"Налогоплательщики под прицелом силовиков"
(интервью с И.И. Кучеровым, заместителем начальника правового
департамента МВД России, генерал-майором милиции)
Проверить деятельность налогоплательщика может не только налоговый орган, но и органы внутренних дел. При этом милиционеры, в отличие от налоговиков, действуют по своим правилам. О том, что должны знать налогоплательщики о милицейских проверках, а также о расследовании налоговых преступлений мы беседуем с заместителем начальника правового департамента МВД России, генерал-майором милиции Ильей Ильичом Кучеровым.
Уже два года, как составы налоговых преступлений, предусмотренные УК РФ, действуют в новом виде, введена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) и за сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2 УК РФ). Изменилась ли за это время практика выявления и пресечения налоговых преступлений? Каковы результаты работы органов внутренних дел и как Вы их оцениваете?
На сегодня процесс становления подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям окончательно завершился. По новым налоговым составам УК РФ выработалась судебная и следственная практика, так что уже можно говорить о первых результатах. По сравнению с тем же 2003 г. количество уголовных дел существенно возросло. Только за 8 месяцев текущего года подразделениями органов внутренних дел по налоговым преступлениям выявлено 3728 фактов уклонения от уплаты налогов и сборов физическими лицами и 4713 - организациями, это соответственно на 18 и 25% больше, чем за тот же период прошлого года. Выявлено 855 фактов неисполнения обязанностей налогового агента. По такому преступлению, как сокрытие денежных средств либо иного имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов, заведено 1445 дел, это на 3% больше, чем в прошлом году.
Да, статистика говорит сама за себя. Илья Ильич, а с какими трудностями сталкиваются сотрудники милиции при применении новых составов?
Проблем, конечно же, хватает, взять хотя бы порядок исчисления суммы неуплаченных налогов, достаточной для привлечения к уголовной ответственности. Сейчас в УК РФ неуплата налогов признается совершенной в крупном размере, если доля неуплаченных налогов превышает 10% от подлежавших уплате сумм. Так вот, у многих возникает вопрос, как считать эти 10%: исходя из суммы налогов, от уплаты которых уклонился налогоплательщик, или вообще исходя из всей суммы налогов, которые он должен заплатить. Могу сказать, что моя позиция как одного из авторов Закона, которым были внесены изменения в УК РФ, однозначная: безусловно, при расчете 10% доли учитываются только те налоги, от уплаты которых налогоплательщик уклонился. Другие налоги в расчете не участвуют. Если уклонение от уплаты касается сразу нескольких налогов, их суммы складываются, чтобы определить общую сумму неуплаченных налогов.
Нам известно, что Минэкономразвития России, Минфин России и МВД России совместно подготовили законопроект о внесении изменений в налоговые статьи УК РФ, а к каким изменениям готовиться налогоплательщикам?
На этот момент никаких замечаний не вызвали наши предложения по изменениям в ст. 199.1 УК РФ, и можно ожидать, что в ближайшее время они будут приняты законодателями. Из статьи исключено упоминание сборов, поскольку налоговый агент удерживает только налоги. Уточняется формулировка "личные интересы" налогового агента. Поясню, о чем идет речь. Изначально в законопроекте 2003 г. предусматривалась формулировка "в личных и иных интересах", но в Госдуме внесли соответствующие коррективы и оставили только "личные интересы", причем без указания на мотивацию. Поэтому сейчас понятие "личные интересы" толкуется достаточно широко, а это вызывает многочисленные вопросы.
Наша позиция такая: интересы у налогоплательщика могут быть самые разные, как корыстные (например, налоговый агент не удерживает налог в пользу лица, к которому у него есть финансовый интерес), так и не корыстные, скажем, ложное понимание чувства долга или товарищества. То есть мы хотим вернуться к первоначальному варианту проекта.
А каковы сроки принятия поправок ?
