г. Москва |
N 09АП-19497/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Свиридова В.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2010 г.
по делу N А40-46509/10-2-187, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ООО "Глобал-Ойл"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
третье лицо: Департамент земельных ресурсов городу Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Свириденко В.В. по доверенности от 19.04.2010 г.
от ответчика: Зорина А.В. по доверенности от 24.11.2009 г.
от третьего лица: Туренкова М.А. по доверенности от 28.12.2009 г.
УСТАНОВИЛ
ООО "Глобал-Ойл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по г. Москве) от 18.03.2010 г. N 14/025/2009-588 в государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526, предметом которого является передача в аренду земельного участка, кадастровый номер 77:06:0007003:1002, площадью 1000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 136, заключенного между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "Глобал-Ойл"; обязании Управление Росреестра по Москве зарегистрировать договор долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526, предметом которого является передача в аренду земельного участка, кадастровый номер 77:06:0007003:1002, площадью 1000 кв.м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 136, заключенный между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "Глобал-Ойл".
Решением от 21.06.2010 г. суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемый по делу отказ регистрирующего органа является не законным, не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что отказ в государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 14.12.2009 г. между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и ООО "Глобал-Ойл" был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-06-034526, предметом которого является передача в аренду земельного участка, кадастровый номер 77:06:0007003:1002, площадью 1000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 136, для целей размещения объекта торговли, в соответствии с установленным в кадастровом паспорте земельного участка разрешенным использованием, сроком до 21.03.2056 г.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526 с приложением соответствующих документов, предусмотренных ст.ст. 17, 18 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", о чем в книгу учета входящих документов была внесена запись N588 от 17.12.2009 г.
Письмами-уведомлениями от 15.01.2010 г., от 15.02.2010 г. (исх. N 77-77-14/025/2009-3) Управление Росреестра по г. Москве сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации сроком до 11.05.2010 г.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями от 11.02.2010 г., о чем в книгу учета входящих документов была внесена запись N 433 от 02.2010 г., от 18.02.2010 г., о чем в книгу учета входящих документов была внесена запись N 5 от 18.02.2010 г., от 09.03.2010 г., о чем в книгу учета входящих документов внесена запись N 765 от 09.03.2010 г. о возобновлении государственной регистрации договора аренды с приложением, в дополнение к ранее предоставленным, документов, подтверждающих законный порядок предоставления заявителю указанного земельного у частка в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ, необходимых для государственной регистрации права.
Решением Управления Росреестра по г. Москве, оформленным письмом от 18 марта 10 года N 14/025/2009-588 со ссылкой на абз. 4, абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 г. N 270-ПП, в государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526 заявителю было отказано.
Отказ в регистрации мотивирован тем, что заявителем не представлены необходимые в соответствии со ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка предоставления земельного участка на торгах и было указанно на то, что представленное заявителем Распоряжение префекта ЮЗАО г. Москвы от 04.10.2006 г. N 2020-РП "Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов "шаговой доступности" не может являться основанием для заключения договора аренды земельного участка, в соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование свое правовой позиции и доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что предоставление земельного участка в данном случае не могло быть осуществлено без проведения конкурса, не соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными ответчиком доводами по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Таким образом, из положений п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду и не предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель предварительно согласовал место размещения объекта строительства, что подтверждается актом разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции от 02.02.2007 г. N А-3169/03, утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, основанием для разработки которого являлись следующие документы:
Распоряжение префекта Юго-Западного административного округа от 04.10.2006 г. N 2020-РГ1 "Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов "шаговой доступности" на территории округа";
протокол подведения итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов "шаговой доступности", расположенных на территории ЮЗАО от 29.08.2006 г. N 3;
решение комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО (выписка из протокола от 05.06.2003 г. N 20); выписка из решения заседания Регламентной комиссии у Главного архитектора города Москвы (протокол от 19.01.2007 г. N 2);
заключение о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территории от 22.12.2006 г. N 03-06-1089-05/301-06; проект планирования территории, прилегающей к Профсоюзной ул. от станции метро "Беляево" до МКАД (Юго-Западный административный округ), утвержденный постановлением Правительства Москвы от 30.09.2003 г. N 813-ПП;
Градостроительный план развития территории Юго-Западного административного округа до 2020 года, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 17.07.2001 г. N 666-ПП; корректировка схем градостроительного зонирования территории административных округов и генеральной схемы градостроительного зонирования территории города Москвы от 26.10.2004 г. N 741-ПП.
При этом предоставление заявителю земельного участка в аренду было осуществлено на основании:
Распоряжения префекта Юго-Западного административного округа от 04.10.2006 г. N 2020-РП "Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов "шаговой доступности" на территории округа";
Распоряжения префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы от 01.02.2008 г. N 109-РП "Об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции торгового центра, объекта шаговой доступности по адресу: ул. Профсоюзная, вл. 136";
Распоряжения префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы от 19.10.2009 г. N 1530-РП "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Глобал-Ойл" в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: улица Профсоюзная, вл. 136". Вышеперечисленные документы были представлены с заявлением о проведении государственной регистрации договора аренды, что подтверждается выданными ответчиком расписками в получении документов на государственную регистрацию.
Вышеназванные распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы являются действующими, в установленном законом порядке не оспорены.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что заявителем осуществлено предварительное согласование места расположения объекта, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для проведения торгов в рассматриваемом случае не имелось, а отказ ответчика в государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526 является незаконным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика со ссылкой на пункт 4.8 договора аренды, согласно которого часть земельного участка площадью около 0.0189 га. за красными линиями (линиями регулирования городской застройки) предоставляется без права застройки и его несоответствие п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 г. N 270-ПП и п. 3, п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N48 "О землепользовании в городе Москве", так как согласно указанному закону земельные участки в границах земель общего пользования могут предоставляться в аренду на срок не более пяти лет, по следующим основаниям.
Согласно топографического плана с линиями градостроительного регулирования учетный N 10о/91632-09, по адресу Профсоюзная улица, вл.136, выполненного ГУП "МОСГОРГЕОТРЕСТ", спорный земельный участок граничит с тех. зоной коммуникаций, в связи с чем, линия застройки была ограничена при градостроительном регулировании территории.
При этом Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" не содержит ограничений по сроку аренды земельных участков граничащих с тех. зоной коммуникаций.
Кроме того, согласно п.1 ст. 9 указанного Закона, срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременении и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
Закон города Москвы "О землепользовании в городе Москве"от 19.12.2007г. N 48 вступил в силу 05.01.2008 г., тогда как основные документы, являющиеся основанием для передачи земельного участка в аренду, были выданы ранее вступления в действие данного нормативного акта: Распоряжение префекта Юго-Западного административного округа N 2020-РП "Об утверждении итогов конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов "шаговой доступности" на территории округа" датировано 04.10.2006 г., акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции N А-3169/03, утвержденный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, датирован 02.02.2007 г., решение комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО (выписка из протокола от 05.06.2003 г. N 20) датировано 05.06.2003 г., решение заседания Регламентной комиссии у Главного архитектора города Москвы (протокол N 2) датировано 19.01.2007 г., заключение о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территории N 03-06-1089-05/301-06 было выдано 22.12.2006 г.
Поскольку Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" не содержит положений о том, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, а основания для передачи спорного земельного участка в аренду возникли ранее вступления указанного закона в силу, положения ст. 9 Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 к данным отношениям применению не подлежат.
В связи с указанным, а также учитывая, что земельный участок, в отношении которого заключен договор аренды, находится в собственности города Москвы, имело место предварительное согласование места размещения объекта, выбор и формирование которого осуществлялись по инициативе и за счет заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованном выводу о том, что данный участок предоставлен заявителем в соответствии с положениями ст. 30 ЗК РФ, и с соблюдением требований п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 г. N 270-ПП.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемый по делу отказ Управления Росреестра г. Москвы от 18.03.2010 г. N 14/025/2009-588 в государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N М-06-034526 не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, возложив на Управление Росреестра по г. Москве осуществить государственную регистрацию права собственности города Москвы на данный объект недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2010 г. по делу N А40-46509/10-2-187 оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46509/10-2-187
Истец: ООО "Глобал-Ойл"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы