город Омск |
|
|
Дело N А46-12282/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Рыжиков О.Ю., Кливер Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3503/2010) общества с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр"
на решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010
по делу N А46-12282/2009 (судья Третинник М.А.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области,
при участии третьего лица: Правительства Омской области,
о признании незаконными действий и обязании устранить нарушенное право,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр" - Свиняков Г.В. по доверенности б/н от 01.02.2010 сроком действия до 31.12.2010;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Правительства Омской области - Фетисов В.В. по доверенности N 09/ПП-517/01 от 27.05.2009 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр" (далее по тексту - ООО "Сибирский сервисный центр", Общество, заявитель) города Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Правительства Омской области, с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), совершённых 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1484 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041, местоположением город Омск, Центральный административный округ, улица Герцена, дом 70, в размере 18 080 284 руб. 32 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 руб. 48 коп. за 1 кв.м с момента их совершения; об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041 в размере 18 080 284 руб. 32 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 руб. 48 коп. за 1 кв.м.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.07.2009 по делу N А46-12282/2009 заявление ООО "Сибирский сервисный центр" было оставлено без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 09.12.2009 решение суда первой инстанции было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010 по делу N А46-12282/2009 в удовлетворении заявления ООО "Сибирский сервисный центр" отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность действий Управления Роснедвижимости по Омской по внесению экономических характеристик принадлежащих заявителю земельных участков на основании Постановления Правительства РФ от 19.12.2007 N 174-П и отсутствие доказательств нарушенных прав заявителя оспариваемыми действиями.
В апелляционной жалобе ООО "Сибирский сервисный центр" просит решение арбитражного первой инстанции суда об отказе в удовлетворении заявленных им требований отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не выполнил указания, изложенные в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 08.12.2009. Так, ООО "Сибирский сервисный центр" считает, что суд первой инстанции, не получив никаких доказательств того, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка явились данные анализа рыночных цен, необоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от Управления Роснедвижимости по Омской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, подтвержденное следующими документами: свидетельством о прекращении деятельности Управления Роснедвижимости по Омской области путем реорганизации в форме присоединения от 30.04.2010, свидетельством о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 30.04.2010.
Рассмотрев указанное ходатайство в судебном заседании, суд апелляционной инстанции счел его подлежащим удовлетворению, и в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица - Управления Роснедвижимости по Омской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Управление Росреестра по Омской области, согласно отзыву на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В тексте отзыва изложено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя заинтересованного лица, которое суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.
Представитель Общества в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Омской области отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Сибирский сервисный центр" является собственником земельного участка площадью 1484 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041, предоставленного для общественно-деловых целей под строение (административное здание), расположенного на землях поселений по адресу: относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, улица Герцена, дом 70.
Полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, ООО "Сибирский сервисный центр" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что поводом для обращения с заявлением в суд послужило нарушение Управлением Роснедвижимости по Омской области при совершении обжалуемых действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков процедуры, установленной нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
По мнению заявителя, из указанных правовых актов следует, что результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ, является кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая может быть внесена в государственный земельный кадастр лишь после утверждения Правительством Омской области результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-п), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Из анализа указанных положений Административного регламента следует, что результатом государственной кадастровой оценки может быть не только кадастровая стоимость конкретного земельного участка, но и величина среднего удельного показателя кадастровой стоимости в кадастровом квартале. В свою очередь, данная величина является производной от кадастровой стоимости конкретных земельных участков, расположенных в данном квартале.
Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-п в декабре 2007 года.
Иными словами, основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке Общества послужило Постановление N 174-п, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Такими материалами государственной кадастровой оценки является отчет, который в соответствии с пунктами 9.6 и 9.7 Административного регламента, подлежит проверке в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из представленного в материалы дела отчета N 05-09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля", следует, что осуществление кадастровой оценки спорного земельного участка соответствует Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316), в том числе пунктам 10, 11, 13 Правил и не противоречит положениям пункта 5 Правил, на который ссылается податель апелляционной жалобы, так как определение кадастровой стоимости спорного земельного участка как вновь образуемого была определена согласно пункту 13 Правил на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, проведенной с учетом пунктов 2 - 9 Правил.
Доказательств обратного подателем жалобы в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 указанных Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей.
При таком расчете использовалась статистическая модель, построенная на основе зависимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости (п. 2.2.7 указанных Методических указаний). При многообразии и различных комбинациях факторов стоимости (предусмотренных указанными Методическими указаниями), влияющих на величину удельного показателя кадастровой стоимости, для земельных участков одного и того же вида разрешенного использования, расположенных в границах одного кадастрового квартала, величина удельных показателей кадастровой стоимости может быть различной.
Таким образом, в процессе оценки кадастровой стоимости каждого земельного участка соответствующего вида разрешенного использования в пределах кадастрового квартала определяются средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в пределах кадастрового квартала. То есть, в процессе оценки определяется кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая отражается в отчете, в пределах одного квартала с соответствующим видом разрешенного использования производится суммирование полученных результатов оценки, после чего определяется средний удельный показатель по конкретному кварталу и виду разрешенного использования.
Кроме того, территориальный орган Роснедвижимости самостоятельно не определяет кадастровую стоимость конкретного участка путем перемножения площади на средний удельный показатель, определенный в Постановлении N 174-п.
В государственный земельный кадастр вносятся величины кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, которые были определены в процессе оценки и содержатся в материалах оценки.
Также следует отметить, что кадастровая стоимость земельных участков, содержащихся в материалах оценки (в отчете) и впоследствии внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, отражена в Постановлении Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36".
При этом результат государственной кадастровой оценки земель, утвержденный постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" никем не оспорен и являлся действующим на момент определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При формулировании данных выводов суд апелляционной инстанции учитывал также судебную практику, сформированную по данной категории споров кассационной инстанцией, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-2783/2009(6067-А46-40); от 16.09.2009 N Ф04-5506/2009; Определение ВАС РФ от 07.09.2009 N ВАС-11599/09 по делу N А46-19775/2008).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя, то есть на ООО "Сибирский сервисный центр"
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2010 по делу N А46-12282/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12282/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-12282/2009
29.06.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3503/2010
09.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7600/2009