Аптеки: лицензируем деятельность
Перед тем как приступить к работе, аптечное учреждение должно получить лицензию: продажа лекарств, изделий медицинского назначения и деятельность по изготовлению лекарственных средств подлежат обязательному лицензированию.
О том, какие существуют лицензии, каков порядок их получения, как отразить в учете расходы на получение лицензии, вы узнаете из нашей статьи.
Порядок розничной торговли лекарственными средствами установлен в ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Розничная торговля лекарственными средствами, зарегистрированными в РФ, осуществляется аптечными учреждениями.
Виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обращения лекарственных средств.
Аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление упомянутых функций, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи*(1).
Наряду с лекарственными средствами аптечные учреждения имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию.
Решение об открытии нового аптечного учреждения принимает орган местного самоуправления.
Правовые аспекты
Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с действующим законодательством. Порядок получения лицензии и перечень видов деятельности, осуществление которых возможно только при ее наличии, определены Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ). В п. 1 ст. 17 этого закона приведены виды такой деятельности.
В этом перечне есть два вида деятельности, которые связаны с продажей лекарств:
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Конкретные вопросы лицензирования решаются в изданных на основании Федерального закона N 128-ФЗ положениях о лицензировании тех или иных видов деятельности. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, регулирует Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Лицензия на ведение фармацевтической деятельности предоставляется на пять лет. Срок ее действия может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
В пункте 4 Положения установлены лицензионные требования и условия, которым необходимо соответствовать при осуществлении фармацевтической деятельности:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для ведения фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст. 29 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона N 86-ФЗ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей";
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил их изготовления, утверждаемых в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 86-ФЗ, и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных и являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в РФ, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со ст. 31 Федерального закона N 86-ФЗ;
е) наличие у руководителя - соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее трех лет и сертификата специалиста;
ж) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста;
и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже одного раза в пять лет.
Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 4 Положения.
Для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности ее соискатель направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, которую намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, которую намерен вести заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, ОГРН записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
- ИНН и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемая деятельность в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ, которую соискатель лицензии намерен осуществлять.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о предоставлении лицензии необходимо приложить:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке), - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, которые при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрены федеральными законами.
Для фармацевтической деятельности это будут:
а) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности;
б) копия выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил;
в) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании, о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.
Если копии документов не заверены нотариусом, то их необходимо представлять с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.
При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с п. 6 Положения заявлении и документах, а также возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем сопоставления данных, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии, со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, которые представляются лицензирующему органу ФНС РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, аптечная организация имеет право на получение его дубликата в виде заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии".
Дубликат или копия такого документа предоставляется лицензиату в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего письменного заявления. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой "дубликат" в двух экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой - хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.
Информация об осуществлении лицензируемой деятельности, предусмотренная п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 14 Федерального закона N 86-ФЗ, размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии;
в) получения от ФНС РФ сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 134-ФЗ.
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в ее предоставлении), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 86-ФЗ.
Если аптечная организация получит отказ от предоставления лицензии, то на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ она может обжаловать это решение в суде. Данная правовая норма предусматривает, что соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Обжалование действий органов, ведающих вопросами лицензирования фармацевтической деятельности, регулируется АПК РФ. Пунктом 2 ст. 197 АПК РФ определено: для того чтобы обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии, организации - соискателю лицензии необходимо подать в арбитражный суд по местонахождению лицензирующего органа заявление о признании незаконным его решения.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ организация - соискатель лицензии может обратиться в арбитражный суд с заявлением в течение трех месяцев после того, как ей стало известно о принятом в отношении нее решении. Если в данный срок организация по каким-то причинам не обжаловала это решение, то суд вправе по ходатайству такой организации восстановить срок для подачи заявления, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии со ст. 199 АПК РФ заявление о признании решения органа, ведающего вопросами лицензирования, незаконным должно соответствовать общим требованиям. Они установлены ст. 125 АПК РФ.
Кроме общих требований заявление должно содержать:
- наименование органа, который принял оспариваемое решение;
- название, номер, дату принятия такого решения;
- сведения о правах и законных интересах, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением;
- названия и реквизиты законов и иных нормативных правовых актов, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;
- требование заявителя о признании решения незаконным.
К заявлению следует приложить все документы, имеющие отношение к данному делу, а также могущие повлиять на его рассмотрение арбитражным судом.
Кроме того, заявитель должен направить в адрес ответчика копию своего заявления.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказательства того, что причины, по которым было принято отрицательное решение о выдаче лицензии на фармацевтическую деятельность, уважительные, целиком возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Если суд не установит иной срок для вступления в законную силу решения по такому делу, то на основании п. 7 ст. 201 АПК РФ оно вступает в силу с момента его оглашения.
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за осуществление деятельности без лицензии.
На основании норм гражданского законодательства (п. 2 ст. 61 ГК РФ) юридическое лицо, осуществляющее деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), может быть ликвидировано по решению суда.
Кроме того, п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, - наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ;
- на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ;
- на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Если предпринимательская деятельность осуществляется с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то согласно п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ это влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ;
- на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
- на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
На основании ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:
- штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
- обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
- арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Расходы на получение лицензии
Статьей 15 Федерального закона N 128-ФЗ, п. 13 Положения предусмотрено, что за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий и, собственно, за их предоставление, а также переоформление взимается государственная пошлина.
Порядок уплаты государственной пошлины с 1 января 2005 г. установлен в гл. 25.3 НК РФ.
В частности, согласно пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за осуществление действий уполномоченных органов, связанных с лицензированием, взимаются государственные пошлины в следующих размерах:
- за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
- за предоставление лицензии - 1 000 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.
Дополнительно к оригиналам документов, представляемых в лицензирующий орган, необходимо подготовить их нотариально заверенные копии. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор установлены в пп. 26 п. 1 ст. 333.24 НК РФ: за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается 100 руб.
Также возникают расходы на доставку пакета документов в лицензирующий орган, то есть почтовые либо командировочные расходы, если организация принимает решение о личной доставке документов в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Бухгалтерский учет
До принятия лицензирующим органом соответствующего решения уплаченные организацией лицензионные сборы не могут быть признаны расходами организации на основании п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н, и учитываются в составе дебиторской задолженности.
При предоставлении организации лицензии расходы, связанные с ее получением, учитываются в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, в составе расходов будущих периодов, для учета которых Планом счетов предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов", как расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Списание в бухгалтерском учете данных расходов со счета 97 производится в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
На основании п. 5, 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с получением лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, являются для организации затратами по обычным видам деятельности. Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Признание в учете расходов по обычным видам деятельности отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции в данном случае со счетом 97.
Пример.
Аптечная организация 25.10.2006 представила в лицензирующий орган документы на оформление лицензии. Расходы по предлицензионной подготовке документов составили 4 720 руб., в том числе НДС - 720 руб.; затраты на оплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб., расходы на оплату сбора за предоставление лицензии - 1 000 руб. Лицензия получена 25.12.2006. Срок ее действия - с 01.01.2007 по 01.01.2012.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета выбран способ равномерного включения в себестоимость продукции расходов будущих периодов. Аптека находится на общем режиме налогообложения, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются методом начисления.
