Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 2007 г.
Таких изменений очень много, ведь налоговая реформа продолжается. Если мы бы взялись описать их все подробно, то не хватило бы страниц и всего этого номера. Поэтому постараемся назвать только самые важные новации...
Часть первая НК РФ
Множество изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, касается вопросов исчисления, сроков, уплаты, взыскания и возврата налогов и пеней, налоговых проверок, налоговой отчетности и ответственности.
Когда в НК РФ указывается срок в днях, теперь нужно понимать, что это - рабочие дни. Исключение составляют случаи прямого указания, что сроки определяются в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).
Обратите внимание! Во многих статьях части второй НК РФ сроки в днях заменены как раз на сроки в календарных днях (такие поправки внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в статьи 152, 153, 165, 167, 168, 179.1, 179.2, 198, 228, 243, 266, 279, 280, 282, 289, 308, 333.32, 346.10, 346.23, 346.25.1, 346.39, 386 НК РФ).
В течение семи рабочих дней с момента открытия либо закрытия счета необходимо сообщить об этом в свой налоговый орган (п. 2 ст. 23 НК РФ).
За просрочку уплаты авансовых платежей по налогам придется уплачивать пени, но при этом штрафы взыскивать не будут (ст. 58 НК РФ). В то же время введен расчет авансовых платежей (п. 1 ст. 80 НК РФ), поэтому при непредставлении расчета ответственность по ст. 119 НК РФ применяться не должна.
Если налогоплательщик действовал в соответствии с письменными разъяснениями финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица этого органа) и в связи с этим нарушил налоговое законодательство, то он освобождается даже от уплаты пени. Разумеется, речь идет о разъяснениях, данных после 31 декабря 2006 г. Кроме того, они должны соответствовать ряду условий, перечисленных в п. 8 ст. 75 НК РФ (в частности, должны быть даны налогоплательщику лично или для неопределенного круга лиц). Необходимо, чтобы вопрос в государственный орган был сформулирован четко, полно и достоверно, иначе норма работать не будет.
С 1 января 2007 г. налоги, пени и штрафы взыскиваются в бесспорном порядке по инкассовым поручениям. Судебный порядок сохранен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (пункты 1, 9 и 10 ст. 46 НК РФ, утратила силу ст. 103.1 НК РФ). Соответственно налоговые органы получили дополнительные полномочия по учету обстоятельств, исключающих или смягчающих вину (п. 5 ст. 101 НК РФ).
Налоговый орган имеет право приостанавливать операции по расчетному счету исключительно в пределах суммы недоимки. Остальные денежные средства налогоплательщик может использовать (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Появилась возможность для зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных сумм авансовых платежей и штрафов (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ).
В 2007 г. налогоплательщики со среднесписочной численностью работников свыше 250 человек должны представлять налоговые декларации и расчеты в электронном виде. Если налогоплательщик не ведет деятельности, то ему нужно представлять только одну декларацию по упрощенной форме (а не кучу пустых форм, как раньше). А те, кто применяет спецрежимы, не должны представлять "пустышки" по тем налогам, плательщиками которых они не являются (пункты 2, 3 ст. 80 НК РФ).
При выявлении налоговым органом нарушения при камеральной проверке теперь в течение 10 дней после ее окончания должен составляться акт проверки (абзац второй п. 1 ст. 100 НК РФ). При выявлении ошибок налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней представить необходимые пояснения и внести исправления. Представленные дополнительные документы и пояснения проверяющий обязан рассмотреть перед составлением акта (пункты 3 - 5 ст. 88 НК РФ).
Срок проведения выездной проверки - два месяца, в исключительных случаях он может быть продлен до шести месяцев. По четырем установленным основаниям руководитель инспекции может приостановить выездную проверку. Общий срок приостановления - не более шести месяцев. Шесть плюс шесть месяцев - целый год. Но в течение года более двух любых выездных проверок не должно быть (пункты 5, 6, 9 ст. 89 НК РФ).
Однако если вы подадите уточненную декларацию с уменьшением суммы налога, то у налогового органа появится право на повторную проверку (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
В последний день выездной проверки проверяющий обязан вручить проверяемому справку о проведенной проверке, указав в ней предмет проверки и сроки проведения (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Акт о проведении проверки должен вручаться из рук в руки. Если налогоплательщик уклоняется от этого, акт отправляется по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности лишение проверяемого возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов или представить объяснения, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения о привлечении к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Плательщиков самого спорного налога ожидает много новшеств. Они появились в главе 21 НК РФ благодаря Федеральным законам от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ; от 03.11.2006 N 175-ФЗ, 176-ФЗ, 180-ФЗ; от 10.11.2006 N 191-ФЗ.
К явно плохим сюрпризам относится тот факт, что, рассчитываясь за приобретенные товары (работы, услуги) и имущественные права неденежными средствами (включая взаимозачет), покупатель теперь обязан оплатить поставщику НДС платежным поручением (п. 4 ст. 168 НК РФ).
Не очень порадуют налогоплательщиков, не являющихся экспортерами, кардинальные перемены в ст. 176 НК РФ. В частности, наличие в Декларации по НДС итоговой суммы к возмещению или зачету автоматически влечет камеральную налоговую проверку. Причем в отличие от общего правила ст. 88 НК РФ при этом могут потребовать счета-фактуры, платежные поручения и другие документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). В течение семи дней по окончании проверки инспекция должна принять решение о возмещении и решение о форме возмещения (зачете или возврате). В течение пяти дней после этого налогоплательщику должны вернуть налог. Если не вернут в срок, то в пользу плательщика НДС будут "капать" проценты.
Сроки возврата сократились, однако у налоговых органов есть возможность безнаказанного затягивания камеральной проверки, что сводит на нет некоторые плюсы от изменений.
Зато для экспортеров эти изменения весьма благоприятны, поскольку явно направлены на упрощение порядка возмещения "входного" НДС по экспорту. Этот порядок теперь мало отличается от обычного порядка. Экспортные и внутрироссийские операции отражаются в одной декларации, особая декларация по операциям с нулевой ставкой НДС упразднена (отменен п. 6 ст. 164 НК РФ). Теперь из п. 3 ст. 172 НК РФ следует, что в случае неподтверждения применения нулевой ставки НДС в 180-дневный срок, когда налог уплачивается по ставке 10 или 18%, право на вычет "входного" НДС возникает на день отгрузки товаров на экспорт.
Отметим, что новый порядок возмещения НДС действует при подаче деклараций после 31 декабря 2006 г. (в частности, по итогам декларации за декабрь). В то же время декларации по НДС по новой универсальной форме, в которой отражаются данные по всем ставкам (18, 10 и 0%), нужно будет сдавать, отчитываясь за январь. Новая форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.
Остальные изменения в целом можно признать не ухудшающими положение налогоплательщиков. Так, не признается объектом налогообложения безвозмездная передача основных средств автономным учреждениям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Льготу по НДС при реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения смогут применять религиозные организации и их дочерние структуры, которые не являются производителями таких товаров (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). При ввозе на территорию России товаров космического назначения НДС уплачивать не нужно (подп. 13 ст. 150 НК РФ).
В 2007 - 2008 гг. сельхозтоваропроизводители, указанные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и работающие с ними лизинговые компании освобождены от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ некоторых племенных животных (ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, введенная в него Федеральным законом от 03.11.2006 N 180-ФЗ).
Акцизы
В главу 22 НК РФ изменения внесены двумя Федеральными законами: от 26.07.2006 N 134-ФЗ и от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
С 1 января 2007 г. повышены ставки акцизов на алкоголь, пиво и табачные изделия (п. 1 ст. 193 НК РФ). Причем в ставку на сигареты и папиросы введена адвалорная составляющая, исчисляемая в процентах от максимальной розничной цены. Эту цену производители или импортеры должны декларировать (п. 3 новой ст. 187.1 НК РФ).
Продавцы нефтепродуктов, не являющиеся их производителями, акцизы не уплачивают (отменены ст. 179.1, подпункты 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ). При этом отменяются свидетельства на совершение операций с нефтепродуктами.
В этой связи упразднена ст. 197.1 НК РФ, а вместе с ней с 1 января 2007 г. прекратили работу налоговые посты, созданные ранее у плательщиков акцизов на нефтепродукты.
А вот для производства и переработки прямогонного бензина придется получить свидетельство (новая ст. 179.3 НК РФ). При реализации прямогонного бензина его производителем и при его получении для производства продукции нефтехимии должен уплачиваться акциз.
Спиртосодержащие парфюмерно-косметическая продукция и продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке теперь являются подакцизным товаром (подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ), правда, по ставке 0% (п. 1 ст. 193 НК РФ). Производители такой продукции обязаны получать соответствующее свидетельство, при этом они могут принять к вычету акциз, уплаченный за приобретенный денатурированный этиловый спирт (п. 16 ст. 201 НК РФ).
Не является подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, прошедшая государственную регистрацию, с объемной долей этилового спирта до 80% или с объемной долей спирта до 90%, но при наличии на флаконе пульверизатора (абзац пятый подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц
Глава 23 НК РФ с 1 января 2007 г. действует в редакции изменений, внесенных Федеральными законами от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 18.07.2006 N 119-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 144-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ.
Определение налоговых резидентов перекочевало из ст. 11 в п. 2 ст. 207 НК РФ. При этом оно изменено. Теперь к налоговым резидентам относятся физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Причем выезды из России для лечения или обучения на срок менее шести месяцев не прерывают период нахождения. Кроме того, резидентами остаются российские военнослужащие и сотрудники органов власти, командированные за границу, независимо от срока их отсутствия в России.
Раньше при продаже ценных бумаг можно было применять имущественный вычет в размере 125 000 руб. в случае, если невозможно было обосновать вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по приобретению бумаг. Теперь из п. 3 ст. 214.1 НК РФ законодатель изъял альтернативу, оставив только вычет в виде фактических расходов. Как отмечают некоторые юристы, поправки в статьи 214.1 и 220 НК РФ, призванные отменить имущественный вычет по ценным бумагам, составлены весьма неудачно. Из них можно сделать и прямо противоположный вывод. На этот счет наверняка появятся официальные разъяснения.
Участники боевых действий на территории РФ получили право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение увеличен до 50 000 руб. При этом при получении вычета на лечение разрешено учитывать взносы по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим исключительно оплату лечения (подпункты 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
В перечень объектов, при продаже или приобретении которых применяется имущественный налоговый вычет, включены комнаты (подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).
С 12 января 2007 г. действует новая льгота, введенная Федеральным законом от 05.12.2006 N 208-ФЗ. Согласно новому п. 34 ст. 217 НК РФ не удерживается НДФЛ со средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. При этом при направлении данных средств на обучение нельзя будет применить социальный вычет, а при их направлении на приобретение или строительство жилья - имущественный (подп. 2. п. 1 ст. 219, абзац 19 подп. 2. п. 1 ст. 220 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
Применяя с 1 января 2007 г. главу 25 НК РФ, нужно учитывать изменения, внесенные Федеральными законами от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 144-ФЗ и от 03.11.2006 N 175-ФЗ.
Больше нет ограничений для уменьшения текущей налоговой базы на сумму убытков прошлых лет (п. 2 ст. 283 НК РФ). Причем согласно письму Минфина России от 01.06.2006 N 03-03-04/1/492 это можно сделать, не дожидаясь конца 2007 г., а, например, по итогам I квартала.
Введя с 1 января 2006 г. амортизационную премию, законодатели почему-то не включили в перечень капитальных затрат реконструкцию. Теперь это упущение исправлено: до 10% затрат на реконструкцию можно сразу включать в расходы, не увеличивая первоначальную стоимость основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Это добавление вступило в силу с 1 января 2007 г., но распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г. Следовательно, в годовой декларации за 2006 г. эти расходы можно учесть.
Срок признания расходов на проведение НИОКР сокращен до одного года в отношении всех таких работ, законченных в 2007 г.: как успешных, так и не приведших к положительному результату (п. 2 ст. 262 НК РФ).
В перечень необлагаемых доходов включены списанные суммы задолженности по налоговым штрафам и пеням, а не только по налогам и сборам. Причем данное изменение, внесенное в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, вступило в силу с 1 января 2007 г., но применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2005 г. Следовательно, за 2006 г. это изменение вы учтете в декларации за 2006 г., а за 2005 г. вы имеете право пересчитать налог и подать уточненные декларации.
Для нового вида государственных и муниципальных учреждений - автономных учреждений установлено, что полученное ими по решению органов исполнительной власти имущество, а также субсидии и субвенции не являются в целях налогообложения прибыли доходами (подпункты 8 и 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В пользу информационных технологий...
Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании), ссылаясь на утечку мозгов за рубеж, давно добивались налоговых преференций. Уже была разработана отдельная глава 26.5 НК РФ, предусматривающая специальный налоговый режим для данной категории налогоплательщиков. Но поскольку ее принятие пока затягивается, с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ введены отдельные льготы для IT-компаний по ЕСН и налогу на прибыль.
