город Омск |
|
|
Дело N А46-25355/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5077/2010)
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.05.2010
по делу N А46-25355/2009 (судья Голобородько Н.А.),
по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области
к Территориальному отделу N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконным решения от 11.12.2009 N 20/09-8097; о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от исправления технической ошибки; об обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Богзберг Е.А. (удостоверение N 347 выдано 01.06.2008) по доверенности от 06.05.2010 N 83 сроком действия по 30.09.2010;
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Савченко К.Ю. (удостоверение N 306 выдано 18.03.2010) по доверенности от 29.03.2010 N 83 сроком действия до 31.12.2010;
от Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детский легочно-туберкулезный санаторий" - не явился (о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом);
УСТАНОВИЛ:
решением от 07.05.2010 по делу N А46-25355/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее по тексту - ГУ лесного хозяйства Омской области), признал незаконным решение территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 11.12.2009 N 20/09-8097 об отказе в исправлении технической ошибки, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Суд признал незаконными действия территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по отказу в исправлении технических ошибок, выразившихся во внесении в сведения государственного кадастра недвижимости данных об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Суд обязал территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести изменения в материалы кадастрового учета путем исключения записи об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и внести запись об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель лесного фонда.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что имеется несоответствие между сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых вносились данные в государственный кадастр объектов недвижимости в части отнесения спорных земельных участков к определенной категории земель, поскольку спорные земельные участки являются ранее учтенными лесными участками, относящимися к категории земель лесного фонда. Данное обстоятельство в силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является технической ошибкой. Такая ошибка в соответствии с частью 2 статьи 28 названного Федерального закона подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление), являющееся правопреемником реорганизованного Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неполным исследованием и неверным определением фактических обстоятельств дела, неприменением нормы материального права, подлежащей применению, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что объектом учета являются земельные участки, отнесенные к определенной категории земель, а не земли. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом. Лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса российской Федерации.
Также Управление указывает на положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", предусматривающие требования для перевода особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства:
- в представленных для исправления технической ошибки документах отсутствует документ, в силу которого спорные земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7, отнесены к категории "земли лесного фонда";
- категория земель "особо охраняемые территории" присвоены земельным участкам Постановлением главы администрации Омской области от 08.12.1992 N 408-П "О Чернолучинско-Красноярской оздоровительной зоне" и решением Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 N 23 "Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения".
Кроме того, податель апелляционной жалобы ссылается на положения статьи 4, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из которых суд может признать недействительным ненормативный акт, который одновременно отвечает двум требованиям: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя.
ГУ лесного хозяйства по Омской области в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ГУ лесного хозяйства по Омской области ссылается на то, что имеющиеся сведения о границах, местоположении, площади спорных участков соответствуют требованиям действующего земельного законодательства к лесному участку; факт отнесения спорных земельных участков к категории земель лесного фонда подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на эти участки; ГУ лесного хозяйства по Омской области является органом, уполномоченным оспаривать решения и действия об отказе в исправлении технической ошибке, поскольку эти действия препятствуют реализации полномочий ГУ лесного хозяйства касающихся земель лесного фонда.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детский легочно-туберкулезный санаторий", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции по ходатайству Управления Росреестра по Омской области произвел в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замену заинтересованного лица - Территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на его правопреемника Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ГУ лесного хозяйства по Омской области поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей ГУ лесного хозяйства по Омской области и Управления Росреестра по Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Согласно полученным ГУ лесного хозяйства Омской области кадастровым выпискам на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:09 05 01:332, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 указанные земельные участки отнесены к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
ГУ лесного хозяйства Омской области, полагая, что названные земельные участки являются землями лесного фонда, а сведения об отнесении указанных земельных участков к категории особо охраняемых территорий ошибочно включены в государственный кадастр недвижимости, обратилось в территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлениями об исправлении технических ошибок в сведениях о категории указанных земельных участков путем указания на категорию земель "земли лесного фонда".
Решением территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 11.12.209 N 20/09-8097 заявителю было отказано в исправлении технической ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:332.
По земельным участкам с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 заявителю было сообщено об отсутствии технической ошибки.
Полагая, что действия территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Омской области, выразившиеся, по сути, в отказе в исправлении технической ошибки противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ГУ лесного хозяйства Омской области, последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями о признаний этих действий незаконными и обязании территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Омской области внести изменения в материалы кадастрового учета путем исключения записи об отнесении указанных земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, и внесения записи об отнесении этих участков к категории земель лесного фонда.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Означенное решение обжалуется Управлением Росреестра по Омской области в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
То есть технической ошибкой является ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая заключается в несоответствии сведений внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр.
В силу части 3 статьи 13 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании совокупности скомплектованных и систематизированных документов, образующих кадастровые дела.
В соответствии со статьей 22 данного Закона в состав необходимых для кадастрового учета документов должны входить помимо прочего документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделяют по целевому назначению, в том числе такие категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда.
При этом, если земли особо охраняемых природных территорий в силу части 2 95 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. То лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), причем в силу прямого указания закона.
К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Соответственно, для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земельного участка - "земли особо охраняемых территорий и объектов" территориальному отделу N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области должны были быть представлены документы подтверждающие данное обстоятельство.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле документы, в том числе те, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об отнесении спорных земельных участков к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, приходит к выводу о несоответствии сведений, внесенных в кадастр о такой категории земель, сведениям, содержащимся в кадастровых делах, по следующим основаниям.
Согласно плану лесонасаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омской области 1993 года, являющемуся лесоустроительным документом, участок занимаемый базой отдыха "Рубин" и оздоровительным лагерем "Огонек" отнесен к землям лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:41).
Натурным осмотром участка от 17.12.2009 определено его местоположение в границах выделов N N 26, 28, 30 квартала N 14, выделов NN 3, 5, 6, 7, 21 квартала N 18 Красноярского участкового лесничества Омского лесхоза. Указанным актом натурного осмотра также установлено, что участок относится к землям лесного фонда, категория лесов - защитные леса, подкатегория - лесопарковая часть зеленых зон.
Материалами таксационных описаний Красноярского лесничества Омского лесхоза Омского управления лесами квартал 18 Красноярского участкового лесничества, занимаемый вышеназванным участком, отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория - лесопарковые части зеленых зон: выдел 3 - березовые насаждения, выдел 5 - культуры, выдел 6 - березовые насаждения, выдел 7 - культуры, выдел 21 - березовые и сосновые насаждения. Квартал 14 - отнесен к категории защитных лесов, подкатегория - лесопарковые части зеленых зон: выдел 28 - культуры, выдел 26 - культуры, выдел 30 - культуры.
В соответствии с планом лесонасаждений Красноярского участкового лесничества Омского лесхоза земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:94 располагается в выделах N N 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12 квартала N 23 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Согласно материалам таксационных описаний квартал N 23 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества участок отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория - лесопарковые части зеленых зон: выдел 4 - пионерский лагерь, выдел 5 - березовые насаждения, выдел 7 - культуры, выдел 9 - сосновые насаждения, выдел 10 - сосновые насаждения, выдел 11 - сосновые насаждения, выдел 12 - культуры.
Из материалов лесоустройства следует, что земельный участок с кадастровым номером N 55:20:09 05 01:332 расположен в выделах NN 6, 10, 11, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 43 квартала N 21 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Материалами таксационных описаний квартал N 21 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: выдел 6 - сосновые насаждения, выдел 10 - сосновые насаждения, выдел 11 - березово-сосновые насаждения, выдел 17 - сосновые насаждения, выдел 18 - пионерский лагерь, выдел 19 - березовые насаждения, выдел 20 - березовые насаждения, выдел 22 - березовые насаждения, выдел 25 - пастбище, выдел 26 - пионерский лагерь, выдел 43 - прогалина.
Согласно плану лесонасаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омской области 1993 года, являющемуся лесоустроительным документом, участки, занимаемые оздоровительным комплексом "Зеленая роща" и оздоровительным городком им.Лени Голикова отнесены к землям лесного фонда (земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7).
Натурным осмотром участка от 17.12.2009 определено местоположение участков с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 в границах выделов N N 1, 2, 3, 4, 5, 6 квартала N 35 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества. Указанным актом натурного осмотра также установлено, что участок относится к землям лесного фонда, категория лесов - защитные леса, подкатегория - лесопарковая часть зеленых зон.
