Акционерные общества обретают новое лицо
Прошедший год был отмечен неослабным вниманием законодателей к акционерным обществам. О ряде поправок в Закон об АО мы уже писали ранее. В августе 2006 г. вступили в силу еще три закона. Все они также касаются правового положения акционерных обществ. В чем суть новых поправок - читайте в этой статье.
Поправки к законам, которые затронули деятельность акционерных обществ, мы комментировали в журнале "Новая бухгалтерия" N 4 за 2006 год.
Но на этом законодатели не остановились и приняли еще целый пакет законов: Федеральный закон от 27.07.2006 N 138-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 138-ФЗ, вступил в силу 09.08.2006); Федеральный закон от 27.07.2006 N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 146-ФЗ, вступил в силу 08.08.2006); Федеральный закон от 27.07.2006 N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 155-ФЗ, вступил в силу 09.08.2006).
Наиболее содержательными оказались поправки, внесенные Законом N 146-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.
Изменение процедур
Учреждение акционерного общества
В соответствии с новыми правилами решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества, если он утвержден учредителями (п. 4 ст. 9 Закона об АО*(1)). Такое решение должно приниматься большинством в 3/4 голосов учредителей.
Ранее данные вопросы можно было решать в рамках любого общего собрания акционеров общества (п. 1 ст. 47 Закона об АО).
Внесение изменений и дополнений
в учредительные документы
По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества осуществляется решением общего собрания акционеров (п. 1 ст. 12 Закона об АО).
Список же исключений из этого правила пополнился еще двумя случаями.
1. Так, при слиянии общества изменение размера его уставного капитала (включая количество размещенных акций) осуществляется по результатам размещения акций на момент создания нового общества - на основании договора о слиянии и зарегистрированного в связи с этим отчета об итогах выпуска акций (п. 6 ст. 12 Закона об АО). Так что договор о слиянии и зарегистрированный отчет являются достаточными основаниями для внесения в устав общества изменений и дополнений, касающихся размера уставного капитала и количества размещенных акций общества.
2. Уменьшение уставного капитала путем приобретения акций общества в целях их погашения оформляется протоколом решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и отчетом об итогах приобретения акций, утверждаемым советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 12 Закона об АО). Таким образом, для внесения изменений и дополнений в устав общества, связанных с таким уменьшением уставного капитала, потребуется не только протокол (решение) общего собрания акционеров, но и утвержденный советом директоров отчет об итогах погашения акций.
Компетенция общего собрания
Теперь решение общего собрания акционеров по целому ряду вопросов может содержать указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению (п. 8 ст. 49 Закона об АО). К таким вопросам, в частности, относятся:
- реорганизация общества;
- увеличение или уменьшение его уставного капитала;
- дробление или консолидация акций.
Помимо этого с 50 до 70 дней увеличен срок сообщения о проведении внеочередного общего собрания акционеров по вопросу избрания членов совета директоров общества (ч. 2 п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Такой же срок установлен, если на общее собрание выносится вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения, а также вопрос об избрании совета директоров создаваемого в таком порядке общества (ч. 2 п. 8 ст. 53 Закона об АО).
Реорганизационные перипетии
Решение или договор?
Наиболее существенные изменения претерпела процедура реорганизации акционерных обществ.
Как известно, в случаях реорганизации в формах разделения, выделения и преобразования общества достаточно решения общего собрания акционеров. А при слиянии или присоединении акционерных обществ должен быть заключен договор (п. 7 ст. 15 Закона об АО, подп."б" п. 3 ст. 1 Закона N 146-ФЗ*(2)).
Причем и в решении, и в договоре необходимо присутствие целого ряда обязательных условий, в том числе:
- наименование и сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в соответствующем виде реорганизации;
- наименование и сведения о месте нахождения создаваемого в результате реорганизации общества;
- порядок и условия проведения реорганизации соответствующего вида;
- порядок конвертации акций*(3) каждого общества, участвующего в реорганизации, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.
Помимо перечисленных для каждого вида реорганизации теперь предусмотрены дополнительные условия, которые должны быть включены в решение общего собрания акционеров или в текст договора.