Во-первых, для таких организаций почти в четыре раза снижены пороговые размеры налоговой базы на одного сотрудника, с которых начисление ЕСН осуществляется по регрессивным (пониженным) ставкам (п. 6 ст. 241 НК РФ).
Во-вторых, IT-компании могут учитывать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники не путем начисления амортизации, а единовременно по подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов (п. 15 ст. 259 НК РФ).
Определение организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, дано в новом п. 7 ст. 241 НК РФ. Это - российские организации, осуществляющие:
- разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи;
- оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации, а также установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.
Помимо соответствия данному определению IT-компания для применения льгот должна выполнить ряд требований, установленных в п. 8 ст. 241 НК РФ. Если во время отчетного периода хотя бы одно из требований перестает выполняться, льготы теряются с начала этого периода и налоги тогда придется пересчитать.
Единый сельскохозяйственный налог
Отметим, что глава 26.1 НК РФ подверглась самым кардинальным изменениям (на основании Федеральных законов от 13.03.2006 N 39-ФЗ, от 03.11.2006 N 177-ФЗ).
В пункте 3 ст. 346.2 НК РФ дано определение сельскохозяйственной продукции для целей ЕСХН.
Право на применение ЕСХН с 1 января 2007 г. получили сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также все градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Напомним, что раньше такое право было не у всех рыбохозяйственных организаций, а только у начавших функционировать до 1 января 1997 г.
Зато отнято право на применение ЕСХН у бюджетных учреждений, а также у всех, кто помимо сельского хозяйства занимается еще и игорным бизнесом (п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Кроме того, добавлены основания для потери права на применения ЕСХН у тех, кто его уже имеет. Это - создание филиала или представительства, производство подакцизных товаров и занятия игорным бизнесом (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Вновь зарегистрированные организации и предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение пяти дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). А те организации, которые опоздали воспользоваться своим правом, получили возможность при выполнении ряда условий сделать это позже (абзац второй п. 5 ст. 346.2 НК РФ).
Имея перед переходом на ЕСХН остатки незавершенного производства, отраженные в налоговом учете в целях уплаты налога на прибыль, организации теперь могут включить их в принимаемые при ЕСХН расходы в периоде выпуска готовой продукции. Но при условии, что включенные в "незавершенку" материальные расходы были оплачены до перехода, а в целях главы 25 НК РФ применялся метод начисления (подп. 6 п. 6 ст. 346.6 НК РФ).
Раньше допускалось текущую налоговую базу уменьшать на убытки прошлых лет в конце отчетного периода. Теперь такое право у налогоплательщиков отнято, для списания убытков прошлых лет придется дожидаться окончания налогового периода (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).
Полученные дивиденды, с которых уже был удержан налог у источника выплаты, не включаются в доходы плательщика ЕСХН (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
Кстати, правила признания доходов были сильно подправлены. В частности, сняты вопросы по моменту признания дохода в случае оплаты неденежными средствами (векселем, отступным, новацией, взаимозачетом). Установлено, что суммовые разницы не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Значительно расширен перечень расходов, принимаемых при налогообложении (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В частности, можно учитывать расходы: на бухгалтерские и юридические услуги; на хранение, обслуживание и транспортировку товаров для перепродажи; на сертификацию продукции; на приобретение скота, молодняка птицы и мальков рыбы; на выплату вознаграждений посредникам; в виде отрицательной курсовой разницы; в виде роялти; на некоторые виды добровольного страхования и на многое другое.
До внесения изменений налоговые органы считали, что расходы на изготовление и сооружение основных средств, на создание самим плательщиком ЕСХН нематериальных активов не могут быть учтены. Правда, многие суды считали иначе. Теперь же построенное и созданное предприятием амортизируемое имущество уравняли "в правах" с покупными ОС и НМА (подпункты 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Однако достраивать, реконструировать, переоборудовать и модернизировать имеющееся имущество по-прежнему невыгодно: эти капитальные расходы опять "забыли" включить в перечень.
Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки разрешено признавать равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет (подп. 31 п. 2, п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).