Материалами таксационных описаний Красноярского лесничества Омского лесхоза Омского управления лесами квартал 35 Красноярского участкового лесничества, занимаемый участками с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7, отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория - лесопарковые части зеленых зон: выдел 1 - усадьба, выдел 2 - усадьба, выдел 3 - усадьба, выдел 4 - березовые и сосновые насаждения, выдел 5 - усадьба, выдел 6 - березовые и сосновые насаждения.
Согласно описанию участка лесного фонда Красноярского лесничества Омского лесхоза, утвержденного заместителем начальника Главного управления природных ресурсов по Омской области, исходя из местоположения их в границах указанных выше кварталов, вышеназванные земельные участки являются частями участка лесного фонда Красноярского лесничества Омского лесхоза (ИНО 115245222440002).
Данный участок лесного фонда как лесной участок общей площадью 4295 га является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2009 серии 55 АВ N 850409. Согласно указанному свидетельству право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано 12.08.2004.
При этом, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы территориального отдела о том, что данное свидетельство не имеет отношения к Омскому кадастровому району, указав, что согласно данным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии разъяснениям, до введения в действие Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 08.12.2004 N 192, условный номер присваивался учреждениями юстиции по регистрации прав на основании постановления главы администрации Омской области "О порядке присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества" от 13.11.200 N 361-п. В соответствии с указанным постановлением Омскому району соответствовал номер 24.
Таким образом, спорные земельные участки являются землями лесного фонда.
Кроме того, спорные земельные участки являются ранее учтенными лесными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, в силу чего подлежат учету в соответствии с требованиями Закона о государственной кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ник, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Поскольку спорные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда, то внесение в государственный кадастр сведений об иной категории данных земельных участков является неправомерным.
Ссылку подателя апелляционной жалобы в обоснование соответствия сведении о категории спорных земельных участков, внесенных в государственный кадастр, сведениям, содержащимся в представленных документах, на постановление главы администрации Омской области от 08.12.1992 N 408-п "О Чернолученско-Красноярской оздоровительной зоне" и решение Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 N 23 "Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения", суд апелляционной инстанции не принимает по следующим основаниям.
Решение Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 N 23 "Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения" не позволяет идентифицировать круг объектов, на которых оно распространяется.
Постановления от 08.12.1992 N 408-п содержит сведения об отнесении Чернолученско-Красноярской зоны к курортам местного значения, не определяя эту зону как объект перевода в состав земель особо охраняемых территорий и не устанавливая ее границы.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из анализа норм статей 3, 5, 21, 91, 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, статей 6, 7 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, раздела 3 Закона ОФ от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной Администрации" глава администрации Омской области не был уполномочен единолично осуществлять перевод лесных участков из состава земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий.
Не свидетельствуют о переводе из состава земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и нормативные акты об изъятии земель (решение исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся от 21.01.1965 N 34, решение исполнительного комитета Омского районного Совета депутатов трудящихся Омской области N 314 от 05.10.1973, решение исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов от 14.03.1989 N 86, решение исполнительного комитета Омского областного совета депутатов трудящихся от 31.01.1966 N 77, постановление Главы администрации Омского района от 13.10.1992 N 474-п, постановление Главы администрации Омского района Омской области от 23.02.1993 N 106-п), так как изъятие из землепользования предполагает переход права пользования от одного субъекта к другому, а не изменение категории земель.
Более того, в решении исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 31.01.1966 N 77 "Об отводе строительному тресту N 5 земельного участка под детские оздоровительные учреждения" прямо указано, что участок предоставляется из состава земель государственного лесного фонда без права рубки леса без исключения из состав государственного лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии между сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых вносились данные в государственный кадастр объектов недвижимости в части отнесения спорных земельных участков к определенной категории земель, что в силу части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости является технической ошибкой.
Часть 2 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривает, что техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В связи с изложенным отказ территориального управления в исправлении технической ошибки, выразившейся в указании неверной категории земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:09 05 01:332, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7, является незаконным, техническая ошибка подлежит исправлению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области" с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками лесного фонда, является ГУ лесного хозяйства Омской области. Соответственно, рассмотренные незаконные действия территориального управления, нарушают права и законные интересы ГУ лесного хозяйства по реализации им своих полномочий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление Росреестра по Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.05.2010 по делу N А46-25355/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-25355/2009
Истец: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Ответчик: Территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детский легочно-туберкулезный санаторий", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5077/2010