Заключая договоры с клиентами на оказание консультационных услуг в сфере недвижимости, наше ООО зачастую привлекает для их выполнения субподрядчиков, поручая им подготовить обзор рынка офисной недвижимости в конкретном городе. ООО учитывает расходы для целей исчисления налога на прибыль аналогично бухгалтерскому учету. От одного субподрядчика услуги были приняты по акту, и в этом же отчетном периоде их стоимость была учтена в составе расходов в бухгалтерском учете (на счете 20, а затем на счете 90) и в налоговом учете. Но доходы от этой сделки в этом периоде мы не получили, так как акт с клиентом был подписан только в следующем периоде.
Над выполнением данного заказа работали и наши сотрудники. Нужно ли привязывать их заработную плату к этой конкретной сделке и до момента подписания акта с клиентом учитывать ее на счете 20? Заработная плата (оклад) всем работникам нашего общества начисляется ежемесячно и учитывается в составе расходов ежемесячно без привязки к конкретным сделкам. У нас установлена номенклатура продаж для каждого отдела. Если в отчетном периоде в каком-то отделе была выручка от оказания услуг, которые предоставляются именно этим отделом, то все расходы данного отдела списываются в уменьшение этой выручки в бухгалтерском и в налоговом учете. То есть расходы по конкретной сделке "растворяются" в общих расходах отдела (внутри отдела расходы по отдельным сделкам не рассматриваются) и учитываются в уменьшение дохода в зависимости от наличия в отчетном периоде выручки у этого отдела (независимо от наличия в отделе дохода по той сделке, по которой были понесены расходы).
Аналогичные выводы можно сделать в отношении порядка отражения заработной платы сотрудников, занимающихся оказанием консультационных услуг.
В случае если общество имеет возможность исчислить сумму заработной платы сотрудника, занимающегося непосредственно оказанием консультационных услуг, относящуюся к конкретному договору, заключенному обществом с клиентом (например, путем ведения табеля учета рабочего времени сотрудника в разрезе конкретных договоров с клиентами), то указанная сумма будет учитываться в уменьшение доходов в периоде признания выручки от оказания обществом услуг в соответствии с договором с клиентом.
Если же распределить сумму заработной платы сотрудников между конкретными договорами не представляется возможным, то сумма заработной платы может быть, по мнению автора, учтена в уменьшение дохода в периоде начисления заработной платы. В таком случае расходы по заработной плате будут являться косвенными и признаваться в составе расходов (в уменьшение дохода) в периоде начисления заработной платы.
Либо общество может выбрать какой-либо показатель (например, сумму подписанных в отчетном периоде актов по договорам с клиентами), пропорционально которому расходы по заработной плате работников соответствующего отдела, занятых оказанием консультационных услуг клиентам в сфере недвижимости, будут распределяться между договорами и учитываться в разрезе соответствующих договоров, заключенных с клиентами, на счете 20.
В отношении тех видов деятельности, которыми занимается общество, нет специальных ведомственных отраслевых рекомендаций по порядку отражения расходов для целей бухгалтерского учета. На наш взгляд, вы вправе самостоятельно определить перечень расходов, учитываемых при исчислении величины незавершенного производства на конец отчетного периода. Указанный перечень необходимо закрепить в приказе об учетной политике. При этом необходимо обосновать исключение какого-либо вида расхода, отражаемого на счете 20 или на другом бухгалтерском счете, из состава показателей, учитываемых при исчислении величины незавершенного производства, в случае если есть возможность привязать данный расход к конкретному договору с клиентом.
Что касается порядка отражения расходов в налоговом учете, то здесь необходимо отметить следующее.
Начиная с 1 января 2005 г. организациям дано право самостоятельно определять перечень прямых расходов и порядок распределения этих расходов на остаток незавершенного производства (п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 319 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ). При этом перечень прямых расходов и порядок их распределения должны быть установлены в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
Если у вас указанный перечень прямых расходов отличается от перечня расходов, учитываемых в бухгалтерском учете при определении величины незавершенного производства, а также если у вас различный порядок распределения этих расходов на незавершенное производство в бухгалтерском и в налоговом учете, вы должны быть готовы обосновать правомерность данного отличия.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. При этом указанное положение необходимо закрепить в приказе об учетной политике.
И. Перелетова,
генеральный директор ЗАО
"Консалтинговая группа "Зеркало"
1 января 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru