Комментарий к письму Минфина России от 27.09.2006 N 03-06-01-04/181
Если вместо одного налога введен другой, переплата или недоимка по старому платежу не повлияет на обязательства по новому налогу. Однако фирма может подать в инспекцию заявление с просьбой направить переплату по отмененному налогу в счет, например, погашения недоимки по введенному платежу. В комментарии мы рассказали об основных правилах налогового зачета Федеральной службы по труду и занятости от 27.07.2006 N 1138-6-1 и от 26.07.2006 N 1133-6.
Ошибка в расчете при заполнении декларации, неправильное указание КБК - наиболее распространенные причины появления недоимки по налогам. Но они же могут привести и к переплате. Какими бы эти причины ни были, недоимку нужно погашать, а переплатой фирма должна как-то распорядиться. При этом, если излишне уплаченный налог поступил в тот же бюджет, по которому числится недоимка, фирма может провести зачет. В опубликованном письме финансисты как раз и рассмотрели вопрос зачета переплаты.
Что стоит за сменой КБК...
Ошибка в одной цифре КБК может дорого обойтись. А с введением 20-значных кодов бюджетной классификации шансы ее допустить возросли. Кроме того, бухгалтеру нужно быть особенно внимательным, когда КБК налога меняется. При этом важно разобраться, что произошло - просто смена КБК или же замена одного налога другим.
В 2004 году вместо налога на имущество предприятий был введен налог на имущество организаций. Порядок его уплаты стала регулировать вступившая в силу глава 30 Налогового кодекса. Новому налогу на имущество организаций был присвоен специальный КБК - 1040210 (с 1 января 2005 года - 182 1 06 02010 02 1000 110). Перечислять же налог на имущество предприятий за прошедший 2003 год фирмы должны были по другому КБК - 1040600 (с 1 января 2005 года - 182 1 09 04010 02 1000 110).
Организация, запрос которой рассмотрел Минфин, заплатила налог правильно, но в начале 2004 года подала уточненную декларацию по старому налогу. В результате у нее возникла переплата по КБК 182 1 09 04010 02 1000 110. В связи с этим фирма решила в первых двух кварталах 2004 года не перечислять новый налог на имущество. Она предполагала, что возникшая переплата будет зачтена в счет авансовых платежей, которые подлежат перечислению по КБК 182 1 06 02010 02 1000 110. Однако надежды фирмы не оправдались: инспекция начислила пени на сумму неуплаченного нового налога на имущество.
Ошибка фирмы состояла в следующем: она не учла, что в 2004 году произошло не просто изменение КБК, а был отменен один налог и введен другой. В таком случае инспекторы не переносят сальдо расчетов с прежнего КБК на новый. То есть переплата или недоимка по старому налогу на имущество никак не влияет на обязательства по новому.
Но это не означает, что переплата по отмененному налогу - потерянные деньги. В опубликованном письме Минфин указал, что фирма может подать в инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога на имущество предприятий.
Основные правила налогового зачета
Чтобы распорядиться переплатой, фирме надо направить в налоговую заявление о возврате или зачете. Такое право организациям дает статья 78 Налогового кодекса. Заявление составляют в произвольной форме.
Подать его можно в течение трех лет с момента возникновения переплаты. Сразу оговоримся: сейчас в кодексе трехлетнее ограничение предусмотрено только в отношении заявления о возврате (п. 8 ст. 78 НК РФ.) Однако фактически оно распространяется и на сроки представления заявления о зачете. Это подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04). В новой же редакции первой части Налогового кодекса трехлетний срок будет установлен для подачи заявлений и о возврате, и о зачете.
Итак, фирма может решить направить излишне перечисленную сумму в счет уплаты будущих платежей, погашения недоимки, пеней, штрафов. В опубликованном письме отмечено, что при этом обязанность уплатить налог, в счет которого направлена переплата, считается исполненной с момента оформления решения.
Заявление о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей инспекции рассматривают пять дней (п. 4 ст. 78 НК РФ). В течение этого времени налоговая должна принять то или иное решение. Положительным оно может быть только при условии, что фирма проводит зачет в рамках одного бюджета. Что же касается заявления о зачете в счет погашения недоимки, то предельный срок для рассмотрения данного заявления в кодексе не предусмотрен. Минфин России в письме от 29.09.2005 N 03-02-07/1-250 указал, что и такое заявление налоговая должна рассматривать в течение пяти дней. Правда, при подсчете этого срока нужно учитывать время, необходимое на проведение сверки расчетов с бюджетом. То есть фактически пять дней надо отсчитывать с момента подписания акта сверки. Напомним: сейчас инспекторы должны провести сверку за 10 рабочих дней. Именно такой срок установлен пунктом 3.1.2 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444. Если же в ходе сверки будут выявлены расхождения между данными фирмы и налоговой, срок, отведенный на сверку, увеличивается, но не намного. В такой ситуации Регламент предписывает составить акт в течение 15 рабочих дней.
На практике налоговая настаивает на проведении сверки расчетов независимо от того, на погашение недоимки или в счет уплаты текущих платежей фирма хочет направить излишне уплаченную сумму налога. Дело в том, что кодекс дает инспекторам право предлагать провести сверку "в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога". Отказываться от этого права налоговые работники, как правило, не считают нужным. А у фирм такой возможности нет в принципе. Пожалуй, единственная ситуация, когда инспекторы зачтут налоги без предварительной сверки, - это подача заявления о зачете переплаты, сумма которой уже подтверждена актом проведенной недавно сверки расчетов. Поэтому, если таковая проводилась, к заявлению нужно приложить копию акта. Кроме того, не лишними могут оказаться и копии платежек на перечисление излишних сумм. Однако отметим: кодекс не требует прикладывать к заявлению какие-либо дополнительные документы.
Обратите внимание: со следующего года в результате вступления в силу поправок, внесенных Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, сроки рассмотрения заявлений о зачете изменятся. Так, инспекция должна будет принимать решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления. А если проводилась сверка расчетов - 10-дневный срок будет отсчитываться с даты оформления акта сверки. Однако все нововведения будут распространяться лишь на зачет переплаты, возникшей после 1 января 2007 года.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 22, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.