На кого возложена обязанность проводить возврат (зачет) организации-страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - на Федеральную налоговую службу или Пенсионный фонд?
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса, и не являются составной частью единого социального налога. На это, в частности, указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 22.04.2003 N 12355/02 и информационном письме от 11.08.2004 N 79.
Страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в Пенсионный фонд. Персональным целевым назначением этих взносов является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Соответствующее определение содержится в статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Конституционный суд в определениях от 05.02.2004 N 28-О и 04.03.2004 N 49-О также указал, что страховые взносы в ПФР отвечают признакам возмездности и возвратности в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет. Эти отличительные признаки не позволяют рассматривать страховой взнос в ПФР как налоговый платеж.
Таким образом, положения статей 78 и 79 НК РФ не применяются при зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н) взыскание и принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Вместе с тем положения Закона N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов в ПФР между двумя ведомствами - ФНС России и Пенсионным фондом. Так, по статье 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью начисления и уплатой страховых взносов в ПФР осуществляют налоговые органы в порядке, устанавливаемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. В свою очередь недоимка по страховым взносам и пени взыскиваются органами ПФР в судебном порядке. При этом данным законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и устанавливать порядок его проведения.
Учитывая изложенное, правовые основания для зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов в ПФР в действующем законодательстве отсутствуют.
В настоящее время разрабатывается проект федерального закона о внесении изменений в Закон N 167-ФЗ, который должен установить порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР и определить орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный осуществлять эту работу.
В.Е. Жучков,
специалист 2-го разряда, Управление урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства ФНС России
15 ноября 2006 г.
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99