Деятельность ФНС России по осуществлению возложенных функций
Главная функция ФНС России - контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Это следует из Положения о Федеральной налоговой службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 и обновлено в августе 2006 года. О том, какую деятельность осуществляет Служба для выполнения этой и других основополагающих функций, читайте в статье.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России, который координирует и контролирует ее деятельность*(1). В свою очередь Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В рамках своих полномочий ФНС России контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.
Кроме того, ФНС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства. Но это далеко не полный перечень функций Службы. Поговорим подробнее о ее основных и специальных полномочиях.
Функции ФНС России
Основная деятельность Службы связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Проверяя правильность исчисления налогов и сборов, полноту и своевременность внесения их в бюджет, должностные лица налоговых органов в каждом конкретном случае контролируют соблюдение налогоплательщиками - юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и сборах.
В рамках основной деятельности Служба, в частности, осуществляет контроль и надзор:
- за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Помимо основных за Службой закреплен ряд специальных полномочий, непосредственно связанных с налогообложением. Это, в частности, контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, а также осуществление государственной регистрации юридических и физических лиц. Перечисленные функции возложены на Службу специальными правовыми актами.
Так, полномочия по проведению государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319. Этот документ принят в соответствии с федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Что касается полномочий Службы по контролю и надзору в сфере производства и оборота алкоголя, то минувшим летом они претерпели значительные изменения. Постановлением Правительства РФ от 10.08.2006 N 479 внесены поправки в раздел II Положения о налоговой службе (далее - Положение). В соответствии с ними ФНС России осуществляет контроль и надзор, в частности:
- за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Служба также выдает свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, осуществляет обследование организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на соответствие лицензионным требованиям, установленным законодательством, ведет государственный реестр лицензий, ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и др.
Особо следует сказать о полномочиях руководителя ФНС России. Он несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Службу в соответствии с Положением. В частности, он представляет министру финансов РФ прогнозные показатели деятельности Службы, отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы, а также издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России.
Структура ФНС России
Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят собственно ФНС России (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня (далее - налоговые органы).
Служба и ее территориальные органы образуют единую централизованную систему налоговых органов. Единство этой системы обусловлено общностью задач и функций, которые осуществляют налоговые органы, а также достижением общей цели, которой является обеспечение законности в налоговой сфере.
Права и обязанности налоговых органов в свете налоговой реформы
Для экономической ситуации, сложившейся в России в течение последних лет, характерны трудности, связанные с собираемостью налогов. Пробелы законодательства позволяют недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов в бюджет. Анализ правонарушений, совершаемых в последние годы, свидетельствует о том, что без изменений действующего законодательства о налогах и сборах ситуация в налоговой сфере не могла улучшиться.
В связи с проведением налоговой реформы необходимо было сформировать новое законодательство о налогах и сборах, отражающее изменения, которые произошли в экономических отношениях. В качестве способа проведения налоговой реформы была избрана кодификация законодательства о налогах и сборах.
В настоящее время правовой основой регулирования правоотношений, связанных с обеспечением исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, является Налоговый кодекс. Он устанавливает общие принципы налогообложения и взимания сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Одновременно происходит поэтапная отмена ранее принятых законодательных актов по вопросам налогообложения.
С 1 января 1999 года - даты введения в действие части первой Налогового кодекса - налоговые органы получили значительно больше прав (ст. 31 НК РФ), чем имели до этого. Одновременно возросла и ответственность, связанная с объективным и справедливым отношением к каждому налогоплательщику.
Как правило, характер и объем прав, предоставленных органу исполнительной власти и его должностным лицам, определяется характером и объемом возложенных на него обязанностей (ст. 32 НК РФ). Согласно статье 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам*(2) вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. При этом за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, как сказано в Законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации", за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
В то же время поэтапная кодификация приводит в ряде случаев к возникновению коллизий, связанных с применением норм Налогового кодекса и законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сохраняющего свое действие в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Принятые главы части второй Кодекса также в значительной степени подвержены постоянным изменениям. Это приводит к тому, что отдельные положения глав о НДС, налоге на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН и об акцизах вызывают двоякое толкование и у налогоплательщиков, и у налоговых органов.
