город Москва |
дело N А40-22852/10-75-113 |
|
N 09АП-18999/2010-АК |
резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2010
по делу N А40-22852/10-75-113, принятое судьей А.Н. Нагорной
по заявлению Закрытого акционерного общества "Шелл Нефть"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве
Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области
Управлению Федерального казначейства по Московской области
о признании незаконным бездействия, об обязании возвратить излишне уплаченные налоги путем возврата;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М.А. Зубенко по доверенности от 01.02.2010;
от заинтересованных лиц: от МИФНС N 48 по г. Москве - К.Д. Штыхно по доверенности N 03-11/10-7 от 11.01.2010; от УФНС России по Московской области - Ю.С. Бирюковой по доверенности N 06-15/0171 от 09.08.2010; от УФК по Московской области - С.Г. Вербиной по доверенности от 13.01.2010 N 8у;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2010 на Управление Федеральной налоговой службы по Московской области возложена обязанность направить в Управление Федерального казначейства по Московской области в порядке, предусмотренном пунктом 12 Приказа Минфина России от 05.09.2008 N 92н, письменное обращение (решение) администратора поступлений в бюджет Московской области о возврате обществу 16.495.205,48 руб. налогов за 4 квартал 2008, ошибочно перечисленных на счет Управления Федерального казначейства по Московской области, на Управление Федерального казначейства по Московской области возложена обязанность по обращению (решению) Управления Федеральной налоговой службы по Московской области произвести возврат обществу на его расчетный счет 16.495.205, 48 руб. налогов за 4 квартал 2008, ошибочно зачисленных платежными поручениями от 23.12.2008 N 920, N 922, N 897 на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен, в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МИФНС России N 48 по г. Москве представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что обществом, состоящем на налоговом учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России N 48 по г. Москве, платежными поручениями от 23.12.2008 N 920 на сумму 3.730.137 руб., N 922 на сумму 10.042.678 руб., N 897 на сумму 2.722.390, 48 руб. ошибочно перечислены суммы налогов за 4 квартал 2008 на счет N 40101810600000010102, открытый Управлением Федерального казначейства по Московской области для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками Московской области.
Указанная ошибка произошла из-за наличия у заявителя обособленных подразделений на территории Московской области, которыми также уплачиваются налоговые платежи по реквизитам Управления Федерального казначейства по Московской области. Все остальные реквизиты платежей от 23.12.2008 являлись верными, ошибка допущена только в номере счета, на который данные платежи фактически и зачислены.
После обнаружения ошибки обществом повторно уплачены суммы налогов за 4 квартал 2008 платежными поручениями от 20.01.2009 N 553 на сумму 3.730.137 руб., N 539 на сумму 10.042.678 руб., N 545 на сумму 2.722.390, 48 руб. по реквизитам МИФНС России N 48 по г. Москве.
Также заявителем приняты меры к розыску ошибочно уплаченных денежных средств и их учету в расчетах с бюджетом.
Обратившись в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по данному вопросу общество получило ответ от 04.02.2009 N 10-1 о необходимости обращения по данному вопросу в налоговый орган по месту учета - МИФНС России N 48 по г. Москве.
Заявитель в МИФНС России N 48 по г. Москве с письмом от 06.06.2009 N FNS-2009-015-H48 с просьбой об оказании содействия в поиске ошибочно перечисленных платежей и об их отражении в расчетах с бюджетом.
Письмами от 15.06.2009 N 05-10/29067@, от 26.08.2009 N 05-10/41292@ инспекция сообщила в вышестоящий налоговый орган УФНС России по г. Москве о том, что денежные средства по платежным поручениям заявителя от 23.12.2008 N 920, N 922, N 897 на расчетный счет МИФНС России N 48 по г. Москве не поступали; просила принять необходимые меры и оказать содействие по направлению данных средств по принадлежности.
Также заявитель обратился в УФНС России по Московской области с заявлением от 08.07.2009 N JH5-2009-032 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
В ответ на поступившие обращения УФНС России по Московской области сообщило письмами от 17.08.2009 N 08-37/7338, от 30.09.2009 N 08-37/9368 о том, что существующим Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, процедура возврата платежа в случае, когда на территории субъекта Федерации имеется администратор поступлений в бюджет, подведомственный тому же главному администратору дохода, не регламентирована, по имеющейся информации ФПС России направило в Минфин России запрос по проблемным вопросам, связанным с возвратом органами Федерального казначейства ошибочно перечисленных платежей, зачисленных на счет Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации; до получения данных разъяснений вопрос возврата подлежит взятию на контроль налоговыми органами по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.
Таким образом, во внесудебном порядке возврат ошибочно перечисленных заявителем средств в счет уплаты налогов за 4 квартал 2008 на сумму 16.495.205, 48 руб. не произведен.
Пунктом 3 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в поименованных в нем случаях, в том числе с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 45 названного Кодекса установлены случаи, в которых обязанность по уплате налога не признается исполненной, в том числе при неправильном указании налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Судами установлено, что денежные средства по платежным поручениям заявителя от 23.12.2008 N 920, N 922 и N 897 на общую сумму 16.495.205,48 руб. ошибочно зачислены на счет N 40101810600000010102, открытый Управлением Федерального казначейства по Московской области (УФК по МО) для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками Московской области, что повлекло неперечисление заявителем налогов в данной сумме в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по г. Москве N 40101810800000010041. Тем самым обязанность по уплате налогов за 4 квартал 2008 вышеперечисленными платежными поручениями от 23.12.2008 заявителем не исполнена; данные платежные поручения требованиям пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ не удовлетворяли.
Статьей 78 НК РФ предусмотрен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов, пени, штрафов), который распространяется на платежи, удовлетворяющие требованиям п. 3 ст. 45 НК РФ, но перечисленные излишне (зачет производится по соответствующим видам налогов и сборов налоговым органом по месту учета налогоплательщика и т.д.).
Порядок возврата средств, не относящихся к излишне уплаченным (ст. 78 НК РФ) или излишне взысканным (ст. 79 НК РФ) налоговым платежам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
К указанным правоотношениям подлежат применению положения бюджетного законодательства, так как согласно п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ с учетом последующих изменений) к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом ст. 47 БК РФ предусмотрено, что к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Пунктом 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, установлено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет(а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Управление Федерального казначейства по Московской области подтвердило, что спорные платежи заявителя на общую сумму 16.495.205, 48 руб., поступившие на счет N 40101810600000010102, учтены по коду бюджетной классификации Российской Федерации 10011701010010000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" (т. 1 л.д. 95).
В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
В соответствии с приказом Минфина России и Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на управления ФНС России по субъектам Российской Федерации возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поименованным в приложениях к настоящему приказу.
Поскольку спорные платежи общества, поступившие на счет N 40101810600000010102 УФК по Московской области, зачислены на указанный счет ошибочно и не предназначались какому-либо из территориальных налоговых органов Московской области, то администратором данных поступлений в бюджет является непосредственно УФНС России по Московской области.
В апелляционной жалобе УФНС России по Московской области указывает на отсутствие процедуры возврата такого рода платежей, поскольку в соответствии с пунктом 12 раздела III "Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет. Тем самым, по мнению управления, вышеуказанным Порядком не регламентирована процедура возврата платежей в случае, когда на данной территории имеется администратор, подведомственный тому же главному администратору дохода.
Между тем, данные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований общества, поскольку из положений пункта 12 вышеназванного Порядка следует, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, тем самым запрета на возврат данных средств ни указанным Положением, ни бюджетным законодательством не предусмотрено, наоборот, прямо предусматривается возможность их возврата при условии наличия волеизъявления налогоплательщика и обращения администратора поступлений в бюджет, обладающего бюджетными полномочиями в отношении данных платежей (имеется неясность в вопросе, каким образом должны быть оформлены данные полномочия, и какой именно из администраторов поступлений должен обратиться в соответствующий орган Федерального казначейства).
При этом пунктом 12 Порядка установлен общий порядок возврата платежей и осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Таким образом, отсутствие детально регламентированного порядка возврата платежей, ошибочно поступивших на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, не является препятствием к рассмотрению настоящего дела по существу и удовлетворению требований заявителя.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2010 по делу N А40-22852/10-75-113 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22852/10-75-113
Истец: ЗАО "Шелл Нефть"
Ответчик: Управление Федеральной Налоговой Службы по Московской области, УФК по МО, ИФНС N48 по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18999/2010