г.Москва |
Дело N А40-35950/10-144-163 |
|
N 09АП-19653/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Гончарова В.Я., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Манохиной И.А.,
при участии:
от заявителя: Семенова Е.И. по доверенности от 04.05.2010, паспорт 45 01 611682, Шевцов С.Ю. по доверенности от 04.05.2010, удостоверение N 5926, Сельницын Ю.М. решение N 2 от 01.10.2009, паспорт 45 09 787642;
от заинтересованного лица: Монахова А.А. по доверенности от 28.12.2009 N ЗЗ-и-3051/9, удостоверение N 881,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.06.2010
по делу N А40-35950/10-144-163 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ООО "Багира Лтд."
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе скорректировать границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ
ООО "Багира Лтд." обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившиеся в отказе скорректировать границы принадлежащего ООО "Багира Лтд." земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.7, корп.2, без увеличения площади участка (600 кв.м); обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы представить документы о корректировке границ принадлежащего ООО "Багира Лтд." земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Автозаводская, д.7, корп.2, без увеличения площади участка (600 кв.м), необходимые для внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт участка
Решением суда от 17.06.2010 заявление удовлетворено. При этом суд исходил из наличия предусмотренных ст.198 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права. В обоснование своей позиции указало на отсутствие у Департамента полномочий по корректировке земельных участков, находящихся в частной собственности. Считает, что учет изменений таких объектов недвижимости осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Представило письменные пояснения.
Заявитель возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, а решение суда - оставить без изменения. Представил письменные возражения с дополнениями. Указал, что предоставленный Департаментом в собственность заявителю земельный участок нуждается в корректировке, поскольку не соответствует площади застройки расположенного на нем принадлежащего заявителю здания. Считает, что в соответствии с п.п.2.2.1 и 3.1.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является уполномоченным органом по формированию земельных участков, находящегося на территории города Москвы. Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Багира Лтд." является собственником здания по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.7, корп.2. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:02003:002, площадью 600 кв. м по тому же адресу.
Полагая, что спорный земельный участок расположен не точно под зданием, а именно часть здания крыльцо и две летних веранды на капитальном фундаменте выходят за пределы одной из его сторон, что не соответствует п.п.1 и 7 ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно которым местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, Общество письмом от 15.02.2010 N 27/02 обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы о корректировке его границ согласно приложенному к письму проекту по контуру строения, сохранив неизменной площадь земельного участка (600 кв.м), и о внесении соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка.
Рассмотрев обращение ООО "Багира Лтд.", Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от 15.03.2010 N 33-5Т5-161/10(0)-1 отказал в корректировке границ спорного земельного участка со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.09.2009 N КГ-А40/8786-09-П, в части вывода суда о том, что границы земельного участка после окончания строительства здания не изменились, следовательно, корректировка границ указанного земельного участка не требуется.
Заявитель оспорил данный отказ в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в уполномоченный орган по формированию земельных участков, находящихся на территории города Москвы - Департамент земельных ресурсов города Москвы, представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для корректировки границ спорного земельного участка. Таким образом, суд посчитал, что оспариваемый отказ в корректировке границ принадлежащего ООО "Багира Лтд." земельного участка не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно статьям 3, 4 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы издает распоряжения об уточнении границ земельных участков (корректировке границ земельных участков) только в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, Департамент не уполномочен осуществлять подобные действия с земельными участками, находящимися в частной собственности.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 77:05:02003:002, площадью 600 кв. м по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.7, корп.2, принадлежит ООО "Багира Лтд." на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1, л.д.10).
Данный земельный участок предоставлен Обществу на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.11.2009 N 1212-05 ДЗР, договора купли-продажи от 04.12.2009 N М-05-С00341.
Изданию указанного распорядительного документа и заключению договора купли-продажи предшествовал судебный спор между ООО "Багира Лтд." и Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
В частности, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2009 по делу N А40-15077/08-146-170 признано незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившееся в неподготовке проекта решения о возмездном предоставлении земельного участка ООО "Багира Лтд." и в непредоставлении проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002, расположенного под зданием по адресу: г.Москва, ул. Автозаводская, д.7, корп.2, для его заключения. При этом суд обязал Департамент подготовить проект соответствующего решения о продаже в собственность заявителя спорного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002, направить заявителю для подписания проект договора купли-продажи земельного участка.
В ходе рассмотрения дела N А40-15077/08-146-170 судом кассационной инстанции (постановление ФАС МО от 19.01.2009 N КГ-А40/12745-08) были даны указания суду первой инстанции обсудить вопрос об обязании лиц, участвующих в деле, провести осмотр спорного земельного участка, на который заявитель - ООО "Багира Лтд." просит обязать заключить договор купли-продажи, с составлением соответствующего ситуационного плана с целью определения местонахождения здания, находящегося в собственности заявителя (в том числе определения внешних границ упомянутого здания, а также установить изменились ли данные границы после увеличения общей площади здания на 250,3 кв. м) относительно данного земельного участка.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанций по делу N А40-15077/08-146-170 суд первой инстанции в своем решении от 26.03.2009 отметил, что был проведен осмотр, спорного у земельного участка на предмет изменения границы земельного участка после увеличения общей площади здания на 250,3 кв. м относительного данного земельного участка. Суд указал, что согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 28.02.2007 ООО "Багира Лтд." занимает земельный участок с кадастровым номером 77:05:02003:002 размером 600 кв. м согласно договору аренды земельного участка. При этом суд указал, что по объяснению представителей лиц, участвующих в деле, в результате реконструкции пятно застройки не изменилось, после увеличения общей площади здания на 250,3 кв. м относительного данного земельного участка, не изменились границы земельного участка. В силу этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенная заявителем реконструкция здания не является ни надстройкой, ни пристройкой, ни сооружением. Суд апелляционной инстанции в постановлении от 03.06.2009 также указал на то, что судом первой инстанции была дана оценка акту проверки земельного законодательства от 28.02.2009 и сделан обоснованный вывод о том, что Общество занимает земельный участок с кадастровым номером 77:05:02003:002 размером 600 кв. м согласно договору аренды земельного участка и в результате реконструкции пятно застройки не изменилось. После увеличения общей площади здания на 250,3 кв. м относительного данного земельного участка не изменились границы земельного участка.
Таким образом, вопрос о границах спорного земельного участка и соотношения этих границ с границами расположенного на участке здания окончательно разрешен судебными инстанциями по делу N А40-15077/08-146-170. Эти обстоятельства, согласно ч.2 ст.69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение для настоящего спора и свидетельствуют о том, что площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002 определены с учетом земельного и градостроительного законодательства.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, заявитель фактически выражает свое несогласие с границами предоставленного ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002.
Между тем, доказательств того, что границы спорного земельного участка определены с нарушением п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ не представлено.
Местоположение, площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002 были известны заявителю как на момент рассмотрения в суде дела N А40-15077/08-146-170, так и на момент издания распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.11.2009 N 1212-05 ДЗР и заключения договора купли-продажи от 04.12.2009 N М-05-С00341. К распоряжению Департамента и договору прилагался кадастровый паспорт участка с планом. Каких-либо замечаний относительно границ и площади земельного участка заявителем высказано не было. Договор купли-продажи от 04.12.2009 N М-05-С00341 подписан и участок передан заявителю в собственность без каких-либо разногласий.
Обращаясь в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о корректировке земельного участка, заявителем не было учтено, что изменение границ земельных участков, находящихся в частной собственности, возможно в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так, ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что в государственный кадастр вносятся сведения об описании местоположения границ земельного участка. Эти сведения являются уникальными характеристиками объекта недвижимости.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу частей 2-6 ст.20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
Согласно п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Статья 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что уточнение местоположения границ земельного участка предполагает обязательное согласование этих действий со смежными землепользователями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, а также по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, ООО "Багира Лтд.", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77:05:02003:002, в случае изменения уникальных характеристик этого участка (границ земельного участка), не лишено возможности обратиться в соответствующий компетентный орган исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Для оформления соответствующих документов для государственного кадастрового учета в связи с изменением границ земельного участка Обществу не требуется издание распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы о корректировке границ спорного земельного участка. Наличие такого документа не предусмотрено ст.22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Департамент земельных ресурсов города Москвы лишь может участвовать в согласовании границ земельного участка в случае, если город Москва является смежным землепользователем по отношению к ООО "Багира Лтд.".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ является законным, не создает препятствий для реализации заявителем своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде распределяются в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июня 2010 г. по делу N А40-35950/10-144-163 отменить.
Заявление ООО "Багира Лтд." о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившихся в отказе скорректировать границы принадлежащего ООО "Багира Лтд." земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.7, корп.2, без увеличения площади участка (600 кв.м.) и внести соответствующие изменения в кадастровый паспорт участка, обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы предоставить документы о корректировке границ принадлежащего ООО "Багира Лтд." земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Автозаводская, д.7, корп.2, без увеличения площади участка (600 кв.м.), необходимые для внесения соответствующих документов изменений в кадастровый паспорт участка, оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Багира Лтд." (ИНН/КПП 7725229930/772501001) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35950/10-144-163
Истец: ООО "Багира Лтд."
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19653/2010