г. Томск |
Дело N 07АП-3393/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Гатьятулина Р.Р.по доверенности N Д-57/09 от 21.09.2009 года (сроком на 1 год); Смекалкиной Е.А. по доверенности от 11.01.2010 года (сроком на 3 года),
от ответчиков:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области: без участия (извещены),
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва: без участия (извещены),
от третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля": без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КОРА"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 01.03.2010 года по делу N А27-25352/2009 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КОРА"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "КОРА" (далее по тексту - ООО "КОРА", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ):
- о признании незаконными, несоответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой опенки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент), Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 рублей, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 года, и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 рублей за кв.м.;
- о признании незаконными, несоответствующими статьям 65, 66 ЗК РФ, Правилам N 316, Методическим указаниям, Административному регламенту, Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 рублей, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 года;
- об обязании Управления Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 156 842 804, 10 рублей, удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 рублей земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31 011 кв.м., принадлежащего ООО "КОРА", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, дом 58 (дело N А27-25352/2009).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2010 года в удовлетворении заявленных ООО "КОРА" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "КОРА" в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, в том числе по следующим основаниям:
- государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти не проводилась;
- расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка составлен без учета статистического анализа рыночных цен и без соблюдения требований пункта 13 Правил N 316;
- отсутствие в Отчете конкретной рыночной информации о сделках с земельными участками, первоисточников рыночной информации, несоответствие формы Отчета Федеральным стандартам оценки свидетельствуют о ненадлежащей предварительной проверке отчета;
- отчет проверило лицо, которое проводило оценку и утвердило соответствующий отчет, в связи с чем отчет не является основанием для расчета стоимости спорного земельного участка;
- Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не представило доказательств, свидетельствующих о том, что те или иные критерии, относящиеся к спорному земельному участку, позволили определить кадастровую стоимость данного земельного участка с превышением в несколько раз по отношению к его рыночной стоимости.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в отзыве (поступил в суд 19.04.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
До начала рассмотрения апелляционной жалобы заявлено ходатайство о замене Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями статьи 48 АПК РФ, произведена замена заинтересованного лица - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) его правопреемником Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по ее доводам возражает, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Представители Общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, при этом пояснили, что действия Управления об оценке участка как вновь образованного не обжаловали; результаты Отчета и действия третьего лица не оспаривают.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области письменно (поступило в суд 07.05.2010 года), третьим лицом - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 2, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "КОРА" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, площадью 31 010, 82 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский район, ул. Тухачевского, 58, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2009 N 42АГ 067780 (том 2, лист дела 46).
Получив выписку из государственного кадастра недвижимости от 07.07.2009 N 4200/001/09-168495, согласно которой кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 156 842 804, 10 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости - 5 057, 68 рублей за один квадратный метр, ООО "КОРА" обратилось в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области с заявлением о предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки, обоснованного расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Отчет об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области не представлен.
ООО "КОРА" обратилось к независимому оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Примула" для определения рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка. Согласно отчету названного оценщика от 14.09.2009 N 1707/088-09 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 составляет 55 145 678 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, с учетом данных о рыночной стоимости, при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.04.2000 N 316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 316 кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 13 Правил N 316 определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 316 разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Апеллянт ссылается на нарушение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостыо и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (том 3, листы дела 18-21).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.
Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами Техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления контроля за ходом выполнения работ создавались областная и муниципальные комиссии.
В соответствии с Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году", принятым во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945, от 08.04.2000 N 316 в целях своевременного и качественного выполнения работ по государственной кадастровой оценке областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов кадастровой оценки земель поручено содействовать в организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, рассмотреть результаты работ по определению кадастровой стоимости на уровне субъекта РФ. Органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области рекомендовано в пределах своей компетенции организовать взаимодействие соответствующих органов и организаций по сбору исходной информации, необходимой для последующих расчетов оценочных показателей, создать межведомственные комиссии муниципальных образований по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель (том 3, лист дела 58).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 N 414 утверждено Положение о создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области" (далее по тексту - Положение о создании областной комиссии).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5, 2.1 Положения о создании областной комиссии целью работы комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель является рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями.
Основными задачами комиссии являются, в том числе обеспечение в установленном порядке взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций в части организации сбора исходных данных для проведения государственной кадастровой оценки земель, рассмотрения хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Довод заявителя о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации, не может быть принят во внимание.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Согласно пунктам 9.4, 9.8 Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области не проводит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют, как указывалось выше, порядок сбора рыночной информации.
Кроме того, проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках, а также сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы производится исполнителем работ по государственному контракту N 140, поскольку входит в содержание объема работ (пункты 4.2.5, 4.2.6.2 технического задания).
Техническое задание является приложением к государственному контракту, является его неотъемлемой частью, определяет объем выполняемых ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" работ, не является нормативно-правовым актом.
Государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Таким образом, заявитель, указывая на недостоверность и неполноту собранной рыночной информации, ее недостаточность для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически оспаривает надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке, принятых на себя обязательств, что не входит в предмет заявленных требований.
При этом указанная сделка не признана недействительной в установленном порядке, доказательств оспаривания ее действительности в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должны быть также указаны: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
При таких обстоятельствах для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий нормам закона, иных правовых актов, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.
Между тем, апеллянтом не сделана ссылка на конкретные нормы закона и иных правовых актов, которым не соответствуют действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по осуществлению контроля за ходом выполнения работ в части сбора рыночной информации, проверки источников, достоверности сведений, объема, порядка сбора информации, а также норм закона, устанавливающих данную обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
В отношении действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков апелляционный суд также учитывает следующее.
Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).
Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.
В материалах дела имеется протокол предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания и согласно которому предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008 года, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз-данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц (том 4, лист дела 42).
При таких обстоятельствах Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области проведена предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель на соответствие его техническому заданию.
Фактическое наличие иного отчета об определении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая участок, принадлежащий заявителю, Обществом в ходе судебного разбирательства в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ документально не подтверждено, в то время как из представленных в суд материалов усматривается, что иной отчет исполнителем работ не составлялся. Обратного заявителем не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от Общества причинам не заявлено.
Также не принимается как необоснованная ссылка ООО "КОРА" на то, что при предварительной проверке отчета на соответствие его условиям технического задания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области должно было проверить, в том числе - выбор источников информации, порядок сбора рыночной информации, использование рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные объявления.
Так, Общество не указывает конкретных норм закона, которыми устанавливается обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по проверке указанных параметров при проведении предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости.
В техническом задании установлено, что в содержание работ входит сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы (пункт 4.2.5 технического задания).
При проведении предварительной проверки отчета установлено, что в тексте отчета содержится анализ рынка земельных участков, объектов недвижимости, что нашло отражение в протоколе предварительной проверки. Указанное обстоятельство также подтверждается материалами дела.
Сведения об используемых источниках рыночной информации содержатся в таблице 06 приложения N 7 к отчету, указаны объекты-аналоги, источники информации об объектах-аналогах, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9 методических указаний, в составе городских населенных пунктов (таблица 16 Приложения N 7 к отчету), в которых имеется информация о наименованиях объектов-аналогов, о цене за объект-аналог и 1 кв.м., установления выброса данных.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области при проведении предварительной проверки отчета установлено соответствие отчета техническому заданию в отношении данных параметров. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Ссылка апеллянта на отсутствие в отчете конкретной рыночной информации о спорном участке, выбор и использование исполнителем работ ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в расчете кадастровой стоимости земельных участков по Кемеровской области ненадлежащих, недостаточных и недостоверных источников рыночной информации, не может быть принята во внимание.
Так, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (раздел 3.2 расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний) в пункте 3.2.5 указано на сбор достаточной и достоверной информации о земельных участках для каждой сформированной группы, отражены этапы сбора рыночной информации, определение выбросов, определение и выбор источников сбора рыночной информации и проверка их достоверности (пункт 3.2.5.1), сбор информации о рыночных ценах и (или) величине арендной платы за объекты недвижимости (пункт 3.2.5.2).
Результаты сбора рыночной информации внесены в столбцы 01-n, р+2, р+3 Таблицы 7 Приложения 7.
Таким образом, в отчете содержатся необходимые данные, позволяющие в указанной части определить соответствие отчета условиям технического задания.
Кроме того, в пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано на то, что случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, в целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
При этом законодателем не определено процентное соотношение между кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, процедура определения процентов, приоритет способа определения стоимости земельного участка.
Апелляционный суд также учитывает, что Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
Доказательств того, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области внесены в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение материалы дела не содержат.
Также апеллянтом не представлено доказательств нарушения конкретных норм закона при осуществлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31 010, 82 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский район, ул. Тухачевского, 58.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что Административный регламент Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в части совершения указанных действий не нарушен, так как внесены именно те сведения, которые утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается незаконности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в части и предварительной проверки отчета по государственной кадастровой оценке земель, предусмотренных Административным регламентом, то несостоятельны доводы о нарушении оспариваемыми действиями как Правил N 316, так и Методических указаний, поскольку указанные акты не регламентируют оспариваемые действия.
Более того, факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель установлен решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 года по делу N 81-Г09-12.
Проверка соответствия Отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям и Федеральному стандарту оценки не входит в обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, проверяющего соответствие состава отчёта условиям технического задания.
Исходя из соответствия действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о законности действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии правомерными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "КОРА" требований.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2010 года по делу N А27-25352/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КОРА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25352/2009
Истец: ООО "КОРА"
Ответчик: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Заинтересованное лицо: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/10
19.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/10
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5155/10
31.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/10
24.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/10
31.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25352/2009
24.05.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/10