Множество новых расходов появилось в перечне. В то же время правила признания многих имеющихся в нем расходов уточнили, причем иногда не в пользу налогоплательщика. Например, теперь можно учитывать не весь "входной" НДС, а только относящийся к принимаемым при налогообложении расходам при наличии оплаты поставщикам (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Или, например, санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и возмещение вреда можно учитывать только на основании решения суда (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Большие изменения внесены в порядок признания расходов по приобретению основных средств и нематериальных активов. Вот основные из них. Теперь такое имущество признается по правилам главы 25 НК РФ с учетом ряда особенностей. Если же ЕСХН применяется с момента регистрации налогоплательщика в налоговых органах, то первоначальная стоимость амортизируемого имущества берется из данных бухгалтерского учета. Списание расходов по нематериальным активам производится в том же порядке, что и по основным средствам, а срок полезного использования для них определяется в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ. По недвижимому имуществу расходы признаются с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию прав (не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г.) (п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Важно отметить, что изменения, внесенные в ст. 346.5 НК РФ, применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2006 г., хотя и вступили в силу только с 2007 г. Это означает, что организация должна перед подачей декларации за 2006 г. пересчитать доходы и расходы с учетом изменений в ст. 346.5 НК РФ. При этом если налогоплательщик сможет доказать, что изменения в указанную статью в их совокупности ухудшают его положение, то, по нашему мнению, он может не делать пересчет за 2006 г. Ведь в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
По-новому определяется остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, в случае обратного перехода на общую систему налогообложения и на УСН (пункты 8 и 9 ст. 346.6 НК РФ). Законодатели ввели в главу 26.1 НК РФ ранее отсутствовавшие правила определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на ЕСХН с двух других спецрежимов и при этом не забыли о предпринимателях (пункты 6.1, 9 ст. 346.6 НК РФ)
Уплачивающих ЕСХН индивидуальных предпринимателей обязали вести Книгу учета доходов и расходов (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Отметим, что Приказ Минфина России от 11.12.2006 N 169н, которым как раз и утверждена форма такой Книги для предпринимателей, находится на регистрации в Минюсте. Кроме того, теперь они будут сдавать декларацию и уплачивать налог так же, как остальные плательщики ЕСХН, т. е. не позднее 31 марта следующего года (ранее было 30 апреля) (подп. 2 п. 2 ст. 346.10, п. 5 ст. 346.9 НК РФ). В частности, декларацию за 2006 г. нужно подать не позже 31 марта 2007 г.
Как известно, в большинстве регионов России в отношении мелкомасштабной розничной торговли введена уплата единого налога на вмененный доход. И вот с 1 января 2007 г. для плательщиков ЕСХН установлен запрет на применение ЕНВД в случае, если они продают собственную сельскохозяйственную продукцию через свои розничные точки, магазины и объекты общепита (п. 7 ст. 346.2, абзац второй п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).
Другие налоги
При получении после 1 января 2007 г. лицензии на пользование объектами животного мира необходимо в течение 10 дней подать сведения в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию. Там же теперь производится уплата сбора за пользование объектами животного мира. В тот же налоговый орган следует обращаться за зачетом (возвратом) сбора по нереализованным лицензиям (п. 3 ст. 333.5, п. 1 ст. 333.7 главы 25.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ).
Не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие Водного кодекса РФ, т. е. после 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 333.8 НК РФ введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ).
Достаточно низкий размер государственной пошлины (100 руб.) установлен за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки и объекты недвижимости, подпадающие под так называемую "дачную амнистию" (подп. 20.2 введен в п. 1 ст. 333.33 главы 25.3 НК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
В целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых разрешено применять нулевую ставку к потерям полезных ископаемых, исчисленным по старым нормативам, до тех пор, пока Минприроды России или Минэнерго России не установят соответствующие нормативы налогоплательщику на очередной календарный год (подп. 1 п. 1 ст. 342 главы 26 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ). Это изменение применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2006 г., поэтому можно пересчитать НДПИ за прошлый год с учетом нового правила.
Усилены условия получения льгот по налогу на имущество и по земельному налогу для организаций - резидентов особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 и п. 9 ст. 395 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, которые помимо используемых в предпринимательской деятельности имеют и другие земельные участки, обязаны сдавать декларации по итогам года и ежеквартальные расчеты авансовых платежей земельного налога только по участкам, используемым для предпринимательства (пункты 1 и 2 ст. 398 главы 31 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 178-ФЗ).
И. Макалкин,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru