Замечания и предложения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 31 июля 2006 г.
на проект N 312734-4 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)"
Законопроект N 312734-4 посвящен крайне актуальной проблеме повышения роли объединений работодателей в прогнозировании и мониторинге рынка труда. Вместе с тем рассматриваемый документ нуждается в существенной доработке и редактировании. Это касается как целей, лежащих в основе документа, так и предполагаемых форм и методов их достижения:
1. В Ст. 1 законопроекта предлагается дополнить Ст. 13 ФЗ "Об объединениях работодателей" специальным пунктом 10 о праве "участвовать в разработке среднесрочного прогноза", Ст. 14 (Обязанности объединений работодателей) пунктом о предоставлении соответствующей информации объединениями работодателей. Внесение данного конкретного права и обязанности логически предполагает перечисление всех иных конкретных прав и обязанностей, что противоречит основополагающему принципу нормотворчества "что не запрещено, то разрешено". Кроме того, отсутствует объяснение, почему право участвовать предоставляется только при разработке среднесрочного прогноза.
2. В предлагаемом законопроекте, как и в ряде предшествующих, отсутствует механизм обеспечения декларируемого права, вместо этого определение порядка участия объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров, передается федеральным органам управления образованием. Для повышения реальной заинтересованности работодателей в разработке прогнозов и мониторинге необходимо разработку названного порядка осуществлять совместно с соответствующими объединениями работодателей, что также должно найти отражение в законопроекте.
3. Нельзя согласиться и с содержащимся в Пояснительной записке положением о "включении объединений работодателей в понятие системы образования как ее составляющей", т.к. функционально потребитель и производитель разделены достаточно четко как законодательно, так и на практике. Кроме того, потребителем квалифицированных кадров является конкретное предприятие или производство, а не объединение работодателей со своими специфическими функциями (представление интересов стороны в переговорном процессе).
4. Принятие Законопроекта в предлагаемом виде не приведет к повышению заинтересованности работодателей к участию в прогнозировании и мониторинге рынка труда, т.к. использование предлагаемых форм участия может привести к переносу государственных функций статистического анализа и мониторинга макроэкономических показателей на общественные (некоммерческие) организации, не предназначенные для выполнения данных функций. Таким образом, законопроект в настоящем виде не создает предпосылок для устранения несоответствия между спросом и предложением на рынке труда, вряд ли позитивно скажется на качестве профессионального образования и т.п.
Предлагаемый законопроект посвящен комплексной проблеме, требующей разработки адекватных правовых норм регулирования, и именно поэтому должен быть существенно пересмотрен и доработан с учетом необходимости укрепления принципов и форм государственно-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.