г. Томск |
Дело N 07АП- 1190/10 |
"12" марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Колупаевой Л.А.,
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей КривошеинойС.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бадажков П.Е., свидетельство ЕГРИП от 01.07.2005, паспорт; Астахов А.В. по доверенности от 11.01.2010г.,
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.12.2009 г.
по делу N А03-15028/2009 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул
о признании решения от 07.09.2009г. N ЛЛ-9801 незаконным и обязании Главного управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бадажков Павел Евгеньевич (далее по тексту - ИП Бадажков П.Е., Предприниматель, заявитель, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо), с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 07.09.2009 года N ЛЛ-9801 об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 0,03 га, расположенного по проспекту Красноармейский, земельного участка примерной площадью 0,06 га, расположенного по улице Гоголя в городе Барнауле для строительства офисных зданий не соответствующим Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Алтайского края от 08.02.2007 года N 48 (далее по тексту - Порядок N 48) и обязании Главного управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: обеспечить процедуру выбора земельного участка примерной площадью 0,03 га по проспекту Красноармейский, земельного участка примерной площадью 0,06 га. по улице Гоголя в городе Барнауле Алтайского края; и принятию решений о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Бадажкову Е.П. места размещения объектов, утверждающих акты о выборе указанных земельных участков для строительства.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.12.2009г. Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.12.2009г., удовлетворив, заявленные им требования. В апелляционной жалобе Предприниматель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в том числе на следующие основания:
- вывод суда об отсутствии у Управления правовых оснований для принятия решений по заявлениям Предпринимателя противоречит положениям пунктов 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), пункта 1.2, пункта 2.3, пункта 2.4 Порядка N 48, статьи 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (далее по тексту - Закон N 12-ЗС), пункту 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006г. N 32 (далее по тексту - Положение N 32);
- суд не принял во внимание, что согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, пункту 2.6 Порядка N 48 возможность отказа в обеспечении выбора земельного участка при обращении лица с надлежащим заявлением в соответствующий орган законом не предусмотрена;
- судом перовой инстанции не дана оценка обращению Управления от 29.07.2009 N ЛЛ-8361.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители заинтересованного лица не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, частей 1 и 3 статьи 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 21.12.2009 г. в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2009г. ИП Бадажков П.Е. обратился в Управление с заявками о выборе земельных участков примерной площадью 0,06 га, для строительства офисного здания по улице Гоголя и площадью 0,03 га. для строительства офисного здания по проспекту Красноармейский города Барнаула.
Решением от 07.09.2009г. N ЛЛ-9801, оформленным письмом, Управление отказало ИП Бадажкову П.Е. в предоставлении земельных участков для строительства офисных зданий, указав, что испрашиваемые земельные участки находятся на землях общего пользования, что исключает в силу пунктов 9, 12 статьи 85 ЗК РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство офисных зданий.
Указанный отказ Управления в выборе земельных участков ИП Бадажков П.Е. посчитал незаконным и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован положениями статей 29-32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
По заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 30 ЗК РФ предусмотрены два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ, по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 ЗК РФ, на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, обязанность по выбору земельного участка, в том числе и обязанность по согласованию проекта границ земельного участка, возлагается законом на орган местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Управление наделено полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, в т.ч. по рассмотрению вопросов о выборе земельного участка в черте городского округа - города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 48 обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 48 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 2.4 Порядка N 48 регламентирован порядок действий уполномоченного органа после получения заявления, указанного в п. 2.3 Порядка N 48:
в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;
получает от администрации города Барнаула:
оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами;
утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации;
необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о месте расположении земельных участков;
в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 ЗК РФ.
В силу п. 2.6 Порядка N 48 отказ в предоставлении земельного участка возможен по следующим основаниям:
иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории;
наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Администрация г. Барнаула в порядке, установленном пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, обязана принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления, оформленное письмом от 07.09.2009 г. N ЛЛ-9801, принято уполномоченным органом, является законным и обоснованным, процедура, установленная законом при рассмотрении заявок при выборе земельных участков соблюдена; после направления Управлением письма от 29.07.09 г. N ЛЛ-8361 в адрес Администрации, Управление как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, выполнило в полном объеме возложенные на него обязанности; предоставление акта выбора земельного участка с приложением документов по его формированию является обязанностью Администрации города Барнаула.
