г. Воронеж 18/16б |
|
"17" сентября 2010 г. |
Дело N А14-3107/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Безбородова Е.А., Седуновой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещеряковой В.С.,
при участии:
от ООО "Стандарт": Ермолова Н.В., представитель, доверенность б/н 20.08.2010 г.;
от конкурсного управляющего ООО "Мир" Мелякова А.Ю.: Лаврова А.Д., представитель, доверенность б/н от 04.05.2010 г., Егорочкин М.Б., представитель, доверенность б/н от 03.09.2010 г.;
от ФНС России: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Росреестра по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт"
на определение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 г.
по делу N А14-3107/2010/18/16б (судья Е.И. Ларина),
принятое по заявлению ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 9 по Воронежской области
об установлении требований кредитора ликвидируемого должника ООО "Мир".
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 г. ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - ООО "Мир", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства по упрощенной процедуре, конкурсным управляющим назначен Меляков Алексей Юрьевич.
В ходе процедуры конкурсного производства ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 9 по Воронежской области обратилась с заявлением об установлении и включении в реестр требований кредиторов ООО "Мир" задолженности по обязательным платежам в бюджет в сумме 339 550 руб. 53 коп., в том числе 300 660 руб. недоимки, 38 051 руб. 53 коп. пени, 839 руб. штрафов.
Определением Арбитражного суда Воронежской области заявление уполномоченного органа удовлетворено, установлено требование Федеральной налоговой службы к ООО "Мир" на дату открытия конкурсного производства (27.04.2010 г.) по обязательным платежам в размере 300 660 руб. недоимки, 38 051 руб. 53 коп. пени, 839 руб. штрафов и признано подлежащим удовлетворению в третью очередь и включению в реестр требований кредиторов ООО "Мир".
Не согласившись с данным определением, ООО "Стандарт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что возможность принудительного взыскания задолженности на дату обращения уполномоченного органа в суд с настоящим требованием не утрачена, полагает, что по следующим требованиям ФНС России об уплате налога, сбора, пени, штрафа суду надлежало отказать уполномоченному органу во включении в реестр требований кредиторов ООО "Мир":
4. N N 501-503 от 27.05.2009 г.,
8. N 1393 от 12.08.2009 г.
По остальным требованиям налоговой инспекции представитель ООО "Стандарт" возражений не заявил.
При отсутствии возражений со стороны иных лиц, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 года "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", судебная коллегия сочла возможным не выходить за пределы обжалуемой части решения и осуществить проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Представитель ООО "Стандарт" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое в части определение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела.
Представители конкурсного управляющего ООО "Мир" Мелякова А.Ю. не возражали относительно доводов апелляционной жалобы, считая определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в обжалуемой части.
Представители ФНС России, Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о месте и времени судебного заседания.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей ФНС России, Управления Росреестра по Воронежской области.
В судебном заседании 03.09.2010 г. объявлялся перерыв до 10.09.2010 г. (с учетом выходных дней).
Суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей ООО "Стандарт" и конкурсного управляющего ООО "Мир" Мелякова А.Ю., считает определение суда первой инстанции подлежащим частичному изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 100, пунктом 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов к должнику, заявленные в ходе конкурсного производства, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из следующих критериев:
Возможность принудительного взыскания утрачивается:
Данные положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" необходимо применять с учетом того, что были внесены изменения и дополнения в статьи 46 и 47 Налогового кодекса, вступившие в силу с 01.01.2007 года, а также в связи с принятием нового Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (принят ГД ФС РФ 14.09.2007 г.), изменяющего нумерацию соответствующих статей и регламентирование процедуры исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, рассматривая заявление уполномоченного органа об установлении требований кредитора ликвидируемого должника ООО "Мир", суд первой инстанции исходил из наличия задолженности общества по обязательным платежам в бюджет в заявленном размере, которая подтверждается представленными налоговыми декларациями, требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 5426 от 27.03.2009 г., N 8018 от 09.04.2009 г., N 9602 от 15.05.2009 г., NN 501-503 от 27.05.2009 г., N 941 от 29.05.2009 г., NN 668, 669 от 26.06.2009 г., N 16123 от 06.08.2009 г., N 1393 от 12.08.2009 г., N 26238 от 09.11.2009 г., N 2959 от 11.11.2009 г., N 99 от 22.01.2010 г., N 98 от 22.01.2010 г., соответствующими решениями о взыскании налогов, сборов, пени, штрафа за счет денежных средств должника, решениями и постановлениями о взыскании налогов, сборов, пени, штрафа за счет имущества должника N 230 от 12.05.2009 г., N 374 от 25.06.2009 г., N 412 от 09.07.2009 г., N 508 от 07.09.2009 г., N 427 от 18.08.2009 г., N 602 от 09.10.2009 г., N 4 от 12.01.2010 г., N 153 от 15.03.2010 г., расчетами пени.
На основании указанных документов, суд области пришел к выводу о том, что возможность принудительного взыскания задолженности в заявленном размере в установленном законодательством порядке на момент предъявления требования уполномоченным органом в суд не утрачена.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г.), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 г. пропуск установленных налоговым законодательством сроков принятия и направления организации требования об уплате недоимки, решения о ее взыскании за счет денежных средств (п. 3 ст. 46, ст. 70 НК РФ) не является основанием для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа в случае, если на дату подачи в арбитражный суд заявления об установлении требований не истек предусмотренный Налоговым кодексом 6-месячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за счет имущества должника.
Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., ст. 46 НК РФ изложена в новой редакции.
В частности, пунктом 3 данной статьи установлено, что решение о взыскании за счет денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следовательно, применение разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 г., надлежит осуществлять с учетом изменений, внесенных в ст. 46 НК РФ, а именно, срок давности на обращение с заявлением суд подлежит исчислению с момента истечения срока на добровольное исполнения требования об уплате налога, а не с момента окончания установленного п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса.
Редакцией статьи 47 НК РФ, действующей с 01.01.2007 года, предусмотрено, что Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В части 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно п. 3 ст. 22 ФЗ "Об исполнительном производстве" (новый Закон) и п. 3 ст. 15 ранее действовавшего ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
По истечении данного срока установление требований ФНС России по обязательным платежам является незаконным и необоснованным в связи с утратой возможности их принудительного исполнения в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд.
Судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 5426 от 27.03.2009 г., сумма недоимки составила 113 220 руб., со сроком уплаты 06.04.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 818 от 17.04.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 230 от 12.05.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.05.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/1887/1/2009. Постановлением от 11.06.2009 г. исполнительное производство N 20/27/1887/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 17.12.2009 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 8018 от 09.04.2009 г., сумма недоимки составила 37 488 руб., пени 1 527 руб. 02 коп., со сроком уплаты 27.04.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 977 от 28.05.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 374 от 25.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.07.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2247/1/2009. Постановлением от 17.07.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2247/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 24.01.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 9602 от 15.05.2009 г., сумма недоимки составила 37 488 руб., пени 1 949 руб. 40 коп., со сроком уплаты 25.05.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 978 от 28.05.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 374 от 25.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.07.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2247/1/2009. Постановлением от 17.07.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2247/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 24.01.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 501 от 27.05.2009 г., сумма штрафа составила 100 руб., со сроком уплаты 06.06.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1068 от 10.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 412 от 09.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.07.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009. Постановлением от 29.07.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 29.01.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 502 от 27.05.2009 г., сумма штрафа составила 189 руб., со сроком уплаты 06.06.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1067 от 10.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 412 от 09.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.07.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009. Постановлением от 29.07.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 29.01.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 503 от 27.05.2009 г., сумма штрафа составила 100 руб., со сроком уплаты 06.06.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1066 от 10.06.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 412 от 09.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.07.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009. Постановлением от 29.07.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2382/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 29.01.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 941 от 29.05.2009 г., сумма пени составила 20 руб., со сроком уплаты 18.06.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1358 от 13.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 508 от 07.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.09.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2988/1/2009. Постановлением от 21.09.2009 г. исполнительное производство N 20/27/2988/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 07.04.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 668 от 26.06.2009 г., сумма штрафа составила 100 руб., со сроком уплаты 06.07.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1390 от 20.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 427 от 18.08.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.08.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2874/1/2009.
Согласно п. 3 ст. 22 ФЗ "Об исполнительном производстве", уже действовавшего в данном периоде, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Порядок осуществления исполнительских действий по взысканию задолженности по налогам, пени и штрафам в соответствии с НК РФ изменяется в отношении должника в связи с осуществлением мероприятий по его ликвидации в добровольном или принудительном порядке (банкротство) - в частности, с введением наблюдения или добровольной ликвидацией. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (ст. 63 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в ред. Федерального закона от 18.12.2006 г. N 231-ФЗ). В случае ликвидации организации статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенных положений норм действующего законодательства о несостоятельности и норм Налогового кодекса РФ уполномоченным органом при включении требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 668 от 26.06.2009 г. на сумму 100 руб. штрафа не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что окончание, возвращение и последующее предъявление исполнительного документа было произведено с соблюдением процедуры, установленной налоговым законодательством и законодательством о банкротстве, а, следовательно, не доказан тот факт, что ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов в течение установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 669 от 26.06.2009 г., сумма штрафа составила 100 руб., со сроком уплаты 06.07.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1391 от 20.07.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 427 от 18.08.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.08.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/2874/1/2009.