Например, указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемых обществ(а), для разделения (подп. 6 п. 3 ст. 18), слияния (подп. 7 п. 3 ст. 16), выделения (подп. 6 п. 3 ст. 19) и преобразования (подп. 6 п. 3 ст. 20). Либо указание об утверждении передаточного акта (преобразование - подп. 8 п. 3 ст. 20) или разделительного баланса (выделение - подп. 7 п. 3 ст. 19, разделение - подп. 7 п. 3 ст. 18) с приложением подлинников указанных документов.
Кроме того, теперь в договоре или решении о реорганизации может предусматриваться особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок - с момента принятия решения о реорганизации и вплоть до момента ее завершения (п. 7 ст. 15 Закона об АО). Либо совершение такого рода сделок может быть запрещено совсем.
Помимо условий, общих для всех видов реорганизации, соответствующими нормами Закона об АО определены условия, которые являются обязательными только для отдельных видов реорганизации.
Так, в решении о преобразовании следует указывать список членов ревизионной комиссии, коллегиального исполнительного органа или иного органа создаваемого юридического лица (если их образование предусмотрено уставом новой организации).
А в договоре о слиянии необходима информация о количестве членов совета директоров создаваемого общества, а также о наименовании и месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, ведущего реестр создаваемого общества.
Последнее условие обязательно также и для случаев разделения или выделения. Причем в решении о разделении (выделении) общества должно быть указано об утверждении уставов каждого из вновь создаваемых обществ с приложением этих уставов. Данное правило действует также в отношении преобразования.
В передаточном акте или разделительном балансе должны содержаться (ч. 4 п. 6 ст. 15 Закона об АО):
- положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников (включая оспариваемые обязательства);
- порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества;
- информация о правопреемстве в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт или разделительный баланс.
Вновь введенные нормы должны свести "на нет" причины для судебных споров о том, как делить имущество, если организации при разделении или выделении так и не утвердили разделительный баланс. Кстати, суды в таких случаях отказывались признавать принадлежность спорного имущества той или иной разделившейся ("выделившейся") фирме (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2003 N Ф08-277/2003).
Что касается распределения дебиторской и кредиторской задолженности реорганизуемого АО между вновь возникающими предприятиями, то до сих пор каких-либо официальных рекомендаций по этому поводу не существовало. На практике организациям предлагалось распределять дебиторскую и кредиторскую задолженность реорганизуемого АО пропорционально стоимости чистых активов, определяемой в соответствии с приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". Видимо, в новых условиях организациям также придется руководствоваться данным документом.
Особая процедура предусмотрена новой ст. 19.1 Закона об АО. Она касается ситуаций, когда одновременно с разделением или выделением обществ происходит слияние или присоединение.
В этом случае разделительный баланс разделяемого (выделяемого) общества выступает одновременно в качестве передаточного акта общества, создаваемого в результате слияния или присоединения (п. 8 ст. 19.1). Причем реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации созданного в результате слияния общества (п. 9 ст. 19.1). А разделение (выделение), проводимое одновременно с присоединением, считается завершенным с момента включения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности разделяемого (выделяемого) АО (ч. 2 п. 9 ст. 19.1).
Кстати, введение в Закон об АО ст. 19.1 косвенно подтверждает запрет на так называемую смешанную реорганизацию в отношении акционерных обществ. О "смешанной" реорганизации речь идет тогда, когда в ее результате возникают предприятия другой организационно-правовой формы либо когда в реорганизации участвуют фирмы разных организационно-правовых форм (например, слияние АО с ООО или выделение АО из производственного кооператива).
До сих пор правоприменительная и судебная практика в ряде случаев смешанную реорганизацию признавала законной. В то же время Пленум ВАС РФ в п. 20 своего постановления от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указал, что Закон об АО не предусматривает возможность проведения реорганизации акционерных обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм либо их разделения (выделения) на АО и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Тем самым слияние или присоединение акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования новых акционерных обществ.
Новая редакция Закона об АО лишь подтвердила вывод Пленума ВАС РФ. Исключение сохранилось только для случаев преобразования. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО акционерное общество может быть преобразовано в:
- общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью;
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство.
Поэтому преобразование явно "не сочетается" с другими видами реорганизации (как это предусмотрено в ст. 19.1).