Бухгалтер аптеки составит следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма,руб. | |||
Оплачены услуги сторонних организаций по предлицен- зионной подготовке |
60 |
51 |
4 720 |
|||
Расходы, связанные с оформлением лицензии, включены в состав расходов будущих периодов |
97 |
60 |
4 000 |
|||
Отражен в учете НДС по затратам на предлицензионную подготовку |
19 |
60 |
720 |
|||
Принят к вычету НДС из бюджета | 68 | 19 | 720 | |||
Перечислена плата за рассмотрение заявления о предос- тавлении лицензии |
76 |
51 |
300 |
|||
Перечислена плата за предоставление лицензии | 76 | 51 | 1 000 | |||
После получения лицензии фактические расходы на ее получение отражены в составе расходов будущих перио- дов |
97 |
76 |
1 300 |
|||
Ежемесячно в течение срока действия лицензии и осуществления аптекой лицензируемого вида деятельности |
||||||
Отражено списание расходов на получение лицензии (5 300 руб./5 лет/12 мес.) |
20 |
97 |
88,33 |
Если организация какое-то время не ведет лицензируемую деятельность, то в бухгалтерском учете расходы на лицензирование следует включать в состав прочих расходов и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Налогообложение
Аптечные организации, которые получали лицензию в период нахождения на общем режиме налогообложения или на "упрощенке", смогут учесть затраты на лицензирование в целях налогообложения.
Налог на прибыль
В пункте 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поскольку деятельность по распространению лекарственных средств подлежит лицензированию и осуществление этой деятельности на территории РФ при отсутствии лицензии запрещено, расходы аптеки, связанные с получением лицензии, являются экономически оправданными и могут быть отнесены к прочим затратам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Метод начисления
Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ для затрат в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей, к которым относится госпошлина, датой осуществления признается дата начисления налогов (сборов).
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы по предлицензионной подготовке признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо - на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода. Во избежание разногласий с контролирующими органами при проверках этот момент желательно отразить в учетной политике в целях налогообложения.
Доходы от лицензируемой деятельности предполагается получать в течение всего срока действия лицензии, поэтому на основании положений ст. 272 НК РФ расходы, связанные с получением лицензии, распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета расходы, связанные с приобретением лицензии, признаются одновременно.
При ситуации, когда лицензия приобретена, а деятельность по лицензируемому виду по каким-либо причинам не осуществляется или приостановлена, затраты для целей налогообложения все равно относятся равномерно на расходы организации. Это следует из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ, так как расходы на лицензию относятся к периоду ее действия.
Кассовый метод
Согласно п. 3 ст. 273 НК РФ при кассовом методе определения доходов и расходов в целях налогообложения прибыли расходами налогоплательщиков являются затраты после фактической оплаты товаров, работ, услуг, имущественных прав, которой признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
В налоговом учете аптек затраты, связанные с получением лицензии, в полной сумме признаются в качестве прочих расходов при выполнении двух условий:
- лицензия получена;
- лицензионные сборы уплачены.
Упрощенная система налогообложения
Аптечные организации, применяющие "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при расчете единого налога уменьшают доходы на расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ.
Перечень расходов, принимаемых в целях налогообложения, является закрытым, и до недавнего времени контролирующие органы не позволяли "упрощенцам" уменьшать доходы на сумму лицензионных платежей. Так, например, в Письме УМНС РФ по г. Москве от 16.06.2004 N 21-09/40251 указано, что перечень расходов, предусмотренных п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не содержит расходы на лицензирование. Следовательно, данные расходы не могут учитываться при определении объекта налогообложения по единому налогу. Соответственно НДС, уплаченный при оформлении лицензии, также не учитывается в составе расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.
После вступления в действие с 1 января 2005 года гл. 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" аптечные организации получили возможность списывать лицензионные расходы по статье "Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах" (пп. 22 ст. 346.16 НК РФ). Это было обусловлено тем, что п. 1 ст. 333.16 НК РФ установлено: государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц: при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Окончательно вопрос о расходах на лицензирование в пользу аптечных организаций, применяющих УСНО, был решен Федеральным законом N 101-ФЗ. Данный закон дополнил закрытый перечень расходов пп. 30 ст. 346.16 НК РФ: расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
При подготовке пакета документов на лицензирование аптечная организация - "упрощенец" может понести расходы на нотариальное заверение копий документов. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСНО, вправе учесть плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Данные расходы согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ нужно учитывать в соответствии с порядком, предусмотренным пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ (эта норма дословно повторяет пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Напомним, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимают госпошлину по ставкам, установленным ст. 333.24. "Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий" НК РФ.
Е.Л. Джабазян,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"