Согласно п. 3 ст. 22 ФЗ "Об исполнительном производстве", действовавшего в данном периоде, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Порядок осуществления исполнительских действий по взысканию задолженности по налогам, пени и штрафам в соответствии с НК РФ изменяется в отношении должника в связи с осуществлением мероприятий по его ликвидации в добровольном или принудительном порядке (банкротство) - в частности, с введением наблюдения или добровольной ликвидацией. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (ст. 63 ФЗ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ). В случае ликвидации организации статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенных положений норм действующего законодательства о несостоятельности и норм Налогового кодекса РФ уполномоченным органом при включении требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 669 от 26.06.2009 г. на сумму 100 руб. штрафа не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что о том, что окончание, возвращение и последующее предъявление исполнительного документа было произведено с соблюдением процедуры, установленной налоговым законодательством и законодательством о банкротстве, а следовательно, не доказан тот факт, что ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов в течение установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 16123 от 06.08.2009 г., сумма недоимки составила 37 488 руб., пени 15 453 руб. 77 коп. со сроком уплаты 24.08.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1674 от 09.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 602 от 09.10.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.10.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/3509/1/2009. Постановлением от 30.11.2009 г. исполнительное производство N 20/27/3509/1/2009 окончено.
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 09.06.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
В соответствии с требованием об уплате налогов, сборов, пени, штрафа N 1393 от 12.08.2009 г., сумма пени составила 58 руб. 95 коп. со сроком уплаты 31.08.2009 г. Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение N 1675 от 09.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговым органом были приняты решение и постановление N 602 от 09.10.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Последнее было направлено для исполнения в подразделение судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.10.2009 г. было возбуждено исполнительное производство N 20/27/3509/1/2009. Постановлением от 30.11.2009 г. исполнительное производство N 20/27/3509/1/2009 окончено, в связи с ликвидацией должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
Учитывая положения ст.ст. 21, 22 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления исполнительного документа истекает 09.06.2010 г.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 31.05.2010 г., то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что возможность принудительного взыскания задолженности в установленном законодательством порядке на момент обращения уполномоченного органа в суд в отношении недоимки в размере 112 468 руб. (300 660 руб. - 188 196 руб.), пени 34 555 руб. 11 коп. (38 051 руб. 53 коп. - 3 496 руб. 42 коп.), штрафа 250 руб. (839 руб. - 589 руб.) не утрачена.
Принимая во внимание, что задолженность ООО "Мир" по обязательным платежам в размере 112 468 руб. недоимки, 34 555 руб. 11 коп. пени, 250 руб. штрафов, подтверждена надлежащими доказательствами, требования уполномоченного органа в указанном размере обоснованны и подлежат установлению и включению в реестр требований кредиторов ООО "Мир".
В соответствии со ст. 2, п. 4 ст. 134, п. 1 ст. 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченных органов подлежат удовлетворению в третью очередь.
Согласно ст. 4, п. 3 ст. 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
На основании вышеизложенного, определение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 г. по делу N А14-3107/2010/18/16б подлежит изменению в части установления требования Федеральной налоговой службы к ООО "Мир" на дату открытия конкурсного производства (27.04.2010 г.) по обязательным платежам в размере 300 660 руб. недоимки, 38 051 руб. 53 коп. пени, 839 руб. штрафов, признания его подлежащим удовлетворению в третью очередь и включению в реестр требований кредиторов ООО "Мир".
Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости установления требования Федеральной налоговой службы к ООО "Мир" на дату открытия конкурсного производства (27.04.2010 г.) по обязательным платежам в размере 112 468 руб. недоимки, 34 555 руб. 11 коп. пени, 250 руб. штрафов, признания его подлежащим удовлетворению в третью очередь и включению в реестр требований кредиторов ООО "Мир".
В остальной части в установлении требований ФНС России надлежит отказать.
Исходя из положений пункта 15 Информационного Письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005 г. при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 101, 106, 110, 112, 258, 266 - 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 г. по делу N А14-3107/2010/18/16б изменить.
Установить требование Федеральной налоговой службы к ООО "Мир" на дату открытия конкурсного производства (27.04.2010 г.) по обязательным платежам в размере 112 468 руб. недоимки, 34 555 руб. 11 коп. пени, 250 руб. штрафов, признать его подлежащим удовлетворению в третью очередь и включению в реестр требований кредиторов ООО "Мир".
В остальной части в установлении требований Федеральной налоговой службе отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3107/2010/18/16Б(2)
Заявитель: МИФНС России N9 по Воронежской области
Должник: ООО "Мир"
Заинтересованное лицо: ООО "Стандарт", Меляков А.Ю.
Иные лица: УФНС по Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5888/10