г. Москва |
Дело N А40-35097/10-106-172 |
|
N 09АП-18016/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Свиридова В.А., Москвиной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Русь-Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июня 2010 года
по делу N А40-35097/10-106-172, принятое судьей Кузнецовой С.А.
по заявлению ОАО "Русь-Банк"
к Федеральной налоговой службе России
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Легостаев А.В. по дов. от 05.08.2010 N 596, паспорт 46 06 633280;
от заинтересованного лица: Климова Г.Ю. по дов. от 15.12.2009 N ММ-29 7/399, уд. N2552;
УСТАНОВИЛ
ОАО "Русь-Банк" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы, оформленного письмом от 04.03.2010 N 2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море" (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Банк подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что проведение Банком стимулирующей лотереи не является нарушением норм Федерального Закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", Гражданского Кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях". Сослался на письмо Минфина РФ от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37, согласно которому сообщение о проведении стимулирующей лотерею в силу закона уже подразумевает то, что призовой фонд такой лотереи формируется за счет средств организатора лотереи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 09.08.2010 по 16.08.2010
В судебном заседании и представленных письменных пояснениях на апелляционную жалобу представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает её необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Указал, что банкам запрещено организовывать и проводить стимулирующие лотереи, поскольку условие о розыгрыше призового фонда стимулирующих лотерей не может быть включено в договор банковского вклада, а привлечение Банками денежных средств физических лиц во вклады с розыгрышем призовых фондов стимулирующих лотерей противоречит действующему законодательству.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заинтересованного лица, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Русь-Банк" направил в Федеральную налоговую службу уведомление от 25.02.2010 N 0249-04-02 о проведении стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море" с розыгрышем призов.
Рассмотрев указанное уведомление, Федеральная налоговая служба приняла решение, оформленное письмом от 04.03.2010 N 2-6-14/0070@, о запрете проведения стимулирующей лотереи, мотивировав тем, что банкам запрещено организовывать и проводить стимулирующие лотереи, поскольку условие о розыгрыше призового фонда стимулирующих лотерей не может быть включено в договор банковского вклада, а привлечение Банками денежных средств физических лиц во вклады с розыгрышем призовых фондов стимулирующих лотерей противоречит ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Банк, полагая, что оспариваемое решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что Банк в силу законодательства о банковской деятельности не вправе выступать организатором стимулирующей лотереи.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Однако, в силу п. 8 этой же нормы установлено, что положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 7 указанного Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи.
Как усматривается из материалов дела, Банком полностью соблюден порядок направления в ФНС уведомления о проведении стимулирующей лотереи, предусмотренный Законом о лотереях.
Однако, ФНС России оспариваемым письмом запретило Банку проводить стимулирующую лотерею на основании ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" и нормах ст. 834 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Вместе с тем, сам факт заключения кредитных договоров с гражданами с розыгрышем призов не подпадает под действие установленного ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" запрета, поскольку проведение стимулирующей лотереи не может быть отнесено ни к производственной, ни к торговой, ни к страховой деятельности. Аналогичная позиция в отношении банковских вкладов изложена в ч. 2 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т.
Единственное ограничение на проведение банками стимулирующих лотерей, которое установлено ЦБ РФ, как органом, осуществляющим в силу Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банковское регулирование, это: запрет на привлечение во вклады денежные средства физических лиц на условиях выплаты вкладчикам дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме (ч. 2 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т); запрет на включение условия о розыгрыше приза в договор банковского вклада (ч. 3 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т).
В отношении заключения кредитных договоров с гражданами никакого запрета не существует.
В условиях стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море" нет указания о том, что заключение кредитного договора обусловлено или каким-то иным образом поставлено в зависимость от участия граждан в стимулирующей лотерее. Банком не проводится выдача кредитов с целью проведения лотереи - наоборот, Банком проводится лотерея с целью популяризации банковского продукта. Участие гражданина в стимулирующей лотерее, его выигрыш никак не влияют на заключение кредитного договора или на размер процентной ставки за пользование кредитом. Условие о розыгрыше соответствующей части призового фонда лотереи также не включено в условия кредитного договора. Расходы Банка, связанные с проведением стимулирующей лотереи (в том числе - приобретением соответствующих частей призового фонда), осуществляются не за счет средств участников лотереи, а за счет собственных средств Банка.
В связи с этим, вопреки выводам суда первой инстанции, проведение Банком стимулирующей лотереи не является нарушением норм Федерального Закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", Гражданского Кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Не может быть принят во внимание вывод суда первой инстанции о том, что банки, в силу приведенного законодательства, не могут быть организаторами стимулирующей лотереи, поскольку ни законодательством о банках и банковской деятельности, ни гражданским законодательством, ни законодательством о проведении лотереей не предусмотрено абсолютного запрета на проведение банками стимулирующих лотерей.
Кроме того, о правомерности проведения кредитными организациями стимулирующей лотереи, свидетельствует, в том числе Письмо Минфина РФ от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37, в котором рассматривается ситуация, связанная с проведением банка среди своих вкладчиков - физических лиц стимулирующей лотереи.
Указанное Письмо доведено до неопределенного круга лиц. В указанном Письме Минфин РФ также разъясняет последствия проведения банком стимулирующей лотереи, и порядок исполнения обязанностей, возникающих у банка после проведения стимулирующей
лотереи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа пояснил, что одним из оснований принятия для запрета ОАО "Русь-Банк" в проведении стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море" является также отсутствие в Положении о проведении стимулирующей лотереи информации об источниках формирования призового фонда.
Несмотря на то, что данное основание не указано ФНС России в оспариваемом отказе, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лотереях" условия лотереи включают в себя, в том числе, порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи).
Однако, в ч. 4 этой же нормы установлено, что положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
В силу ст. 9 Закона о лотереях условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения о порядке формирования призового фонда. Поскольку в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях указано, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, сообщение о проведении стимулирующей лотерею в силу закона уже подразумевает то, что призовой фонд такой лотереи формируется за счет средств организатора лотереи.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и полагает возможным вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы России оформленного письмом от 04.03.2010 N 2-6-14/0070 @ о запрете проведения стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море".
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июня 2010 года по делу N А40-35097/10-106-172 отменить.
Признать незаконным решение Федеральной налоговой службы России оформленного письмом от 04.03.2010 N 2-6-14/0070 @ о запрете проведения стимулирующей лотереи "Кредит с видом на море".
Взыскать с Федеральной налоговой службы России в пользу ОАО "Русь-Банк" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35097/10-106-172
Истец: ОАО "Русь-Банк"
Ответчик: Федеральная налоговая служба России