Законопроект, о котором я упомянул, предусмотрен в плане совершенствования налогового администрирования. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы законопроект был принят в этом году, но процедура согласования и разное видение подходов конструирования налоговых статей УК РФ у Минфина России, Минэкономразвития России, МВД России приводит к затягиванию процесса. К слову сказать, наибольшее взаимопонимание у нас именно с Минфином России, там наши предложения в большинстве своем находят поддержку.
Илья Ильич, в этом году заметно активизировалась борьба контролирующих и правоохранительных органов с незаконным возмещением НДС. МВД России в целях борьбы с фирмами-однодневками предлагало создать информационную базу утерянных паспортов, для того чтобы выявлять неработающие фирмы. Скажите, создана ли такая база и, вообще, какая работа ведется в этом на правлении органами МВД?
Полномочия регистрационного учета граждан находятся в ведении Федеральной миграционной службы. И, безусловно, информацией об утерянных паспортах соответствующие подразделения органов внутренних дел располагают.
А могут налогоплательщики, обратившись в органы милиции, узнать, зарегистрированы ли его контрагенты по утерянным паспортам или нет?
Очевидно, такая информация относится к разряду конфиденциальной, поэтому широкому кругу, в частности гражданам и организациям, доступ к ней закрыт.
Расследуя налоговые преступления, милиционеры зачастую не могут привлечь к сотрудничеству международные организации, получить информацию об иностранных счетах компаний и имуществе, находящемся в офшорах. Поэтому они все чаще пытаются уйти от чисто налогового состава преступления и обвинить компанию, например, в мошенничестве. Это ведь тоже одна из проблем?
Да, подобная практика имеет место и обусловлена тем, что в ряде стран уклонение от уплаты налогов не рассматривается как преступление, а в нашей стране уголовная ответственность по статьям о легализации (отмывании) преступных доходов не распространяется на лица, совершившие налоговые и валютные преступления. Я убежден, что такие ограничения совершенно излишни. На мой взгляд, неуплата налогов - преступление не менее тяжкое, чем те же хищения.
Илья Ильич, а исчисление суммы неуплаченных налогов происходит на основании каких данных?
Должен сказать, что, в отличие от налоговых органов, мы в наименьшей степени зависим как от документов, которые представляют налогоплательщики, так и от материалов самих налоговых органов. Большая часть преступлений выявляется и доказывается нами по результатам собственных розыскных и проверочных мероприятий. Безусловно, декларация, поданная налогоплательщиком, может фигурировать в материалах уголовного дела как доказательство, но, как правило, в основу обвинения кладется акт наших собственных налоговых проверок, а не проверок налоговых органов.
Сотрудники милиции вправе проводить проверки организаций и физических лиц в случаях нарушения ими налогового законодательства. Проверки могут быть сугубо милицейскими либо совместными с сотрудниками ФПС России. Скажите, как проводятся совместные проверки, с какими сложностями сталкиваются проверяющие, что, по-вашему, можно усовершенствовать?
Сейчас действует приказ, регулирующий порядок взаимодействия органов милиции с налоговыми органами, фактически он объединяет все форматы такого сотрудничества - порядок нашего участия в проверках налоговых органов, порядок обмена информацией между нами и т.д.
Вариантов участия сотрудников милиции в налоговой проверке может быть три. Первый - это силовое обеспечение работы проверяющих в тех случаях, когда есть вероятность физического противодействия проведению налоговой проверки. Второй - это участие сотрудников милиции в качестве специалистов, например, когда требуются специфические технические знания и навыки, скажем, по вскрытию сейфов, снятию информации с жестких дисков компьютеров. И, наконец, третий вариант - это когда сотрудники милиции привлекаются в качестве ревизоров, в этом случае от нас участвуют сотрудники подразделения документальных проверок.
Здесь следует учитывать, что от факта участия сотрудника милиции правовая природа проверок не меняется, это те самые выездные налоговые проверки, которые предусмотрены НК РФ. Самостоятельные налоговые проверки органов внутренних дел осуществляются в целях уголовного преследования. Порядок проведения этих проверок изложен в приказе МВД России N 177.
