецкая область | 88,9% | 12,2 |
20 | Республика Ингушетия | 89,4% | 5,6 |
21 | Республика Калмыкия | 90,6% | 3,2 |
22 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 90,7% | 14,0 |
23 | Архангельская область | 90,9% | 8,1 |
24 | Кабардино-Балкарская республика | 94,6% | 8,5 |
25 | Смоленская область | 98,3% | 4,2 |
26 | Кемеровская область | 99,7% | 7,7 |
27 | Воронежская область | 100,4% | 3,7 |
28 | Тамбовская область | 107,1% | 3,1 |
29 | Новгородская область | 117,0% | 6,4 |
30 | Тульская область | 124,9% | 4,4 |
31 | Вологодская область | 134,4% | 9,9 |
32 | Новосибирская область | 156,5% | 4,1 |
33 | Саратовская область | 160,2% | 3,0 |
34 | Москва | 197,3% | 3,7 |
Как следует из таблицы, из 34 территорий, заявивших о существенном увеличении объемов высокотехнологичной медицинской помощи, только 7 перевыполнили годовой план объемов этой помощи.
При сопоставлении годовых потребностей органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в объемах высокотехнологичной медицинской по ее профилям со сложившей в 2005 году структурой оказанных высоких медицинских технологий также обнаружены существенные диспропорции:
NN | Профиль высокотехнологичной меди- цинской помощи |
Структура реально оказанной в 2005 году ВМП (Росздрав + РАМН) |
Структура потребности тер- риторий |
1 | Абдоминальная хирургия | 1,4% | 2,1% |
2 | Акушерство и гинекология | 1,6% | 4,6% |
3 | Гастроэнтерология | 0,3% | 1,0% |
4 | Гематология | 7,1% | 2,0% |
5 | Дерматовенерология | 2,0% | 0,3% |
6 | Комбустиология | 0,3% | 0,4% |
7 | Неврология | 0,4% | 0,3% |
8 | Нейрохирургия | 2,8% | 5,4% |
9 | Онкология | 26,4% | 9,5% |
10 | Оториноларингология | 0,2% | 0,6% |
11 | Офтальмология | 13,6% | 8,9% |
12 | Педиатрия | 3,7% | 13,0% |
13 | Ревматология | 2,5% | 1,4% |
14 | Сердечно-сосудистая хирургия | 17,3% | 23,2% |
15 | Торакальная хирургия | 0,8% | 1,6% |
16 | Травматология и ортопедия | 6,2% | 8,4% |
17 | Трансплантология | 0,3% | 1,7% |
18 | Урология | 2,8% | 2,7% |
19 | Челюстно-лицевая хирургия | 1,3% | 1,1% |
20 | Эндокринология | 4,7% | 9,8% |
21 | кроме того: Гемодиализ | 4,1% | 1,9% |
Итого: | 100,0% | 100,0% |
Как следует из таблицы, из 20 профилей ВМП лишь четыре сопоставимы по удельному весу в структурных показателях потребности территорий и реально оказанной в 2005 году ВМП (приведены суммарные данные по Росздраву и РАМН).
Выводы и предложения:
В государственной системе здравоохранения нормированная система охраны здоровья населения принимает такие "бесценовые" формы, как листы ожидания, лечение приоритетных заболеваний.
Государственная система здравоохранения не является конкурентным рынком, в котором спрос и предложение полностью разделены, где цены действуют как сигналы дефицита и нормирующие агенты, а у потребителя есть информация и определенность в том, что он способен наиболее полно удовлетворить свою потребность в медицинской помощи. Именно поэтому необходимо стремиться обеспечить наиболее эффективное использование средств, выделяемых государством системе здравоохранения.
Вместе с тем, сложившиеся тенденции организация процесса оказания населению высокотехнологичных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными финансами и переориентации деятельности ФСМУ с освоения выделенных им ассигнований на достижение планируемых Минздравсоцразвития России конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Средства федерального бюджета используются для неявного субсидирования оказания населению медицинской помощи, которая должна предоставляться за счет средств ОМС, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Причем такое субсидирование является чрезвычайно неравным, поскольку его получают в основном жители тех регионов, где расположены сами федеральные клиники. Ежегодно сохраняются значительные диспропорции между плановыми объемами дорогостоящих видов обследования и лечения и фактически оказанным числом видов высокотехнологичной медицинской помощи в разрезе субъектов Российской Федерации.
Действующий механизм выравнивания объемов высокотехнологичной медицинской помощи по территориям и контингентам больных с учетом показателей потребления высоких медицинских технологий не совершенен, что создает предпосылки к неэффективному и несправедливому размещению государственных средств, нарушению межтерриториального единства медико-организационного пространства, а значит к снижению доступности медицинской помощи для населения, сохранению и углубление необоснованных различий в объемах ВМП между жителями отдельных субъектов Российской Федерации.
Часть объемов высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях предоставляется населению с нарушением порядка ее оказания, установленного действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения не имеют исчерпывающей информации об объемах потребления своим собственным населением высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляемой в ФСМУ за счет средств федерального бюджета. Существующее мнение территорий о потребности населения в ВМП вряд ли объективно и не может отражать уровень реальной нуждаемости населения в высоких медицинских технологиях.
Уровень распространенности среди населения патологии, соответствующей по своему профилю конкретному разделу высокотехнологичной медицинской помощи не влияет на уровень потребления высоких медицинских технологий. Наиболее сильное воздействие на уровень потребления населением высокотехнологичной медицинской помощи имеет географический фактор.
Установление в 2006 году государственного заказа, однозначно определяющего объемы высокотехнологичной медицинской помощи, которую должны оказать федеральные клиники в счет бюджетного финансирования по ее профилям, усложняет процедуру и алгоритмы принятия управленческих решений и требует адекватного нормативного правового сопровождения, координации действий всех участников процесса организации оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, а также наличия современного информационного пространства.
Минздравсоцразвития России необходимо установить сквозное методологическое единство по всем уровням организации оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, четко определить гарантии этой помощи по видам, объемам, месту и условиям оказания. Моделирование и утверждение планируемых объемов высокотехнологичной медицинской помощи должно носить согласованный характер и основываться на сведениях из единой для всех организаторов этого процесса информационной базы.
В процессе планирования расходов федерального бюджета на цели оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи необходимо опираться на логическое развитие стратегии, которая заложена в идею национальных проектов, - на стратегию эффективных инвестиций в человека и в рост качества жизни людей.
"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные из формы N 67 "Сведения о предоставлении гражданам Российской Федерации дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в ФСМУ, подведомственных Росздраву и РАМН, за счет средств федерального бюджета" за 2004 год;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru