город Омск |
|
|
Дело N А46-6147/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Лиопой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5104/2009) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2009 по делу N А46-6147/2009 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска общество с ограниченной ответственностью "Ре-Прима"
о признании недействительным распоряжения N 1384-р от 29.12.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Храмцов В.В. (удостоверение N 612/08 действительно до 15.04.2010, доверенность N 04/47021 от 30.10.2008 сроком на 1 год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явился, извещен;
от Муниципального унитарного предприятия "Муниципальные рынки" - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Ре-Прима" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - департамент архитектуры и градостроительства), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Муниципальные рынки" (далее по тексту - МУП "Муниципальные рынки"), общества с ограниченной ответственностью "Ре-Прима" (далее по тексту - ООО "Ре-Прима") о признании недействительным распоряжения от 29.12.2008 N 1384-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе города Омска".
Решением от 15.06.2009 по делу N А46-6147/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленного департаментом имущественных отношений требования.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных департаментом имущественных отношений требований отсутствуют, поскольку вынесенное распоряжения от 29.12.2008 N 1384-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе города Омска" соответствует нормам земельного законодательства. В обжалуемом решении также содержится вывод о том, что департамент имущественных отношений в нарушение требований статей 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду достаточных доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов вынесенным распоряжением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, оспариваемым распоряжением утвержден акт выбора земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича, данный земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного на основании договора аренды земельного участка N Д-Ц-2-61-3797 от 11.04.2003 МУП "Муниципальные рынки". В нарушение статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не согласовал вопрос о месте размещения торгового комплекса ни с собственником земельного участка -Муниципальным образованием город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ни с арендатором земельного участка -МУП "Муниципальные рынки".
Податель апелляционной жалобы считает, что оспариваемое распоряжение нарушает права собственника земельного участка - Муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, а также затрагивает его экономические интересы, поскольку доходы от аренды земельного участка поступают в бюджет города Омска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ре-Прима" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент архитектуры и градостроительства, МУП "Муниципальные рынки" отзыв на апелляционную жалобу не представили.
ООО "Ре-Прима", департамент архитектуры и градостроительства, МУП "Муниципальные рынки", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя департамента имущественных отношений, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 22.02.2008 N 199-р было отказано ООО "Ре-Прима" в размещении объекта капитального строительства - торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска.
ООО "Ре-Прима" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска о признании незаконным распоряжения от 22.02.2008 N 199-р "Об отказе в размещении объекта капитального строительства - торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска" и обязании утвердить акт о выборе земельного участка от 08.12.2004 N 12350.
Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 22.02.2008 N 199-р "Об отказе в размещении объекта капитального строительства - торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска" признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Арбитражный суд Омской области обязал Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска утвердить акт о выборе земельного участка от 08.12.2004 N 12350.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А46-6396/2008 решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2008 по делу N А46-6396/2008 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2008 по делу N Ф04-7682/2008(17312-А46-6) решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2008 по делу N А46-6396/2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А46-6396/2008 оставлены без изменений, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Определением от 11.03.2009 N 2319/09 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано в передаче для пересмотра в порядке надзора решения от 18.06.2008 Арбитражного суда Омской области, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2008.
В соответствии с положениями статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 10.11.2008 по делу N А46-6396/2008 Арбитражным судом Омской области был выдан исполнительный лист N 019540 на принудительное исполнение судебного акта: обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска утвердить акт о выборе земельного участка от 08.12.2004 N 12350.
Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 18.06.2008 по делу N А46-6396/2008 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска 29.12.2008 издал распоряжение N 1384-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска".
Указанным распоряжением N 1384-р от 29.12.2008 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п "О Департаменте архитектуре и градостроительства Администрации города Омска": утвердил прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска; предварительно согласовал место размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска согласно схеме, утвержденной распоряжением Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 12.12.2008 N 1302-р; рекомендовал ООО "Ре-Прима" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, считая распоряжение N 1384-р от 29.12.2008 Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска не соответствующим закону и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконным решения государственного органа возможно лишь при совокупности двух условий, а именно при нарушении им прав заявителя и несоответствии оспариваемого решения нормам закона.
Под органами местного самоуправления в статье 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 13 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета N 92 от 20.09.1995, систему органов местного самоуправления составляют Омский городской Совет, Администрация города Омска (исполнительный орган), возглавляемая главой городского самоуправления - Мэром.
Статьи 65, 66 Устава города Омска, определяющие компетенцию Администрации города Омска и ее структуру устанавливают, что Администрация города Омска осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. Для их реализации исполнительный орган местного самоуправления образует структурные подразделения. Деятельность структурных подразделений администрации города Омска осуществляется в соответствии с положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Мэром города Омска. Функции и полномочия структурных подразделений администрации города Омска, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми Мэром города Омска.
Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п "О департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска" была утверждено положение о данном структурном подразделении.
Пунктом 18-1 названного Положения закреплены функции Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в сфере земельных отношений.
Согласно подпункту 7, 9, 10 пункта 18-1 Положения Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска: обеспечивает разработку и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории, проекты границ в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства; принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска; осуществляет подготовку проектов правовых актов Мэра города Омска о предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 18.06.2008 по делу N А46-6396/2008 департамент архитектуры и градостроительства 29.12.2008 издал распоряжение N 1384-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска".
Как следует из материалов дела, распоряжением N 1384-р от 29.12.2008 департамент архитектуры и градостроительства, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п "О Департаменте архитектуре и градостроительства Администрации города Омска": утвердил прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска; предварительно согласовал место размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе г.Омска согласно схеме, утвержденной распоряжением Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 12.12.2008 N 1302-р; рекомендовал ООО "Ре-Прима" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено в полном соответствии с нормами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Арбитражного суда Омской области от 18.06.2008 по делу N А46-6396/2008.
Обоснованно не принят судом первой инстанции довод департамента имущественных отношений администрации города Омска о том, что в данном случае принятием оспариваемого распоряжения были нарушены права Муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, как собственника земельного участка, а также права МУП "Муниципальные рынки", как землепользователя испрашиваемого земельного участка.
Так, судом первой инстанции в обжалуемом решении отмечено, что выдавая акт о выборе земельного участка для строительства объекта N 12350 от 08.12.2004, Администрация города Омска, то есть орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков, самостоятельно в нем указала, что произведен выбор земельного участка для строительства объекта "за счет изъятия части территории МУП ТК "Центральный рынок" (правопредшественник МУП "Муниципальные рынки").
Более того, указанный акт в первоочередном порядке был согласован с МУП ТК "Центральный рынок", в связи с чем права предприятия никоим образом не нарушаются.
Учитывая, что впоследствии МУП ТК "Центральный рынок", а также ряд иных муниципальных предприятий, на основании постановления мэра города Омска от 27.05.2005 N 266-п реорганизованы путем слияния в МУП г. Омска "Муниципальные рынки", дополнительное согласование с МУП города Омска "Муниципальные рынки" не требуется.
Установив указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение полностью соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и прав заявителя не нарушает, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в признании недействительным распоряжения от 29.12.2008 N 1384-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гусарова - улице Рабиновича в Центральном административном округе города Омска".
Отказав в удовлетворении заявленных департаментом имущественных отношений требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба департамента имущественных отношений удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2009 по делу N А46-6147/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6147/2009
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "РЕ-ПРИМА", Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальные рынки"