г. Томск |
N 07АП-6762/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлёвой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Журавлёвой В.А.
при участии:
от заявителя: Баркалов А.В. по доверенности от 29.03.10;
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному), г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2010 г.
по делу N А27-5256/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Азот", г. Кемерово
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово
о признании незаконным решения от 16.03.2010 г. N 3 и обязании отменить решение от 16.03.2010 г. N 3,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот", г. Кемерово (далее - КОАО "Азот", общество) обратилось с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонному), г. Кемерово (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 16.03.2010 N 3, обязании Управления отменить решение от 16.03.2010 N 3 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (изложено с учетом принятого судом устного ходатайства представителя заявителя об уточнении предмета заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2010 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что у фонда имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за допущенное нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе на основании выездной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в отношении КОАО "Азот", вынесено решение N 3 от 16.03.2010 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательное пенсионном страховании.
Названным решением КОАО "Азот" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС_" в виде штрафа в сумме 66 824 рублей.
Считая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что пенсионным фондом не доказана обоснованность начисления страховых взносов и соответствующих пеней в ПФ РФ, в результате чего у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания финансовых санкций (штрафа), начисленных за нарушение ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно статье 2 ФЗ N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой, страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 19 ФЗ N 212-ФЗ).
При этом в силу пункта 2 статьи 25 ФЗ N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности.
В свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25.1 Федерального закона).
Исходя из содержания изложенных норм следует, что на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно привлекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения. Правовые основания для применения налоговыми органами ответственности к плательщику страховых взносов за нарушения, предусмотренные пунктом 2 статьи 27 ФЗ N 167-ФЗ, отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 27 ФЗ N 167-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Распоряжением ПФР и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006 г. N 282р, N231@ утвержден Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", который определяет необходимые процедуры взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных органов Федеральной налоговой службы по вопросу передачи налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности (п. 2).
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 03.12.2007 г. N ШТ-6-06/925 под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам проведения проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 1 статьи 100 НК РФ указано, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ определено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
В силу пункта 8 указанной нормы в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Таким образом, налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 г. N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, выявленные по результатам проведения налоговой проверки в порядке, установленном статьями 100, 101 НК РФ.
Налоговым органом в соответствии со статьей 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка деятельности КОАО "Азот" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налоговым органом при осуществлении мероприятий налогового контроля, в рамках выездной налоговой проверки, установлены факты неполной уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, инспекция, реализуя свои полномочия, предоставленные пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ, вправе была начислить страховые взносы и пени.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами посредством проведения проверок в порядке статей 100, 101 НК РФ, результат которых оформляется соответствующим решением.
Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки, результаты которой (решение) вступили в законную силу.
Таким образом, Управление было не вправе выносить оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения на основании выписки из акта выездной налоговой проверки, выводы которого не являются результатом проведенной проверки.
Из материалов дела усматривается, что решение инспекции от 01.03.2010 было получено обществом 05.03.2010 и обжаловано в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области 22.03.2010, в связи с чем, на момент вынесения решения о привлечении к ответственности Пенсионный фонд не располагал сведениями о вынесенном решении и вступлении его в законную силу.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что несмотря на то, что полномочия по привлечению к ответственности за нарушения в области пенсионного страхования действительно имеются у территориальных органов Пенсионного Фона Российской Федерации в соответствии с пп. 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", принятие подобного решения до установления факта недоимки налоговым органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплатой взносов, является недопустимым.
Более того, в соответствии со статьёй 106, пунктом 6 статьи 108 НК РФ в предмет доказывания при привлечении к налоговой ответственности входят обстоятельства, подтверждающие, что правонарушение совершено в результате виновных противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности, свидетельствующие о наличии в его действиях состава правонарушения.
Между тем, в решении управления содержится лишь констатация факта занижения базы для исчисления страховых взносов, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя, что противоречит требованиям пункту 3 статьи 100, пунктам 5, 8 статьи 101, статьям 106 и 108 НК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления о взыскании штрафных санкций, начисленных за нарушение ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ в размере 66 824 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба пенсионного фонда - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2010 года по делу N А27-5256/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5256/2010
Истец: Кемеровское ОАО "Азот"
Ответчик: УПФ РФ в. г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области