Что касается обмена информацией о нарушениях налогового законодательства, то согласно нормам НК РФ налоговые органы обязаны направлять в органы внутренних дел материалы, если выявленные ими факты имеют отношение к нашей компетенции. Речь идет прежде всего об административно-наказуемых нарушениях налогового законодательства. В главе 15 КоАП РФ есть ряд статей, подведомственных милиции. Кроме этого, если налоговые органы выявляют факты неуплаты налогов, которые по суммам соответствуют одному из критериев уголовного преступления, они также обязаны направлять в органы милиции соответствующую информацию. Однако сам факт неуплаты налога на определенную сумму еще не является руководством к действию. Надо помнить, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать еще и умысел.
Этим летом был принят Федеральный закон N 137-ФЗ, внесший многочисленные изменения в первую часть Налогового кодекса. Скажите, изменения как-то отразятся на работе органов милиции?
Этот Закон действительно содержит много изменений, но они затрагивают собственно налоговое администрирование, а не деятельность органов внутренних дел. Ни статья 36 НК РФ, где определяются наши полномочия в сфере налогов и сборов, и в частности возможность проведения совместных с налоговыми органами проверок, ни ст. 102 НК РФ, где мы определены в качестве субъектов, обладающих информацией, которая составляет налоговую тайну, не претерпели изменений. Так что на работу органов внутренних дел это никак не повлияет.
Органы милиции взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении последними контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ. И здесь на первый план выступают контрольные закупки. Поскольку они приравниваются к оперативно-розыскным мероприятиям, а правом проводить их налоговые органы не наделены, как решается эта проблема?
В пункте 2 ст. 7 Федерального закона о применении ККТ буквально сказано, что органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними контрольных функций, т.е. основа для взаимодействия есть, и на местах наши сотрудники участвуют в таких проверках.
Заданный вопрос лучше адресовать представителю налогового органа. Я могу только сказать, что контрольные закупки, а точнее, проверочные закупки - именно так они у нас называются - это мероприятие, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, и предназначено для целей уголовного преследования. Органы власти не могут подменять один другой.
Что бы Вы посоветовали налогоплательщикам, к которым пришла проверка? Что им делать, если в отношении них были допущены злоупотребления со стороны правоохранительных или контролирующих органов?
Я рекомендую налогоплательщикам соотносить действия сотрудников налоговых органов и органов милиции с теми приказами, которые я уже называл. Требования проверяющих надо принимать во внимание и выполнять, но если налогоплательщик убежден, что они нарушают закон, всегда можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган внутренних дел или вышестоящий налоговый орган, в прокуратуру, и, наконец, в суд. Единственное, что хотелось бы отметить, так это то, что очень многие жалобы оказываются необоснованными, и обусловлено это тем, что налогоплательщики не всегда различают порядок осуществления проверок, предусмотренных уже упомянутыми мною приказами МВД России, и порядок совершения следственных действий в рамках расследования уголовного дела. Проще говоря, некоторые налогоплательщики к выемке документов, которая предусмотрена УПК РФ, пытаются подойти с мерками, установленными для выемки документов НК РФ. Они просто не очень ориентируются в соответствующих процедурах. Следует учитывать, что сотрудники органов внутренних дел, в отличие от сотрудников налоговых органов, могут действовать и в рамках административного расследования, предусмотренного КоАП РФ, и в рамках процедур, предусмотренных УПК РФ, и в рамках особого налогового производства в порядке ст. 36 НК РФ.
И еще, я всегда считал, что налоговые органы и налогоплательщики должны быть партнерами. Когда я учился в Канаде в министерстве финансов, мы как-то поинтересовались, почему у них министерство по налогам переименовано в Налоговое агентство. Канадцы ответили, что агентство - это учреждение по оказанию определенных услуг налогоплательщикам. Хочется, чтобы и у нас отношения с налогоплательщиками выстраивались по такому принципу, а не походили на столкновение враждующих сторон.