Общество с "человеческим лицом"
Можно смело констатировать, что акционерные общества обрели, наконец, "человеческое лицо".
Суть его выражается в том, что в случаях слияния, разделения, выделения или преобразования общества в договор или решение о реорганизации включаются особые персональные сведения в отношении:
- ревизора или членов ревизионной комиссии;
- членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества;
- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (директора, управляющего и т.п.).
Перечень этих сведений содержится в части второй п. 7 ст. 15 Закона об АО, в том числе:
- имя и данные документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата и место выдачи, орган, выдавший документ) - для физических лиц;
- наименование и сведения о месте нахождения - для управляющей организации создаваемого общества (если она выполняет функции единоличного исполнительного органа);
- то же самое - для аудитора нового общества, если он указан в договоре (решении) о реорганизации: наименование и место нахождения - для юридического лица; имя и данные удостоверяющего личность документа - для индивидуального предпринимателя.
Тенденция "очеловечивания" АО прослеживается и в других ситуациях.
Например, все предложения общему собранию о выдвижении любого кандидата в различные органы общества должны теперь содержать не только ссылку на его имя, но и паспортные данные (п. 4 ст. 53 Закона об АО). Это справедливо также и для представителей акционеров (ч. 3 п. 1 ст. 57 Закона об АО).
"Неприсоединенное" присоединение
Исключением из общего правила является присоединение.
Формально в договоре о присоединении можно ограничиться лишь указанием на обязательные условия, перечисленные в разделе "Решение или договор?" (с. 119). Но это отнюдь не препятствует включению в такой договор любых изменений и дополнений, которые участвующие в реорганизации общества хотели бы видеть в уставе присоединяющего АО (п. 3.1 ст. 17 Закона об АО).
Помимо прочего при присоединении общества по общему правилу происходит погашение следующих акций (п. 4 ст. 17):
- собственных акций присоединяемого общества;
- акций присоединяемого общества, принадлежащих обществу, к которому осуществляется присоединение;
- акций общества, к которому осуществляется присоединение, принадлежащих присоединяемому обществу, только если это прямо предусмотрено договором о присоединении. Если такие акции по условиям договора не погашаются, то они не дают право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды и они должны быть реализованы в течение года с момента их приобретения обществом. В противном случае общество обязано такие акции погасить, уменьшив тем самым размер своего уставного капитала.
"КапиталЪ" не по Марксу
Особое внимание законодатели уделили вопросу уменьшения уставного капитала АО, произведенного путем уменьшения номинальной стоимости акций. Ранее такая возможность (наряду с другими) содержалась в п. 1 ст. 29 Закона об АО, но сама процедура уменьшения уставного капитала отсутствовала.
Теперь определено, что всем акционерам могут как выплачиваться денежные средства, так и передаваться принадлежащие обществу эмиссионные ценные бумаги, размещенные другим юридическим лицом.
При этом должны быть определены (ч. 1 п. 3 ст. 29 Закона об АО):
- величина, на которую уменьшается уставный капитал общества;
- категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается;
- величина, на которую уменьшается номинальная стоимость каждой акции;
- номинальная стоимость акции каждой категории (типа) после уменьшения;
- сумма денежных средств, выплачиваемая акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции;
- количество, вид, категория (тип) эмиссионных ценных бумаг, передаваемых акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции (если передаются такие ценные бумаги).
Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций общества принимается общим собранием акционеров, большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (ч. 1 п. 3 ст. 29 Закона об АО). Причем предложение должно исходить только от совета директоров общества.
В этом случае каждому акционеру общества передаются ценные бумаги одинаковой категории (типа), выпущенные одним и тем же эмитентом (ч. 2 п. 3 ст. 29 Закона об АО). Их количество должно составлять целое число и быть пропорционально сумме, на которую уменьшается номинальная стоимость принадлежащих акционеру акций.
Кроме того, отношение величины, на которую уменьшается уставный капитал (DУК), к размеру уставного капитала общества до его уменьшения (УК1) не может быть меньше отношения получаемых акционерами средств (DАкц) к размеру чистых активов (ЧА) общества (ч. 4 п. 3 ст. 29 Закона об АО):
DУК : УК1 х DАкц : ЧА.
Соответствующие документы о произведенных изменениях представляются на государственную регистрацию не ранее чем через 90 дней с момента принятия решения об уменьшении уставного капитала общества (ч. 5 п. 3 ст. 29 Закона об АО). При этом список лиц, имеющих право на получение денег или ценных бумаг, составляется на дату госрегистрации изменений (ч. 6 п. 3 ст. 29 Закона об АО).
Впрочем, возможности общества уменьшать свой уставный капитал далеко не безграничны. Соответствующие ограничения введены п. 10 ст. 1 Закона N 146-ФЗ.
В частности, ни уменьшить уставный капитал, ни выплачивать деньги (передавать ценные бумаги) акционерам общество не вправе, если на день принятия решения или выплаты:
- общество отвечает признакам банкротства*(4) (подп. 3 п. 4, подп. 1 п. 5 ст. 29 Закона об АО);
- стоимость чистых активов общества меньше суммы: уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций*(5) (подп. 4 п. 4, подп. 2 п. 5 ст. 29 Закона об АО);
- если такой запрет предусмотрен в федеральных законах (подп. 6 п. 4, подп. 3 п. 5 ст. 29 Закона об АО).
Также общество не вправе уменьшать уставный капитал указанным способом, если:
- уставный капитал полностью не оплачен, - до момента его оплаты;
- если акции не выкуплены по требованию акционеров в соответствии со ст. 75 Закона об АО, - до их полного выкупа;
- объявлены, но не выплачены дивиденды (в том числе по кумулятивным привилегированным акциям), - до момента их полной выплаты (подп. 5 п. 4 ст. 29 Закона об АО).
Иногда уменьшение уставного капитала является не только правом, но и обязанностью общества (п. 1 ст. 29 Закона об АО). В частности, такая обязанность возникает у АО, когда в ходе аудиторской проверки выясняется, что стоимость чистых активов общества стала меньше его уставного капитала (пункты 4 и 5 ст. 35 Закона об АО).
В связи с этим п. 12 ст. 1 Закона N 146-ФЗ предоставляет право совету директоров предлагать общему собранию акционеров уменьшить уставный капитал общества до величины, меньшей стоимости его чистых активов (п. 7 ст. 35 Закона об АО). Такое решение совета директоров должно быть принято единогласно всеми его членами. Голоса выбывших членов не учитываются. В рассматриваемом случае общество обязано уменьшить уставный капитал в разумный срок после принятия общим собранием (при большинстве в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций) решения об уменьшении.
Если общество в разумный срок не уменьшит свой уставный капитал, требование об уменьшении может быть заявлено в суд (п. 8 ст. 35 Закона об АО).
А вот какой период следует понимать под разумным сроком, видимо, решать придется уже судам в каждом конкретном случае.
Холдинги - вне закона
Из текста Закона об АО окончательно исчезло упоминание о холдингах (п. 14 ст. 1 Закона N 146-ФЗ): ранее оно содержалось в тексте подп. 18 п. 1 ст. 48.
Таким образом, законодатель признал тот факт, что "в России холдингов нет". По-видимому, их должны заменить многочисленные и малопонятные "аффилированные", "взаимосвязанные" и "взаимозависимые" лица, что, впрочем, сути дела не меняет.
На практике это, помимо прочего, должно означать, что вопрос об участии в такого рода структурах больше не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Учитывая содержание п. 1 ст. 65 Закона об АО, решение об участии акционерных обществ в других организациях теперь вправе принимать совет директоров (наблюдательный совет).
Оценка
Во-первых, в Законе об АО получил освещение случай, когда количество независимых директоров*(6) общества оказалось меньше кворума, необходимого для проведения оценки имущества в порядке п. 1 ст. 77 Закона об АО.
В такой ситуации цена имущества может быть определена решением общего собрания акционеров в соответствии с порядком, установленным в п. 4 ст. 83 Закона об АО для одобрения сделок с заинтересованностью. Соответствующее указание имеется во вновь введенной части третьей п. 1 ст. 77 Закона об АО.
С 1 июля 2007 г. вступят в силу правила оценки имущества АО, если определенное число голосующих акций находится в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 77 Закона об АО).
До сих пор какой-либо специальной процедуры не требовалось, не считая абстрактной необходимости "привлечения государственного контрольного органа". С 1 июля 2007 г. процедура привлечения такого органа получит нормативную регламентацию.
