г. Томск |
Дело N 07АП-5362/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 9), г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 апреля 2010 года по делу N А45-4425/2010
(судья Абаимова Т. В.)
по заявлению Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 9), г. Новосибирск к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Новосибирска "Детский сад N 298 комбинированного вида", г. Новосибирск о взыскании 47 796 руб.,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 9) (далее по тексту - заявитель, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Новосибирска "Детский сад N 298 комбинированного вида" (далее по тексту - Учреждение, ответчик) о взыскании 47 796 руб. расходов, полученных от Фонда социального страхования на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2010 года в удовлетворении заявленных требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как в связи с тем, что спорные расходы являются расходами исполнительного органа Фонда социального страхования, а не расходами страхователя, действиями заинтересованного лица Филиалу N 9 заявителя был причинен ущерб в размере 47 796 руб.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад N 298 комбинированного вида" отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленных копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 8 распоряжения Правительства Российской Федерации N 320-р от 05 марта 2004 года Фонду социального страхования Российской Федерации предписано осуществить полную или частичную оплату стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в расположенные на территории Российской Федерации организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания 21-24 дня в период летних школьных каникул до 100 процентов средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и организаций, финансовое положение которых не позволяет самостоятельно оплачивать стоимость путевки в такой лагерь.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 22.12.2005 года N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", ст. 11 Федерального закона от 19.12.2006 года N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", Федерального закона от 21.07,2007 года N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" за счет средств Фонда социального страхования оплачены четыре детские путевки в санаторно-оздоровительные лагеря на общую сумму 47 796 руб.
Путевки переданы Учреждению по накладным N 2115 от 15.09.2006 года, N 456 от 17.04.2007 года, N 346 от 26.02.2008 года.
Заявителем проведена документальная выездная проверка Учреждения по вопросу расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем -плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 года по 31.12.2008 года.
По результатам проверки составлен акт N 168-с/с от 29.09.2009 года, в котором указано, что расходы в сумме 47 796 руб., произведенные с нарушением установленных правил - не представлены заявления от родителей, медицинские справки, решения комиссии по социальному страхованию, обратные талоны путевок, подлежат возврату в Фонд социального страхования.
Учреждению направлено требование о возврате в срок до 30.10.2009 года стоимости путевок, полученных от заявителя N 7 от 20.10.2009 года, не принятых в счет средств, полученных на цели обязательного социального страхования.
Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок, послужило основанием для обращения Фонда социального страхования в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Федеральным законом от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по не зависящим от них обстоятельствам.
Часть 1 статьи 6 Закона N 165-ФЗ устанавливает, что участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются субъекты обязательного социального страхования, к числу которых согласно части 2 названной статьи относятся, в том числе, и страхователи (работодатели).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101 установлено, что расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с п. 25 названного Положения региональные и центральные отделения Фонда и их филиалы осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.
В силу п. 12. Положения "О приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 года N 309 средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением Положения, региональными отделениями фонда к зачету не принимаются.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету.
Полномочия Фонда социального страхования, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога за сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
Данный вывод арбитражного суда соответствует также сложившейся арбитражной практике (например, постановление Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа от 02.12.2008 г. N Ф04-7208/2008 (16372-А27-16).
Кроме того, согласно правилам, закрепленным в ст. 10, 144 Бюджетного кодекса РФ бюджеты внебюджетных фондов, в том числе Фонда социального страхования Российской Федерации, входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 282 Бюджетного кодекса РФ перечислены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. При этом Кодекс не предусматривает взыскание стоимости как меру воздействия на страхователя, нарушившего требования Положения "О приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 года N 309.
Более того, ответчиком также не было допущено нецелевого использования денежных средств, поскольку страхователю выделялись не денежные средства, а путевки.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований о взыскании суммы нецелевого использования денежных средств на оздоровление детей бюджетной организации.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 апреля 2010 года по делу N А45-4425/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л. И. Жданова |
Судьи |
М. Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4425/2010
Истец: ГУ-Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N9)
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад N298 комбинированного вида"