Разобраться в российском законодательстве и в самом деле бывает довольно трудно, без профессиональной консультации не обойтись. На помощь налогоплательщику приходят разные специалисты, в том числе налоговые консультанты. Илья Ильич, Вы один из разработчиков законопроекта о налоговом консультировании. Расскажите немного о работе в данном направлении.
По поручению Палаты налоговых консультантов я возглавил рабочую группу, которая в течение нескольких месяцев текущего года разрабатывала проект закона о налоговом консультировании. Задача у нас была непростая, мы должны были разработать проект, который бы не воспроизводил ни Закон об аудиторской деятельности, ни Закон, регулирующий деятельность адвокатов.
На мой взгляд, фигура налогового консультанта включает в себя наряду с экономической и правовую составляющую, соответственно какие-то элементы правового регулирования деятельности консультанта могут совпадать с регулированием аудиторской и адвокатской деятельности. Вместе с тем это должен быть самостоятельный закон. Некоторые полагают, что налоговым консультированием можно заниматься и без специального правового регулирования, но это не так. Сейчас по закону об аудиторской деятельности налоговое консультирование - только одна из сопутствующих аудиту услуг. На наш взгляд, деятельность налогового консультанта исключительно полезна для страны и общества в целом, и с целью создания правовой основы этой деятельности, а также для профессиональной идентификации налоговых консультантов уже давно пора принять закон о налоговом консультировании.
Наверное, при разработке законопроекта был изучен зарубежный опыт.
Безусловно, мы постарались учесть не только те юридические конструкции, которые есть в нашем законодательстве. Пояснительная записка к законопроекту содержит много информации об аналогичных профессиональных объединениях других стран, например Германии, Нидерландов. Так или иначе, но деятельность по финансовому или налоговому консультированию в большинстве стран имеет самостоятельную регламентацию.
А каким образом предлагается организовывать работу налоговых консультантов, у них будет один общий орган управления с представительствами в регионах, как, например, у адвокатов, или же будут саморегулируемые организации, как у аудиторов?
Организация работы налоговых консультантов будет осуществляться под флагом общественной организации, и я надеюсь, что это будет Палата налоговых консультантов. На сегодняшний день Палата достаточно широко представлена в регионах, и процесс создания территориальных отделений продолжается. Хочется верить, что в ближайшее время деятельность Палаты приобретет всероссийский масштаб, и она возглавит дело налогового консультирования в нашей стране.
Скажите, предусматривает ли законопроект ответственность налогового консультанта за данные им консультации?
Один из наиболее обсуждаемых вопросов на этапе разработки законопроекта как раз и был вопрос об ответственности налоговых консультантов. По мнению многих, кто участвовал в дискуссии, эта ответственность должна быть максимально подробно прописана в законе. Но, по нашему мнению, нет необходимости дублировать нормы, которые содержатся в КоАП РФ и УК РФ. Если консультант способствовал совершению налогового преступления, должен заработать механизм привлечения к уголовной ответственности. Поэтому в законопроекте мы предусмотрели нормы, гарантирующие права консультируемых лиц и защиту их интересов. Речь идет о материальной ответственности консультанта за недобросовестное консультирование, т.е. за консультирование, не основанное на нормах налогового права. Добавлю, что законопроект предусматривает механизм страхования ответственности налогового консультанта, что позволит компенсировать тот ущерб, который понесет налогоплательщик в результате недобросовестного консультирования.
И последний вопрос. В следующем году Палате налоговых консультантов исполняется пять лет - срок довольно внушительный. Скажите, как Вы оцениваете проделанную Палатой работу за это время?
Я один из членов Президентского совета Палаты и могу сказать, что Палатой проводится огромная работа. Не могу не отметить личный вклад Президента Палаты Дмитрия Георгиевича Черника, во многом благодаря его организаторским способностям, профессионализму и стремлению придать делу налогового консультирования соответствующий статус работа идет столь продуктивно. Законодательное урегулирование деятельности налоговых консультантов только поможет работе Палаты.
Беседовал
Р.Ю. Солецкий,
юрист-эксперт
"Налоговые споры", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677