Так, если государство (муниципалитет) владеет от 2 до 50% голосующих акций общества включительно, то об определении цены объектов АО обязано уведомить уполномоченный федеральный орган, каковым является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом*(7) (ФАУФИ). Данный порядок нужно соблюдать при условии, что определение цены имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг и цены выкупа акций общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Акционерное общество в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров решения об определении цены объектов, представляет в ФАУФИ следующие документы:
- копию решения об определении цены объектов;
- копию отчета оценщика об оценке (если для определения цены объектов привлекался оценщик);
- иные документы (копии), содержащие информацию об определении цены объектов, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентами (если оценщик не привлекался).
По итогам рассмотрения указанных документов ФАУФИ направляет обществу мотивированное заключение в срок, не превышающий 20 дней с даты их получения. Если ФАУФИ в установленный срок не прислало заключение, цена объектов признается достоверной.
Нарушение указанной процедуры может повлечь недействительность заключенной сделки в судебном порядке по иску ФАУФИ. Срок для предъявления ФАУФИ такого иска - шесть месяцев со дня, когда указанный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки (п. 3 ст. 77 Закона об АО).
Облигации привычные и облигации биржевые
Другая часть поправок, внесенных Законом N 138-ФЗ, коснулась условий выпуска вообще и биржевых облигаций в частности.
По правилам п. 3 ст. 33 Закона об АО (ст. 3 Закона N 138-ФЗ) выпуск обществом облигаций допускается только после полной оплаты его уставного капитала. При этом номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества и/или величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами. Причем при отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается только при одновременном соблюдении двух условий*(8):
- общество существует не менее двух лет;
- за два предшествующих финансовых года годовая бухгалтерская отчетность утверждена надлежащим образом.
Но если ранее указанные ограничения не применялись лишь для выпусков облигаций с ипотечным покрытием, то теперь подобные исключения могут вводиться также и другими законами о ценных бумагах.
Статьей 27.5.2 в текст Закона о рынке ценных бумаг*(9) введен новый вид облигаций - биржевые облигации. Биржевые облигации должны соответствовать условиям, перечисленным в п. 1 ст. 27.5.2 Закона о рынке ценных бумаг. В частности, биржевые облигации размещаются путем открытой подписки на торгах фондовой биржи, в котировальный список которой включены акции данного АО.
Эмиссия биржевых облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта облигаций и госрегистрации отчета об итогах их выпуска (п. 3 ст. 27.5.2).
Приватизация продолжается
Не забыты законодателем и акционерные общества, созданные в процессе приватизации. В пункт 6 ст. 28 Закона об АО (ст. 1 Закона N 155-ФЗ) были внесены соответствующие изменения.
По общему правилу указанные общества (если государственный пакет акций в них предоставляет более 25% голосов) могут увеличить свой уставный капитал только при условии сохранения соответствующей доли государства или муниципального образования.
Однако теперь у этого правила появилось исключение. Так, доля государства или муниципального образования может быть уменьшена по решению Президента РФ (Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ) или органа местного самоуправления в порядке, установленном в статьях 40 и 40.1 Закона о приватизации*(10)
Л. Зуйкова
"Новая бухгалтерия", выпуск 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если специально не оговорено иное, здесь и далее по тексту ссылки на Закон об АО предполагают его измененную редакцию.
*(2) Согласно ст. 2 Закона N 146-ФЗ положения данного Закона о реорганизации акционерных обществ не применяются, если решения были приняты до его вступления в силу.
*(3) Или обмена их на доли участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО), на паи членов производственного кооператива либо определение состава соответствующего имущества членов некоммерческого партнерства (подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
*(4) Либо такие признаки появятся у общества в результате перечисленных действий.
*(5) Или станет меньше этой суммы в результате перечисленных действий.
*(6) Независимым директором признается член совета директоров общества, отвечающий критериям, перечисленным в части второй п. 3 ст. 83 Закона об АО.
*(7) Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом".
*(8) Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 102 ГК РФ (с той лишь разницей, что годовая бухгалтерская отчетность определена как годовые балансы), а теперь и в ст. 31 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(9) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
*(10) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16