Как следует из материалов дела Управление направило в адрес Администрации г. Барнаула полученные от ИП Бадажкова П.Е. заявки от 13.07.2009 года N N 5033,5035 и обращение от 29.07.2009г. за номером ЛЛ-8361, в котором просило рассмотреть техническую возможность размещения объектов на испрашиваемых ИП Бадажковым П.Е. земельных участках.
Администрация города Барнаула направила в адрес Управления письмо от 18.08.2009 года N б-311-ж, где указало, что данные земельные участки являются озелененными территориями-скверами, однако акт выбора земельного участка с приложением документов по его формированию Администрацией представлен не был.
Управление решением, оформленным письмом от 07.09.2009 г. N ЛЛ-9801, отказало ИП Бадажкову П.Е. в удовлетворении его заявлений, указав в обоснование отказа, что испрашиваемые земельные участки находятся на землях общего пользования, когда в силу пунктов 9, 12 статьи 85 ЗК РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство офисных зданий исключается, полагая, что при указанных обстоятельствах у Управления, являющегося уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствуют основания для предоставления запрашиваемых земельных участков для строительства офисных зданий.
Учитывая изложенные обстоятельства, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения Управления не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В порядке выполнения требований части 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу, что в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом не представлены доказательства законности его действий по отказу в выборе земельных участков и несоблюдения им процедуры выбора земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, в связи с чем, отказ в выборе земельных участков примерной площадью 0,03 га и о,06 га по проспекту Красноармейский и улице Гоголя в городе Барнауле для строительства офисных зданий, изложенный в письме от 07.09.2009года N ЛЛ-9801, не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права и интересы ИП Бадажкова П.Е. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд учитывает то, что непосредственный выбор земельного участка не осуществляется Управлением, вместе с тем именно Управление является тем уполномоченным органом, к которому граждане обращаются с соответствующим заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, в связи с чем, учитывая незаконность принятого Управлением решения, на нем лежит обязанность по обеспечению соответствующей процедуры выбора и согласования.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания судом незаконными оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в резолютивной части такого решении должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При изложенных обстоятельствах на Управление должна быть возложена обязанность по устранению нарушений прав Предпринимателя путем обязания его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, обеспечить ему процедуру выбора земельных участков и принятие решений о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Бадажкову Е.П. места размещения объектов, утверждающих акты о выборе указанных земельных участков для строительства.
В соответствии с подпунктами 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ). Однако, исходя из общего правила возмещения судебных расходов, предусмотренного статьей 110 АПК РФ, указанные расходы в виде уплаченной Предпринимателем государственной пошлины подлежат возмещению проигравшей стороной, в данном случае - Управлением.
Руководствуясь статьями 110, 156, частью 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.12.2009 г. по делу N А03-15028/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул, оформленное письмом от 07.09.2009г. N ЛЛ-9801, об отказе индивидуальному предпринимателю Бадажкову Павлу Евгеньевичу, г. Барнаул, в выборе земельного участка примерной площадью 0,03 га по проспекту Красноармейский, земельного участка примерной площадью 0,06 га. по улице Гоголя в городе Барнауле признать незаконным как несоответствующее Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённому Постановлением Алтайского края от 08.02.2007 года N 48.
Обязать Главное управления имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г.Барнаул, возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: обеспечить процедуру выбора земельного участка примерной площадью 0,03 га по проспекту Красноармейский, земельного участка примерной площадью 0,06 га. по улице Гоголя в городе Барнауле Алтайского края; и принятию решений о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Бадажкову Е.П. места размещения объектов, утверждающих акты о выборе указанных земельных участков для строительства.
Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края, г.Барнаул в пользу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г.Барнаул расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 100 рублей, по апелляционной жалобе - 50 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л.А. |
Судьи |
Кривошеина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15028/2009
Истец: Бадажков П Е
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2039/11
26.09.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-15028/09
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2039/11
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3557/10
24.02.2012 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-15028/09
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3557/10
04.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1190/10
09.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2039/11
14.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2039/11
08.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-15028/2009
09.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1190/10
15.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-15028/2009
12.03.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1190/10