город Омск |
|
|
Дело N А46-4215/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5548/2010)
Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010
по делу N А46-4215/2010 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технодез" Омск
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска
о признании недействительным решения N 17-09/4805 ДСП от 30.12.2009,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска - Пронина Т.А. по доверенности N 01-01/024273 от 11.08.2010 сроком действия до года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "Технодез" Омск - Маричева Т.Н. по доверенности N 520 от 12.03.2010 сроком действия до года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технодез" Омск (далее - ООО "Технодез" Омск, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска (далее - ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, инспекция, налоговый орган) N 17-09/4805 ДСП от 30.12.2009 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 465 161 руб. 60 коп., дополнительного начисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 325 808 руб. и начисления пени за его несвоевременную уплату в сумме 891 444 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу N А46-4215/2010 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет всех налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт N 17-09/75 ДСП от 04.12.2009.
На основании материалов проверки, а также возражений ООО "Технодез" Омск, заместителем ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска было вынесено решение от 30.12.2009 N 17-09/4805 ДСП "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым:
- общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога на добавленную стоимость (НДС) в виде штрафа в размере 465 161 руб. 60 коп.;
- обществу начислены пени: по налогу на добавленную стоимость в размере 891 444 руб. 53 коп.; по налогу на доходы физических лиц в размере 26 руб. 77 коп.;
- обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 2 325 808 руб.
Основанием для вынесения названного решения, послужили следующие обстоятельства.
Налоговым органом установлено, что в течение проверяемого периода общество имело финансово-хозяйственные взаимоотношения с ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "Медтехника 2007", ООО "СибТорг". Данные юридические лица налоговую отчетность не сдавали или сдавали налоговые декларации с минимальными начислениями, отсутствовали на момент проверки по их юридическим адресам, не имеют достаточной численности работников, материально-технической базы для осуществления хозяйственной деятельности. Первичные документы, составленные названными организациями, являются заведомо ложными, так как подписаны, согласно почерковедческой экспертизе, не теми лицами, которые указаны в учредительных документах. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерские документы, составленные ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007", не должны приниматься к бухгалтерскому учету. По таким основаниям, проверяющие пришли к выводу о наличии недостоверных сведений, содержащихся в счетах-фактурах, выставленных контрагентами налогоплательщика.
Налогоплательщик решение инспекции обжаловал в Управлении Федеральной налоговой службы по Омской области, которое приняло решение от 19.02.2010 N 16-17/02269 об отказе в удовлетворении жалобы ООО "Технодез" Омск.
Не согласившись дополнительным начислением налога на добавленную стоимость, штрафа и пени по нему, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции требования налогоплательщика удовлетворил и признал недействительным дополнительное доначисление налога на добавленную стоимость, штрафа и пени по нему. Выводы суда первой инстанции основаны на недоказанности налоговым органом факта нереальности осуществления хозяйственных операций со своими контрагентами, а также о том, что обществу на момент совершения таких операций было известно об обстоятельствах, которые налоговый орган положил в основу оспариваемого решения.
Доводы проверяющих о подписании первичных документов, исходящих от ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007", неуполномоченными лицами, а также доводы, основанные на объяснениях свидетелей, суд первой инстанции не принял во внимание, поскольку данные доказательства не отвечают критериям допустимости (проведение экспертизы с нарушением установленных требований, отсутствие предупреждения свидетелей об ответственности за дачу ложных показаний). Также в части названных доводов суд первой инстанции указал, что таковые не опровергают реальность хозяйственных операций между обществом и контрагентом и не свидетельствуют о недействительности сделок.
В апелляционной жалобе ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Технодез" Омск.
В обоснование своих доводов, инспекция в тексте апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, описанные в спорном решении, и указывает на то, что судом первой инстанции не дана должная оценка как в отдельности, так и в совокупности всем фактам, послужившим основанием для дополнительного начисления спорных сумм налога, пени и штрафа (отсутствие по месту регистрации, сдача отчетности с минимальными показателями, непричастность руководителей к деятельности контрагентов, подписание первичных учетных документов неуполномоченными лицами).
ООО "Технодез" Омск представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а также на отсутствие оснований для его отмены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей налогового органа и налогоплательщика, поддержавших доводы, соответственно изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 143 НК РФ ООО "Технодез" Омск является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, из системного анализа статей 169, 171, 172 НК РФ следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) налога на добавленную стоимость при одновременном существовании следующих условий: наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями статьи 169 НК РФ; принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основании первичных учетных документов.
При этом, совершенные налогоплательщиком операции должны обладать признаками реальности, а документы, подтверждающие факт совершения операции, - признаками непротиворечивости.
Таким образом, в целях установления всех фактических обстоятельств дела и для его правильного разрешения необходимо установить:
- подтверждение либо не подтверждение налогоплательщиком своего права на вычет путем представления полного пакета документов;
- наличие либо отсутствие в данных документах недостоверных сведений, неточностей и противоречивостей;
- реальность либо нереальность хозяйственных операций, по которым произведено налогообложение;
Обязанность по доказыванию правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость законодателем возложена на налогоплательщика. Однако это не освобождает налоговые органы от обязанности по доказыванию как наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, так и направленности действий налогоплательщика на необоснованное получение налоговой выгоды при осуществлении соответствующих хозяйственных операций.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, налогоплательщиком, в качестве документального подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС, в налоговый орган были представлены соответствующие счета-фактуры, платежные документы. Поставленные товары приняты к учету и отражены в бухгалтерских документах общества.
Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается, претензий к неполноте представленных документов проверяющие не высказали ни в тексте спорного ненормативного правового акта, ни в ходе рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде.
Таким образом, налогоплательщик имеет все предусмотренные законодательством документы, являющиеся основанием для предоставления налогового вычета.
Как уже было указано, налоговый орган считает, что представленные обществом документы имеют недостоверные сведения и не могут подтверждать наличие права на вычет по НДС.
Свои доводы инспекция основывает на результатах проведенного исследования принадлежности подписей руководителей ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007", имеющихся на первичных документах, и показаний руководителей названных юридических лиц.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
При наличии у налогового органа сомнений в подлинности подписи в счете-фактуре, он обязан назначить экспертизу в порядке статьи 95 НК РФ, и только в этом случае выводы налогового органа могут считаться законными и обоснованными.
Налоговый орган не принял счета-фактуры, выставленные ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007", сославшись на результаты экспертизы, оформленные справкой экспертно-криминалистического центра УВД по Омской области, которой установлено, что подписи руководителей названных юридических лиц, выполнены неуполномоченными лицами.
Судом первой инстанции на основании положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка результатам проведенной почерковедческой (графологической) экспертизы.
Так, судом первой инстанции было верно установлено, что налоговым органом не был соблюден порядок назначения экспертизы, установленной статьей 95 НК РФ, поскольку при вынесении постановления о назначении почерковедческой экспертизы от 11.11.2009 N 17-09/5-12 не была указана фамилия эксперта, которому поручено провести исследование, в связи с чем, налогоплательщик не имел возможности реализовать свои права, установленные пунктом 7 статьи 95 НК РФ (заявить отвод, представить дополнительные вопросы, присутствовать и давать объяснения).
В нарушение Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ N 511 от 29.06.2005 в справке не указано:
- сведения об эксперте - образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;
- предупреждение или сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложного заключения;
- оценка отдельных этапов исследования, анализ полученных результатов в целом, обоснование и формулирование выводов.
Также судом первой инстанции было обоснованно отмечено, что согласно справке об исследовании работа проводилась в течение полутора дней. За это время должны были быть исследованы образцы (свободные и экспериментальные) почерка и подписи пяти разных лиц, 408 бухгалтерских документа, что физически, при проведении должного исследования, невозможно, а потому выводы эксперта нельзя принять за достоверные.
Суд апелляционной инстанции не может приять объяснения Ильясова А.С., Семенова А.П., Карпушина И.В., Витория (Шапочкина) И.О. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего выводы инспекции о подписании первичных документов от имени ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007" неуполномоченными лицами.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 90 НК РФ налоговый орган в ходе осуществления налогового контроля вправе опросить в качестве свидетеля любое лицо, которому известны какие-либо факты, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 90 НК РФ до получения от свидетеля показаний должностное лицо налогового органа обязано предупредить его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, уклонение от их дачи или отказ от дачи таких показаний. При отсутствии такой отметки в протоколе допроса свидетеля данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства, изобличающего вину налогоплательщика.
Исходя из положений вышеназванных норм, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание показания свидетелей Ильясова А.С., Семенова А.П., Карпушина И.В., Витория (Шапочкина) И.О., так как они получены с нарушением процессуальных норм, а именно: данные лица не предупреждены об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний, о чем свидетельствует отсутствие подписи в соответствующих графах объяснений.
Исходя из положений пункта 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Таким образом, что результаты проведенной экспертизы, что показания свидетелей, не подтверждают обстоятельства несоответствия представленных налогоплательщиком в обоснование права на вычет документов.
Неподтвержденность позиции налогового органа, исходя из презумпции добросовестности налогоплательщиков, свидетельствует о представлении ООО "Технодез" Омск документов, которые не содержат недостоверных сведений, неточностей и противоречивостей.
Что касается реальности (нереальности) хозяйственных операций, по которым произведено налогообложение, то инспекция данные обстоятельства не исследовала в ходе проверки и не ставила своей целью установления факта действительного приобретения обществом у рассматриваемых контрагентов товаров.
Между тем, из представленных в материалы дела документов следует, что обществом товар, указанный в договорах, счетах-фактурах и товарных накладных получен и за него произведена оплата.
Инспекция не представила каких-либо доказательств опровергающих данное обстоятельство, а равно доказательств, указывающих, что товары, поименованные в документации ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007", фактически были получены обществом от иных лиц.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что реальность спорных хозяйственных операций является установленной и не вызывает сомнений.
Учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 09.03.2010 N 15574/09, в определении от 12.03.2010 N ВАС-18162/09, суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для непринятия налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по сделкам с указанными поставщиками.
По таким основаниям, материалами дела установлено наличие всех оснований для предъявления ООО "Технодез" Омск к вычету спорных сумм НДС.
Суд апелляционной инстанции убежден в том, что налоговый орган, указывая на обстоятельства недобросовестности поставщиков не представил доказательств совершения недобросовестных действий налогоплательщиком; не доказал, что налогоплательщик, вступив в договорные отношения с данными контрагентами, знал или должен был знать, что поставщики окажутся недобросовестными, то есть общество изначально действовало недобросовестно с целью необоснованного уменьшения своих налоговых обязательств перед бюджетом.
Не могут служить основанием для отказа в праве на налоговый вычет по НДС те обстоятельства, что контрагенты общества по юридическому адресу не находятся, отчетность не предоставляют.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязательств сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Таким образом, законодательством право налогоплательщика на налоговую выгоду не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, в том числе третьими лицами по цепочке прохождения товара, не устанавливается и обязанность налогоплательщика подтверждать эти обстоятельства при предъявлении к вычету сумм налога на добавленную стоимость, а, следовательно, не может служить основанием для отказа в праве на налоговую выгоду.
Законодательство о налогах и сборах не ставит возможность получения налогоплательщиком налоговой выгоды в зависимость от нахождения поставщика, являющегося самостоятельным налогоплательщиком, по юридическому адресу и непредставления последним отчетности в налоговые органы.
Не может быть воспринят довод подателя жалобы, что поставщики налоги в бюджет не уплачивают, а общество при заключении с названными организациями договоров не проявило должной осмотрительности и осторожности.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует и не опровергнуто проверяющими, что на момент заключения и исполнения договоров между обществом и ООО "СибТехСервис", ООО "Альтсофт", ООО "СибТорг", ООО "Медтехника 2007" последние являлись действующими юридическими лицами, их регистрация в установленном законом порядке не была признана недействительной.
Действующее налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей по контролю за деятельностью своих контрагентов и не предоставляет таких полномочий, такая обязанность в силу статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации возложена на налоговые органы.
Следовательно, довод налогового органа о том, что общество при выборе контрагентов не проявило достаточной степени осмотрительности и осторожности является необоснованным.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на то, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Вследствие этого правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, что предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
Обязанность по доказыванию предполагает представление налоговым органом доказательств, бесспорно подтверждающих, что действия налогоплательщика не имели экономического основания и были направлены исключительно на искусственное создание оснований для необоснованного налогообложения, поэтому являются недобросовестными.
Налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентами оснований для необоснованного возмещения НДС.
С учетом обстоятельств дела общество выполнило все условия, необходимые для принятия к вычету заявленных сумм НДС.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции оценил доводы налогового органа в их совокупности и взаимной связи и посчитал недоказанным вывод инспекции о недобросовестности налогоплательщика. Налоговый орган, констатировав отдельные обстоятельства, не исследовал и не обосновал их в совокупности, каким образом каждое из них в отдельности и все в совокупности они свидетельствуют об участии налогоплательщика в "схеме". В данном случае налоговый орган не представил доказательств того, что налогоплательщик является недобросовестным и создавал схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств, что приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
Налоговый орган не доказал, что представленные налогоплательщиком документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам и отраженные в них сведения недостоверны. Приведенные налоговым органом доводы не позволяют утверждать о недобросовестности налогоплательщика, поскольку выводы налогового органа основаны на предположениях и не подтверждаются материалами дела.
Таким образом, при недоказанности согласованных действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных исключительно на искусственное создание оснований для возмещения налога, приводимые налоговым органом доводы и указанные в решении обстоятельства, не являются подтверждением недобросовестности ООО "Технодез" Омск при реализации предоставленного ему законом права на применение налоговых вычетов. Налоговая добросовестность третьих лиц не влияет на права налогоплательщика и не является доказательством недобросовестности общества, поскольку не доказана согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных исключительно на искусственное создание оснований для неправомерного налогообложения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Удовлетворив заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г.Омска освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2010 по делу N А46-4215/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4215/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Технодез", Общество с ограниченной ответственностью "Технодез", Общество с ограниченной ответственностью "Технодез"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5548/2010