г. Томск |
Дело N 07АП-6357/10 |
"25" августа 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.Х. Музыкантовой,
судей: Т.А. Кулеш , А.В. Солодилова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.
при участии:
от заявителя: Астахов А.В. по дов. от 26.01.2010г.,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 27.05.2010 года по делу N А03-4523/2010 (судья Старцева М.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман"
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края
о признании незаконным отказа размещения объекта и обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2010 года производство по делу в части требований Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман" (далее - Общество, ООО ТФ "Агреман") об обязании Главного управления имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление, ответчик) принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства. В остальной части в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2010г. в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечило.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 27.05.2010 года., определив в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ТФ "Агреман" обратилось в адрес Главного управления с заявкой от 27.02.2010г. N 1219 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6630 кв.м, расположенного в г. Барнауле по ул. Попова, 70д для строительства дополнительных административных зданий рынка. Письмом от 19.03.2010г. N АН-2590 Главное управление отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, указав, что спорный участок уже предоставлен в аренду Барнаульскому городскому потребительскому обществу для проектирования и строительства рынка по продаже сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления сроком до 08.06.2012 года.
Не согласившись с данным отказом Главного управления, ООО ТФ "Агреман" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
По заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (далее - Закон N 12-ЗС), пункту 1.1. Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 г. N 32, Главное управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства установлен статьей 31 Земельного кодекса РФ.
Аналогичная процедура и критерии предоставления земельных участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решением закреплены в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007г. N 48.
Согласно пункту 2.3 Порядка N 48 гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что уполномоченный орган на основании полученного заявления:
- в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;
- получает от администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО ТФ "Агреман"б обратилось в Управление с заявлением о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта с целью предоставления земельного участка для строительства, что следует из содержания заявления.
Следовательно, в силу пункта 2.4 Порядка N 48 Управление должно было направить обращение в Администрацию города Барнаула.
Судом установлено, что Управление самостоятельно отказало Обществу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 6630 кв. м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 70д, соответственно, рассмотрело заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка, а не заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.6. Порядка N 48 отказ в предоставлении земельного участка возможен по следующим основаниям: иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории; наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия такого решения.
При этом отказ Управления, мотивированный предоставлением испрашиваемого земельного участка в аренду Барнаульскому городскому потребительскому обществу для проектирования и строительства рынка по продаже сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления сроком до 08.06.2012г., что не имеет в данном случае правового значения.
Управлением не подтверждено наличие у него полномочий со ссылкой на нормативно-правовые акты по принятию решения об отказе в предоставлении земельного участка, минуя процедуру направления заявления в Администрацию города Барнаула в целях получения от администрации акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, и иной информации.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности оспариваемых действий Управления, об отсутствии доказательств соблюдения процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ и пунктами 2.4, 2.5 Порядка N 48, нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно, права на выбор и предоставление ему земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности.
Признавая оспариваемое решение Управления незаконным, суд апелляционной инстанции, учитывая то, что хотя непосредственный выбор земельного участка не осуществляется Управлением, но именно Управление является тем уполномоченным органом, к которому граждане и юридические лица обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возлагает на Управление обязанность по обеспечению процедуры выбора и согласования земельных участков.
Несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения Арбитражного суда Алтайского края и принятия нового судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Общества подлежат возмещению расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ и согласно пункту 1 части 1 статьи333.41
Налогового кодекса РФ Обществу подлежит возврату из Федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 9800 от 16.06.2010 г. государственная пошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2010г. по делу N А03-4523/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман" требования удовлетворить.
Признать незаконным Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом от 19.03.2010 года N АН-2590.
Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман", возложив на Главное управление имущественных отношений Алтайского края обязанность по обеспечению процедуры выбора земельного участка площадью 6630 кв. м. для строительства дополнительных торгово-административных зданий по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 70д и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе указанного земельного участка.
Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. по первой и апелляционной инстанциям.
Возвратить из Федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Агреман" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.06.2010г. N 9800, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4523/2010
Истец: ООО "Торговая фирма "Агреман"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Третье лицо: Барнаульское городское потребительское общество
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16725/10
29.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16725/10
20.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-4523/2010
25.08.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6357/10