Правоприменительная практика выявляет пробелы и противоречия норм Налогового кодекса, обусловленные как изменчивостью экономических отношений, так и ошибками (неточностями), допущенными при принятии тех или иных глав. Это обстоятельство, безусловно, осложняет процесс налогового администрирования.
Развитие налоговых органов
Дополнительно возлагаемые на Службу функции обусловливают необходимость совершенствования системы налогового администрирования, повышения эффективности функционирования системы налоговых органов, обеспечения роста правовой (налоговой) грамотности и информированности населения.
Справка. Хроника налоговой службы России
Ноябрь 1991 года - Президент РСФСР издает Указ от 21.11.91 N 229 о создании Государственной налоговой службы РСФСР.
Декабрь 1991 года - утверждаются Положение о Госналогслужбе России, Положение о классных чинах и устанавливаются гарантии правовой и социальной защиты ее работников (Указ Президента РФ от 31.12.91 N 340; сейчас классные чины устанавливаются согласно Указу Президента РФ от 09.06.2006 N 577). Права, обязанности и ответственность Госналогслужбы России, а также ее должностных лиц регламентируются Законом об основах налоговой системы в РФ (утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).
Декабрь 1998 года - согласно Указу Президента РФ от 23.12.98 N 1635 Государственная налоговая служба РФ преобразуется в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
Январь 1999 года - вступает в силу часть первая Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.98 N 146-ФЗ). Права и обязанности налоговых органов регламентируются статьями 31 и 32 НК РФ соответственно.
Октябрь 2000 года - Правительство РФ утверждает Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам от 16.10.2000 N 783 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Март 2004 года - в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 МНС России преобразуется в Федеральную налоговую службу.
Федеральная целевая программа развития налоговых органов впервые была утверждена в конце 2001 года*(3). Одной из ее задач являлось внедрение прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов. В рамках названной программы ФНС России провела комплекс мероприятий по реорганизации налоговых органов, включая переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации их деятельности.
Были также проведены мероприятия по сокращению количества инспекций Федеральной налоговой службы за счет их укрупнения и создания межрайонных инспекций. Причем меры по сокращению количества налоговых инспекций и численности управленческого и обслуживающего персонала были направлены на увеличение доли сотрудников, занимающихся контрольными функциями и обслуживанием налогоплательщиков.
Таким образом, совершенствование налоговых органов включает модернизацию организационных структур, научных технологий и процедур, обучение сотрудников, повышение уровня информатизации и программных средств.
Взаимодействие с другими органами исполнительной власти
ФНС России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований, государственными внебюджетными фондами. Цель такого взаимодействия - повысить налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды.
Как показывает практика, наиболее распространенными формами сотрудничества ФНС России с государственными структурами являются:
- обмен информацией;
- совместное осуществление проводимых мероприятий;
- анализ вопросов налогообложения и выработка общих подходов к их разрешению;
- создание межведомственных комиссий и рабочих групп из представителей ведомств, заинтересованных в разработке и решении тех или иных задач*(4);
- проведение совместных коллегий, совещаний и т.д.
Формы и методы такого взаимодействия разнообразны и регулируются примерно 60 межведомственными нормативными актами. Так, соглашение с ФТС России предусматривает совместные мероприятия налогового и таможенного контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности. А взаимодействие с МВД России направлено на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
В.Н. Воробьева,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Положение о Минфине России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. - Примеч. ред.
*(2) С 1 января 2007 года в числе лиц, перед которыми налоговые органы несут аналогичную ответственность по статье 35 НК РФ, указаны также плательщики сборов и налоговые агенты (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). - Примеч. ред.
*(3) См. постановление Правительства РФ от 21.12.2001 N 888. - Примеч. ред.
*(4) О работе Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере см. публикации в РНК, 2006, N 12 и 13-14. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99